Найти в Дзене
Магистерия

Александр Скрябин. Главный мечтатель русской музыки

Знаете ли вы, что философия – это вторая важнейшая линия биографии Александра Скрябина? Он мечтал по-крупному, творил для вечности и для великой музыки, которой служил.

Еще в юности он открыл для себя Шопенгауэра, а затем познакомился с Ницше и его концепцией сверхчеловека. Это идея о способности человеческого «я» влиять на мироздание, вера в человечество, вера в себя как мессию. И вот как это повлияло на творчество Александра Скрябина.

В 1901 году Скрябин создает «Вторую симфонию»: она состоит из пяти частей, вдохновленных философской идеей борьбы света и тьмы, диалектического единства противоположностей. Старший коллега Скрябина по композиторскому ремеслу Анатолий Лядов пишет своему другу Митрофану Беляеву: «Со всех концов, со всех щелей ползут декаденты».

Да, Скрябин, конечно, дитя своего века. Скрябин — декадент. Он ищет новые средства музыкального языка и дерзновенно использует их в своих сочинениях. Традиционный симфонический цикл состоит из четырех частей — он создает пять или шесть. Симфонии не принято заканчивать хоровым выступлением — Скрябин добавляет хоровой финал.

Премьера симфонии состоялась под управлением Лядова в Петербурге в 1902 году и вызвала скандальный прием. Публика разделилась: одна часть была готова принимать новое, а вторая столь же рьяно отрицала идеи, которые предлагал Скрябин. Вот, например, карикатура на Скрябина — забавная реакция на его произведения.

Скрябин в порыве творчества. Шарж художника П. Калабановского. Мемориальный музей А. Н. Скрябина, Москва
Скрябин в порыве творчества. Шарж художника П. Калабановского. Мемориальный музей А. Н. Скрябина, Москва

Скрябин как никто другой умеет передавать в своих симфонических полотнах экстатический восторг. Симфонии Скрябина фантастически яркие, они так глубоко вовлекают слушателя в процесс переживания, что приводят буквально к финальному катарсису. Кажется, что это искусство способно изменить мир. По крайней мере, в его власти изменить слушателя.

Скрябин действительно был великим мечтателем: он как будто вообще не считался с практикой концертирования, правилами концертной жизни, он творил для вечности и для великой музыки, которой служил. Предлагаем убедиться в этом на курсе музыковеда Валерии Величко «Портреты русских композиторов. ХХ век» — вы сможете познакомиться с главными новаторами музыкальной жизни ХХ века и послушать отрывки не только из программных, но и редких произведений.