Мы планировали эту поездку больше полугода, а в итоге всё пошло не по плану. И это хорошо!
Путоранские горы легко узнать — срезанные словно ножом вершины-близнецы выдают себя характерными очертаниями даже в густом тумане. Сколько раз я разглядывал эти силуэты на чужих фотографиях и видео…
Ещё до поездки в Норильск мне казалось, что мы с Ксюшей уже там побывали — так много материалов было пересмотрено и перечитано.
Но сейчас могу смело признать, что всё это не отражает даже толики того космического ощущения, которое приходит, когда оказываешься ТАМ. На плато Путорана.
Капризы природы Арктики
На следующий день после нашего прибытия погода на озере Лама успела перемениться несколько раз.
Видимо, чем-то мы разгневали местных богов, потому что в самый сложный день, когда нашей группе предстоял наиболее продолжительный пеший маршрут, природа решила покапризничать по полной.
Забегая вперёд, скажу, что по накалу эмоций и дикой красоте этот поход уж точно заслуживает участия в очередном сезоне туристической премии «Маршрут построен»!
Промозглое арктическое утро. Мелкий, противный, моросящий дождь. Низкие тяжёлые облака. Ну, один плюс в этом всё же есть — никакой мошкары. А уж поверьте, для здешних земель это настоящий подарок судьбы!
Грузимся вместе с группой на уже ставший родным большой катер-катамаран с магическим именем «Волшебник».
Мы в полной экипировке, взяли с собой всё — от термоса с чаем и обеда до бинокля, дождевика и трекинговых палок. Ходить предстояло долго.
Примерно с полчаса мы шли по зеркальной воде озера Лама, пока не пришвартовались на одном из берегов-перешейков между Ламой и другим озером, Капчук. Это всё старинные долганские названия.
Десантировались на берег, капитан махнул нам рукой, и катер, медленно пятясь, стал удаляться. Теперь только мы — чуть меньше двух десятков туристов, три инструктора и где-то там наверху, на уровне 988 метров, пик горы Фестивальной. Точнее, какой там пик — просто плоскогорье.
Группа старалась бодриться, но многие хмуро поглядывали на не менее хмурое небо. Можно понять: ехать в такую даль, потратить кучу денег и не увидеть красоты, ради которой всё это затевалось? Обидно, однако.
Но Арктика не была бы Арктикой, если бы не умела показывать человеку истинную красоту. Правда, для этого ему сначала нужно научиться её разглядывать и не жить планами.
А что касается планов, то у нас на первой же остановке они пошли по известному направлению.
Крепкие середнячки и потери
Идея наших инструкторов — Елены, Леры и Сергея — была проста и разумна: разделить группу по уровню подготовки. В авангарде должны были идти самые быстрые — спортивные ребята, которые занимаются трекингом не первый год. Таких, кстати, было большинство.
За ними следовали мы с Ксюшей — не профи, но и не черепахи. Крепкие середнячки, которые любят часто останавливаться, фотографировать мох и небеса, разглядывать камни в поисках пищух, а потом снова идти и о чём-то мечтать. У нас свой, удобный темп, и нам важен сам процесс, а не конечная цель.
Замыкали шествие две милые дамы в возрасте.
Такое деление идеально ложилось на троих сопровождающих: каждый мог бы вести свою часть колонны независимо от других. Идеальный план, если бы он сработал!
Стартанули бодро. Первая часть пути проходила среди сладких ароматов лесотундры, практически без крутых подъёмов. Я даже, грешным делом, подумал, что вот так плавно мы и доберёмся до вершины. Ага, сейчас! Это была лишь разминка, которая закончилась на смотровой площадке, аккурат на перешейке между двумя озёрами.
Постояли, отдышались, полюбовались видами. Даже дождь слегка стих. Настроение пошло в рост. В рост пошла и крутизна подъёма. Ничего экстремального, но теперь мы уже уверенно двигались всё выше и выше.
И вот — первые потери. Одна из дам в хвосте группы остановилась и сказала, что дальше идти не может. Подкачала экипировка: кроссовки — не лучшая обувь для трекинга и уж точно крайне опасная при передвижении по курумникам. Да и физически ей было сложно.
Изначально третью, самую медленную группу, вела Лера. Она и осталась с дамой дожидаться возвращения группы или проплывающего мимо «Волшебника», чтобы передать туристку на базу, что куда приятнее вариант. В противном случае пришлось бы ждать три-четыре часа. Под дождём.
Вторая дама, соответственно, присоединилась к нашей команде «середнячков». Итого: два инструктора и две группы. Загибаем пальцы.
И здесь пора объяснить, что такое «курумник». По сути, это каменная река — россыпь огромных камней, по которым приходится скакать, словно горный козёл. Вверх — это несложно и даже забавно. А вот спускаться по этому природному аттракциону, особенно в дождь, уже откровенно опасно. Туристы травмируются регулярно.
Но до спуска было ещё далеко. Первый курумник мы преодолели успешно. Тем временем быстрая группа ушла далеко вперёд, но у нас и не было цели за ними угнаться.
Следующая смотровая. Передышка. Вид, конечно, открывался интересный, но ещё пока не тот. Благо, тучи периодически разгоняло ветром, и в разрывах уже проглядывали очертания гор.
Вдруг мы потеряли и вторую даму. Физически она оказалась не готова тянуть весь подъём. Что делать? По идее, Елене нужно сопровождать женщину к берегу, но тогда мы с Ксюшей остаёмся без инструктора. Мы-то сами и не против, но в диких местах, где медведи — постоянные жители, этого допускать нельзя по технике безопасности. Патовая ситуация.
Решение нашлось быстро: «спортивная» группа нас дождалась, и дальше мы пошли уже вместе с ними. На какое-то время остался один инструктор и одна группа, а значит, и один темп.
Вот здесь мы с Ксюшей и начали терять удовольствие от процесса. Подниматься в гору в чужом темпе — занятие сомнительное. И обузой быть не хочется, и потеть, будучи и так насквозь мокрым, — тоже такое себе... Вместо того чтобы идти и наслаждаться видами (пусть даже в тумане), пришлось мчаться за авангардом. А задача-то, повторюсь, была не дойти куда-то, а получить удовольствие.
К счастью, гиды у нас были — профессионалы. Они быстро почувствовали, что мой чайничек начинает закипать, и всё перестроили. К нам прикрепили Сергея — спокойного, толкового инструктора, который сразу понял, что нам не нужно никуда спешить. А Елена же за это время успела вернуться с берега, и теперь уже сама сопровождала «шустрячков». Такая вот рокировка.
Стало подниматься куда легче и приятнее. А здесь и небо решило с нами поиграть в приятные игры.
Туман, курумники и снова курумники
Туман — штука интересная. Сначала он принёс разочарование. Ну ещё бы, приехать за тысячи километров и увидеть белую пелену вместо эпических видов!
Но и с туманом возможно дружить. Главное — не злиться, а пошире открыть глаза и сознание.
Стоит принять эту данность, как вдруг начинаешь замечать «окна», когда на 5–10 минут ветер разгоняет облака, открывая пейзажи, которые далеко не каждому туристу посчастливится увидеть.
Затем всё вновь затягивает низкой облачностью, но лишь для того, чтобы через мгновение природа снова явила свою сокровенную красоту.
Мы шли по очередному курумнику, счёт которым я уже потерял, — по огромным базальтовым камням, результату извержения супервулкана четверть миллиарда лет назад.
Туман снова расступился, и за ним проступили ступенчатые силуэты Путоранских гор. Они не казались дружелюбными, но источали энергетику запредельного масштаба.
Такой вид — не глянцевая открытка, а нечто куда более живое и драматичное.
Я пожалел в тот момент, что не владею ремеслом художника, иначе обязательно постарался бы запомнить все детали, чтобы потом со скрупулёзной точностью отразить их на холсте. Пришлось ограничиться запуском в небеса Жужика.
— В солнечную погоду всё красиво, но предсказуемо, — прокомментировал происходящее Сергей. — А в туман плато показывает свой характер. Не каждому открывается. Нам повезло.
Внизу показалось озеро Лама — огромное, тёмное, древнее. Рядом — Капчук, а между ними перешеек, откуда мы стартовали. До вершины же Фестивальной оставалось уже немного. Растительность вокруг стала скудна, как обычно бывает в горах, только редкие тонкие стволы деревьев, многочисленный мох и камни. А вот ветер задул с новой силой, забрызгивая в лицо холодные капли дождя.
Мы откровенно устали и промокли. Пришлось признаться, что встал неприятный выбор: идти ещё полчаса до вершины, полностью скрытой в тумане, или остаться на этом последнем уступе и любоваться видом, пока он есть. Далеко не факт, что на обратном пути нам повезёт так же.
Впрочем, выбора как такового и не было. Не сговариваясь, мы с Ксюшей предпочли покорению созерцание. Вершина ради галочки была не нужна, хоть небольшая обида и свербила ум. Но зачем менять мгновение на формальность, если всё самое главное происходило здесь и сейчас?!
Выдохнули, остановились. Достали перекус, налили горячего сладкого чая из термоса и уютно устроились на мягкой подушке мха под огромным валуном, защищавшим нас от ветра.
Пили чай, болтали, летали с коптером и... получали истинное наслаждение от происходящего в моменте.
Так мы и дождались возвращения группы с вершины. Ребята, конечно, монстры: технично сходили туда и обратно. Молодцы!
После все вместе отправились назад, в долгий путь вниз.
Спуск оказался не легче подъёма — мокрые камни, каждый шаг приходилось делать с оглядкой. Но перед глазами ещё стояла эта дикая, но прекрасная панорама. Поэтому, будучи под сильными эмоциями, даже как-то и не обратили внимание, что спустились к берегу, где нас уже поджидал катер.
Всего на поход ушло около шести часов, с одиннадцати утра до пяти вечера. Да, многое пошло не по плану. Но ведь в этом и заключается настоящее приключение — оно начинается там, где заканчивается план. 🐾
__________________
Читайте другие заметки норильского цикла: