Найти в Дзене
Живописные истории

Питер Пауль Рубенс «Пилат», ок. 1597/99 гг.

На этом листе Питер Пауль Рубенс (1577–1640) скомпоновал новую сцену из фигур, скопированных с двух гравюр Хендрика Гольциуса (1558–1617). Он рисовал очень тонким пером, тщательно, но не слепо копируя технику гравюры. Рубенс скопировал Пилата, сидящего на троне, и двух служителей, стоящих по обе стороны от него, с «Христа перед Пилатом» Гольциуса, пятой гравюры из серии «Страсти Христовы» (рис. внизу). Однако при этом Рубенс внёс заметные изменения. Он переместил сцену ближе к переднему плану, убрал возвышение трона Пилата, изобразив человека со спины на переднем плане справа в три четверти, а не в полный рост. Хотя Рубенс сохранил фокус на Пилате и окружающих его фигурах, он удалил фигуры Христа и солдата в левой части гравюры, заменив их двумя мужчинами-зрителями. Этих зрителей художник взял с «Христа перед Каиафой», четвёртой гравюры Гольциуса из серии Страстей, датированной 1597 годом, где они сидят в левом нижнем углу (рис. внизу). На рисунке Рубенса мужчины стоят. Без особы

На этом листе Питер Пауль Рубенс (1577–1640) скомпоновал новую сцену из фигур, скопированных с двух гравюр Хендрика Гольциуса (1558–1617).

Он рисовал очень тонким пером, тщательно, но не слепо копируя технику гравюры.

Рубенс скопировал Пилата, сидящего на троне, и двух служителей, стоящих по обе стороны от него, с «Христа перед Пилатом» Гольциуса, пятой гравюры из серии «Страсти Христовы» (рис. внизу).

-2

Однако при этом Рубенс внёс заметные изменения.

Он переместил сцену ближе к переднему плану, убрал возвышение трона Пилата, изобразив человека со спины на переднем плане справа в три четверти, а не в полный рост.

Хотя Рубенс сохранил фокус на Пилате и окружающих его фигурах, он удалил фигуры Христа и солдата в левой части гравюры, заменив их двумя мужчинами-зрителями.

Этих зрителей художник взял с «Христа перед Каиафой», четвёртой гравюры Гольциуса из серии Страстей, датированной 1597 годом, где они сидят в левом нижнем углу (рис. внизу). На рисунке Рубенса мужчины стоят.

-3

Без особых колебаний и заметных исправлений Рубенс расположил фигуры Гольциуса в новых пространственных отношениях, создав новую композицию.

Рубенс настолько хорошо собрал цитаты из Гольциуса, что на первый взгляд его копия кажется целиком взятой с одного отпечатка.

Такая перегруппировка и перестановка деталей из разных источников свидетельствует о сложной рабочей процедуре, которая выходит за рамки простого копирования; поэтому данный рисунок, вероятно, несколько более поздний, чем копии Рубенса с Тобиаса Штиммера.

Невозможно сказать, хотел ли Рубенс применить этую новой композиции для картины или просто тренировал своё воображение.

Атрибутировать копии конкретному художнику крайне сложно, поскольку во времена Рубенса копирование с гравюр традиционно практиковалось в годы становления художника, когда его индивидуальный стиль ещё не сложился.

Когда немецкий коллекционер, библиофил и филантроп Иоганн Фридрих Штадель стал владельцем данного рисунка, он считал его предварительным эскизом Гольциуса для одной из своих гравюр, о чём он и отметил в своей надписи на обороте.

В 1921 году Отто Хиршманн правильно определил рисунок как копию с гравюр Гольциуса «Страсти Христовы», но не узнал в нём руку Рубенса.

Первым, кто связал рисунок с Рубенсом, был Й. К. ван Регтерен Альтена в 1939 году; его мнение в наши дни принято единогласно.

P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-4