Найти в Дзене
Мир спецтехники

Легенды на двух колесах: История польских мопедов Romet Komar и Ogar

В эпоху Польской Народной Республики (ПНР), когда автомобиль оставался недоступной роскошью для многих, а мотоциклы WSK и Junak требовали уже определенных навыков и расходов, именно скромные мопеды стали настоящим «двигателем прогресса» для польского общества. Они дарили молодежи и жителям сельской местности столь желанное чувство свободы и независимости. Абсолютным королем этого сегмента была марка Romet из Быдгоща, чьи модели Komar и Ogar стали культовыми. Romet Komar (рус. Комар) — это не просто мопед, это первый массовый механический транспорт для многих поколений поляков. __________________________________________________________________________________________ Партнером канала Мир спецтехники является компания "Глобал Импорт" - официальный дистрибьютор техники LiuGong в РФ. Глобал Импорт предлагает в России полный модельный ряд дорожно-строительной техники LiuGong. Узнать больше о технике LiuGong вы можете на сайте компании Глобал Импорт www.liugong-vostok.ru или по тел: 8 800 22
Оглавление

В эпоху Польской Народной Республики (ПНР), когда автомобиль оставался недоступной роскошью для многих, а мотоциклы WSK и Junak требовали уже определенных навыков и расходов, именно скромные мопеды стали настоящим «двигателем прогресса» для польского общества. Они дарили молодежи и жителям сельской местности столь желанное чувство свободы и независимости. Абсолютным королем этого сегмента была марка Romet из Быдгоща, чьи модели Komar и Ogar стали культовыми.

Romet Komar: насекомое, которое моторизовало Польшу (1960–1983)

Romet Komar
Romet Komar

Romet Komar (рус. Комар) — это не просто мопед, это первый массовый механический транспорт для многих поколений поляков.

Рождение легенды

  • Начало: Производство «Комара» (модель MR230) началось в 1960 году на Объединенных Велосипедных Заводах (Zjednoczone Zakłady Rowerowe), позже ставших известными как Predom-Romet.
  • Идеология: Конструкторы Бронислав Кендзерски, Анджей Контцера и Юзеф Подляски ставили перед собой главную цель — создать максимально простой, дешевый и доступный транспорт. Для этого приходилось жертвовать сложными техническими решениями.
  • Конструкция: Первые модели Komar (MR230) были максимально близки к велосипеду:
    Двигатель: Одноцилиндровый двухтактный двигатель SM02 (позже S38) объемом около 50 см3 и мощностью всего 1,4 л.с.
    Трансмиссия: Двухскоростная коробка передач с ручным переключением с помощью левой рукоятки руля.
    Запуск: Осуществлялся педалями, как на обычном велосипеде (отсюда прозвище «pedałocew»). В первых версиях даже стоял велосипедный звонок!

__________________________________________________________________________________________

Партнером канала Мир спецтехники является компания "Глобал Импорт" - официальный дистрибьютор техники LiuGong в РФ. Глобал Импорт предлагает в России полный модельный ряд дорожно-строительной техники LiuGong.

Узнать больше о технике LiuGong вы можете на сайте компании Глобал Импорт www.liugong-vostok.ru или по тел: 8 800 222 65 77.

__________________________________________________________________________________________

Сила в простоте

Секрет успеха «Комара» крылся в его минимализме.

  • Доступность: В начале 70-х годов цена «Комара» составляла эквивалент неполных двух среднемесячных зарплат, что делало его самым доступным моторизованным средством передвижения.
  • Ремонтопригодность: Любой механический дефект можно было устранить самостоятельно в гараже или даже в поле, имея базовый набор инструментов.
  • Массовость: Ежегодный выпуск быстро рос, достигнув в 1975 году 180000 экземпляров. С конвейера сошло более 2 миллионов «Комаров» в различных модификациях.
  • Экспорт: Несмотря на кажущуюся простоту, «Комар» был востребован и за пределами Восточного блока, экспортируясь в Швецию, Германию, Ирландию, а также в Турцию и Нигерию.

