Найти в Дзене
Мнемозина

Нейросети переписывают историю

"При Сталине за это сочинение расстреляли бы школьника, его семью и нейросеть с ее создателями" - такое довелось услышать в перепалке по поводу сочинения нейросети о пионере-герое Володе Дубинине. Эту историю рассказала в соцсетях еще год назад учительница литературы. Она провела урок о подвиге пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны и задала на дом написать сочинение об одном из юных героев. Вот что написал один ученик: "Володя Дубинин был обычным мальчиком, который учился в школе и дружил с ребятами. Однажды, когда он шел домой из школы, он заметил, что что-то неладное происходит на одном из городских складов. Володя увидел, как из склада выносят какие-то мешки и загружают их в странную машину без номеров. Он сразу понял, что должен сделать что-то важное. Хотя он не знал точно, что происходит, он побежал в ближайший участок полиции и рассказал обо всем, что видел. Оказалось, что на складе пытались украсть важные запасы для города. Благодаря его быстрому вмешательству уда
Оглавление

"При Сталине за это сочинение расстреляли бы школьника, его семью и нейросеть с ее создателями" - такое довелось услышать в перепалке по поводу сочинения нейросети о пионере-герое Володе Дубинине.

Эту историю рассказала в соцсетях еще год назад учительница литературы. Она провела урок о подвиге пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны и задала на дом написать сочинение об одном из юных героев.

Вот что написал один ученик:

"Володя Дубинин был обычным мальчиком, который учился в школе и дружил с ребятами. Однажды, когда он шел домой из школы, он заметил, что что-то неладное происходит на одном из городских складов. Володя увидел, как из склада выносят какие-то мешки и загружают их в странную машину без номеров. Он сразу понял, что должен сделать что-то важное. Хотя он не знал точно, что происходит, он побежал в ближайший участок полиции и рассказал обо всем, что видел. Оказалось, что на складе пытались украсть важные запасы для города. Благодаря его быстрому вмешательству удалось поймать преступников и сохранить ценные вещи. Все в школе гордились Володей и называли его настоящим героем"
(ссылка на источник в конце статьи)

Тут как минимум три ужасные вещи.

Те, кто в теме, представьте эту ситуацию. Зима 1941-1942 года. Оккупированный Крым. Керченский пионер (!!! будущий комсомолец и, вероятно, коммунист) сообщает полиции (!!!! врагам!!!) о подозрительных людях, которые воруют нечто со склада. Может быть, это были те самые партизаны, на которых он работал. И за сотрудничество с оккупантами его называют героем.

Ужас первый: рассказ учителя никто не слушал. А ведь она рассказала всё, что необходимо для сочинения, всю фактуру. Можно было залезть в Интернет и что-то уточнить. Залезли в нейросеть. То есть ребята с ранних пор (судя по всему, это 4-5й класс) учителей ни во что не ставят.

Ужас второй: Школьник переписал творчество нейросети и, не читая и не анализируя его, сдал учительнице. @makarenko недавно сокрушался по этому поводу, рассказывая аналогичный случай про зарубежных школьников. Отношение к заданиям "и так сойдет" выработалось у школьников потому, что за неверные ответы их не только не отчислят из школы, но и двойку не поставят, чтобы не портить показатели школы. Это не только у нас. Это грозная тенденция в образовании, когда следование пресловутым KPI дискредитирует полностью всю систему образования, обесценивает аттестат и диплом.

Ужас третий: не только школьники, но и блогеры, журналисты ради "лайков", "вовлеченности". короче, ради тех самых KPI, по сути, ради денег готовы штамповать самый феерический бред свой или нейронки. А потом по этому бреду будут писаться новые учебники, на такие публикации будут ссылаться как на реальные источники. Как вам такое переписывание истории?

Кстати, что на самом деле было с Володей Дубининым?

Вот информация, которая содержит факты. Хотя , судя по стилю, писали ее тоже школьники к какому-нибудь классному часу. Но сами писали, не искажая факты!

-2

Мы стоим на пороге исторической катастрофы. Историю снова переписывают. Теперь роботы

Общеизвестная фраза о том, что историю пишут победители, теряет свою актуальность. Цифровой Мюнхгаузен, порожденный человеческой ленью, захватывает информационное пространство.

На тех же площадках, которые платят авторам за контент, уже не первый год размещается увлекательный бред: Дмитрий Донской в сияющих немецких доспехах, Мамай — с тремя саблями, а ветер развевает знамена с неправильными гербами. Факт-чекинг? Кликбейтный заголовок — и ложь, как вирус, расходится по сети, принося копейку блогеру. Блогеры-дилетанты подхватывают «сенсацию», тиражируя её тысячам подписчиков. Люди верят, цитируют, встраивают фантом в свою картину мира. И потом уже новые школьники ссылаются на эти фантазии как на реальность. Ну потому что "в газетах не могут писать, а по радио и ТВ не могут говорить неправду" - это мы проходили еще во времена СССР. Теперь на смену газетам пришел интернет.

Анекдот времен #СССР
— радио сообщает, что в стране изобилие продуктов, а наш холодильник пустой. В чем тут дело?
— включите холодильник в радиосеть.

Так рождается поколение, для которого нейровымысел — неотличим от исторической правды.

Что делать? Не бороться с технологиями, а подчинить их!

Сейчас правотворцы наконец-то додумались ввести в СМИ и блогах обязательную маркировку: «Текст создан с применением ИИ». Пусть читатель знает, что перед ним — фантазии цифрового чудовища, монстра из нулей и единиц.

Школа должна не запрещать нейросети, а учить детей работать с ними критически. Давать в эссе и сочинениях ссылки на реальные источники, чтобы учитель мог их проверить. Оценка — за личный анализ, а не за красивый рерайт машинных галлюцинаций.

История — это не набор данных, а коллективная память. Не позволяем превратить её в свалку цифровых мифов. Будущее не за теми, кто быстрее генерирует контент, а за теми, кто способен отделять знание от иллюзии.

Ссылки по теме: