«Музеи — это место, где хранится прошлое и где умные, деятельные люди формируют будущее», — такой цитатой Елизавета Лихачёва, искусствовед и историк архитектуры, открыла панельную дискуссию, посвященную искусству, на II Международном симпозиуме «Создавая будущее». Как будет выглядеть коллекционирование будущего, какими станут музеи и как изменится искусство? Эти вопросы обсуждали в Национальном центре «Россия» приглашенные эксперты: художники, коллекционеры, галеристы, кураторы выставок.
Искусствовед Зельфира Трегулова, много лет возглавлявшая Третьяковскую галерею, обратила внимание, что изменилась ситуация в музейной жизни регионов. Если раньше столичные музеи отдавали на выставки вещи из запасников, то теперь культурные центры, отбросив снобизм, делятся сокровищами, больше не действуя по принципу: «На тебе, боже, что мне негоже!» Третьяковская галерея открыла филиалы в Самаре и Калининграде, совершив прорыв, который, по словам Зельфиры Трегуловой, может послужить моделью того, что будет происходить в стране в ближайшие десятилетия.
«Это не просто показ шедевров в регионах и выполнение программы с целью сделать искусство доступным для всей страны, это невероятное поднятие планки работы с музейными ценностями, экспозицией, публикой», — считает Зельфира Трегулова. По её мнению, музеи перестают быть просто выставочными залами и превращаются в комплексное пространство, где есть и мастерские, и кафе, и магазины, и аудитории для лекций и кинофильмов — всё, чтобы претендовать на звание важнейшей культурной площадки в городе.
Кроме того, Зельфира Трегулова отметила, что главный музей национального искусства России создавался как частная инициатива, как задача, которую поставил себе коллекционер и фабрикант Павел Третьяков. В 26 лет, отправляясь в длительное путешествие за рубеж, Павел Михайлович написал завещание, где упомянул о своем желании создать общедоступный музей, от которого «будет польза для многих и удовольствие для всех». Эта мысль остаётся актуальной и сейчас, ведь многие коллекционеры задумываются только о личном собрании.
«Большинство музейных коллекций мира — это работы, отобранные частными коллекционерами. Таким образом, самый главный вопрос не в инвестициях в искусство, а в ответственности, которую несет коллекционер», — добавил Пьер-Кристиан Броше, организатор выставок и собиратель современного искусства. По его словам, деятели арт-рынка сами себя провозгласили таковыми, а их авторитет подтверждают коллеги. Выбор коллекционера делает художника легитимным: хороший мастер — тот, кого покупают.
«Искусство стоит столько, сколько ты готов за него заплатить», — дополнила Елизавета Лихачева, руководившая музеем архитектуры и Пушкинским музеем, отметив, что современное искусство связано с личным вкусом и не существует объективных критериев качества произведения и его цены. И это еще раз подчеркивает ответственность коллекционеров, и важность желания конкретного человека повлиять на процесс.
Если вам интересно послушать другие мысли, которые были высказаны экспертами во время панельной дискуссии «Культурные институции будущего», то на сайте и в соцсетях Национального центра «России» доступна запись онлайн-трансляции.