О реальных ценах в магазинах на Крайнем Севере. И немного воспоминаний о том, как было раньше, во времена моего детства.
Про Норильск существует невероятное количество мифов. Например, когда я был ребёнком и пару месяцев вынужден был учиться в школе на «материке», сверстники одолевали глупыми вопросами типа: «А правда, что у вас там ходят по верёвкам и ездят на оленях?». Само собой, я всё подтверждал. Шучу!
Но и среди повзрослевших детей хватает заблуждений. Наверное, самый устойчивый миф будто северяне у себя там жируют и «гребут лёгкие деньги лопатой». Самое забавное, что даже в век интернета и нейросетей, когда любая информация открывается быстрее, чем успеваешь сформулировать вопрос, и в это время находятся люди, которые так считают.
Вон, к примеру, недавно «Северный город» выпустил материал, где привёл данные Росстата о росте цен в Заполярье выше среднероссийского уровня. Но и без новостей всё понятно, достаточно лишь сверить доходы и расходы жителей Норильска.
Чтобы не ходить вокруг да около, предлагаю перейти к конкретике: на что уходит зарплата норильчанина, во сколько на Севере обходятся продукты и почему разговоры про «северные миллионы» звучат скорее раздражающе для северян.
Специально для этой заметки я опросил двух своих друзей — Дениса, горняка, который живёт в Норильске сегодня, и Андрея — тренера, недавно переехавшего из Норильска в Петербург. Ну и сами мы с Ксюшей, конечно, тоже прошлись по магазинам, изучив реальную обстановку на июль этого года.
«Северные миллионы»
Северяне всегда стремились жить достойно. В принципе, Норильск помимо романтики Таймыра в первую очередь манил людей высокими доходами. Но не стоит рассматривать эти деньги как сущность в себе — люди трудовых профессий зарабатывали больше, чем на «материке», не по чьей-то прихоти, а потому что условия труда и жизни на Крайнем Севере всегда отличались особой суровостью.
Расцвет Норильска пришёлся на вторую половину 70-х — начало 80-х, когда Норильским комбинатом руководил Борис Колесников. Тогда обычный горняк мог позволить себе слетать на выходные в Сочи на футбольный матч. Но, по воспоминаниям родных, северяне обычно старались не транжирить с трудом заработанные деньги, а откладывали финансовую подушку для благополучной пенсии.
Мне кажется, именно тогда и зародился миф про лёгкие «северные миллионы».
С приходом 90-х ситуация резко изменилась. Были задержки зарплаты, подземные забастовки, в которых участвовали и мои близкие, уменьшилась оплата труда. Ну кому я рассказываю? Вся страна через это прошла.
В памяти живы детские воспоминания, как в лихие времена на севере «оптимизировали» расходы. Курицу, к примеру, брали не по одной тушке, а сразу заказывали целую коробку с доставкой домой. Сахар и картошку — то же самое, закупали мешками. Так выходило куда дешевле, чем покупать в магазинах.
Дома всегда было мясо. Оленина. Её заказывали напрямую у знакомых охотников. Говорят, до сих пор эта история имеет место быть.
Помню, как с родителями лепил пельмени с мясом из оленины. М-м-м, вкуснотища! Поэтому я до сих пор с удовольствием так люблю потчеваться блюдами из оленины в любых северных городах — от простого бургера до изысканного стейка.
С рыбой тоже проблем не было, у нас её на Таймыре много и она просто восхитительная. Сиг, хариус, муксун — выбор богатый, и стоила она сравнительно недорого.
Ещё помню, что в городе существовала сеть булочных «Смак». Эти магазины были повсюду, и рядом с ними в воздухе всегда витал сладковатый аромат свежего хлеба. А когда заходишь к ним с мороза... Французские багеты, булочки, пирожки... Сейчас от «Смака» не осталось и следа, но для меня это один из самых ярких запахов детства.
То есть то, что давал седой дедушка Таймыр — этого хватало. А вот то, что завозилось с «материка» — стоило очень дорого и далеко не всегда было свежим. Кстати, и в этом путешествии я с таким столкнулся. Но об этом чуть дальше.