Romet Ogar: ступень вверх по эволюции (1983–1990)

В 80-е годы «Комар» морально устарел. Общество требовало более современного, надежного и удобного мопеда, в результате чего появился Romet Ogar (рус. Гончая).

-2

Новое качество и чешский двигатель (Ogar 200)

  • Премьера: Модель Ogar 200 вышла в 1983 году. Она ознаменовала собой крупный скачок вперед.
  • «Чешское сердце»: Главное отличие — импортный чехословацкий двигатель Jawa тип 223. Этот двухтактный двигатель объемом 49,9 см3 был гораздо совершеннее и надежнее польских аналогов. Он имел трехступенчатую коробку передач с ножным переключением, что делало управление более «мотоциклетным».
  • Комфорт: «Ogar 200» стал первым по-настоящему двухместным мопедом (motorower dwuosobowy), производимым в таком масштабе. Благодаря более длинной раме и комфортному двойному сиденью он мог перевозить пассажира.
  • Успех сотрудничества: Ежегодно Польша получала 40 тысяч двигателей Jawa, и примерно столько же «Огаров 200» сходило с конвейера.

Возвращение к истокам (Ogar 205)

  • Ухудшение: В середине 80-х годов, из-за экономических трудностей и изменения договоренностей, Romet был вынужден искать замену чешскому двигателю.
  • Ogar 205: В 1986 году была выпущена модель Ogar 205 с отечественным двигателем Dezamet 023. Этот двигатель был проще, имел всего двухступенчатую коробку передач (часто вызывавшую нарекания) и меньшую мощность. «Ogar 205» выглядел почти так же, как 200-й, но его технические характеристики были шагом назад. Со временем с модели 205 исчезали хромированные детали, что делало его еще «беднее».

Несмотря на тесное сотрудничество в рамках Восточного блока (СЭВ), польские мопеды Romet (Komar, Ogar) не поставлялись в СССР в массовом порядке для продажи населению.

Вот ключевые моменты, объясняющие эту ситуацию:

1. Собственное массовое производство в СССР

В Советском Союзе существовали крупные мотоциклетные заводы, полностью покрывавшие спрос на мопеды, мотовелосипеды и мокики:

  • Рижский мотозавод (РМЗ): Выпускал знаменитые мопеды и мокики серий «Рига» (Рига-1, Рига-5, Рига-7, Рига-12, Рига-16 и «Мини»/Рига-26).
  • Львовский мотозавод (ЛМЗ): Выпускал мопеды серии «Верховина» и «Карпаты».

Эти заводы производили сотни тысяч единиц техники ежегодно, что делало импорт польских мопедов для внутреннего рынка экономически нецелесообразным и ненужным.

2. Экспортная ориентация Romet

Польский производитель Romet действительно активно экспортировал свои мопеды, но его основные экспортные рынки находились:

  • Внутри блока: Например, в Венгрию и Чехословакию.
  • На Запад: Модели, такие как Komar MR232, поставлялись в страны Западной Европы (например, в Германию и Голландию, под именем «Mofa-25 Condor»), а также в некоторые страны Азии и Африки.

СССР, как правило, являлся основным поставщиком сырья и энергоносителей для стран СЭВ, а импорт потребительских товаров, которые производились и внутри страны, был ограничен.

3. Культурное и техническое различие

Несмотря на внешнее сходство, мопеды Romet, особенно ранние модели Komar, были более архаичны в плане трансмиссии (ручное переключение передач) по сравнению с советскими мокиками «Рига-16» или «Верховина-6», которые уже в 70-е годы перешли на ножной кикстартер и ножное переключение передач, что считалось более современным.

Эпилог

Польские мопеды, особенно «Комар», сыграли ту же роль, что и «мотоциклы для всех» в других странах Восточного блока. Они были мостом между велосипедом и мотоциклом, давая молодежи первый опыт вождения, механики и независимости.

Сегодня эти мотороллеры — Komar, Ogar (а также Motorynka и Kadett) — являются ценными коллекционными экспонатами. Они не только напоминают о простоте и минимализме эпохи ПНР, но и являются символом «первого шага» в мир моторизации для миллионов людей.