Зарплата горняка
Вернёмся к сегодняшнему дню. Я лично держал в руках табульку (расчётную ведомость) бригадира-проходчика (очень серьезная должность!) с месячной зарплатой в 250 тысяч рублей до вычета налогов. Да, это неплохие деньги для «материка», но для Севера и столь опасной работы, по моему мнению, не соответствуют достойной оплате.
Обычный же горняк зарабатывает куда меньше. Про иные профессии и вовсе молчу.
Но говорить о доходах бессмысленно без учёта расходов.
Вот что рассказал мне Денис, который трудится горняком и живёт в Норильске с сыном:
«На еду у нас на двоих уходит от шестидесяти до восьмидесяти тысяч в месяц. И это без деликатесов. Захотел сварить борщ — кусок говядины выходит в тысячу двести рублей, плюс овощи. В итоге большая кастрюля обходится примерно в две с половиной тысячи рублей».
Андрей, недавно переехавший из Норильска в Петербург, добавил подробности:
«Я жил один, у меня выходило от двадцати до сорока тысяч на питание в месяц. При этом бензин всегда был второй статьёй расходов — и дорогой, и уходит его больше из-за зимы. Ну и автозапчасти... это вообще беда. В Норильске за ступичный подшипник я отдал 11 тысяч, а в Питере тот же самый стоит пять».
На фоне этих цифр даже зарплата в 250 тысяч, которую получает бригадир-проходчик, уже не кажется заоблачной. Хорошие деньги, но львиную долю поглощает обычный быт с дорогими продуктами, бензином и ремонтом машины.
Северная корзина
Когда мы с Ксюшей были уже в лагере на плато Путорана, я услышал фразу одной путешественницы, которая идеально вписывается в норильское мифотворчество.
Женщина, задумчиво сделав глоток чая, выдала перл:
— «Как же они там живут? Ладно, крупы запасают и консервы, но как же зимой без молочки живут? Навигации же нет!»
Я чуть не поперхнулся: «В смысле, молочки нет зимой? Ещё как есть! Самолётами же завозят регулярно все продукты».
Но, справедливости ради надо отметить, что именно эта логистика серьёзно влияет на стоимость продуктов.
Мы с Ксюшей специально прошлись по магазинам и рынкам. Высокими ценами меня не удивить, на Севере я частенько бываю. Но показать всё равно надо.
Черешня — 980 руб/кг, то есть обычная миска ягод выйдет в тысячу рублей. Летом.
Абрикосы дешевле — 295-395 руб/кг.
Даже бананы, казалось бы, самая базовая фруктовая классика, стоят по 325 р. за кило, и связка обойдётся больше чем в четыре сотни.
Помидоры по 465 руб/кг. Обычные, а не какие-нибудь сочные «пинк парадайз».
Арбуз — 137 руб/кг, и небольшой кусочек в 2 кило будет стоить 270 рублей.
Бакалея кажется более или менее гуманной:
- Подсолнечное масло — от 200 до 290 р. за бутылку
- Кофе Carte Noire — около 600 р. за 75 гр.
- Jacobs Monarch — 430 р. за 75 гр.
- Самый просто чай Greenfield (100 пакетиков) — 450 р.
С молочкой всё ещё сложнее. Творог «Простоквашино» — 215 р., и это притом, что с молочными продуктами в Норильске самые большие сложности. Сколько мы покупали, то и дело хотя бы одна пачка йогурта оказывалась подпорченной даже при нормальном сроке годности — слишком долгий путь до прилавка.
Это цены летом. Зимой, само собой, многое становится дороже, а что-то и вовсе пропадает с прилавков.
Я не могу и не хочу сказать, что северяне бедные и несчастные. Нет. Это люди-труженики, которые стараются жить достойно в сложнейших условиях Арктики.
Но неверно полагать, что то, что они имеют, даётся им легко, и достаточно приехать на Север, как сразу же придётся бежать в магазин за лопатой для миллионов. Это не так. Далеко не так. 🐾
__________________
Читайте другие заметки норильского цикла: