Представьте, что вы стоите на палубе небольшого парохода. Вокруг льды Карского моря. Холодный арктический ветер пронизывает до костей, а перед вами — гигантская тень немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Этот монстр, известный как «карманный линкор», несёт смерть всему советскому судоходству в Арктике.
В ваших руках — единственное оружие: два старых 76-мм зенитных орудия царских времён. А с борта немецкого корабля на вас смотрят жерла 283-мм орудий главного калибра. Одно попадание — и ваш корабль превратится в металлолом.
Именно такие чувства испытывали моряки советского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» 25 августа 1942 года. Старый корабль, которому было уже 33 года, нёс на борту груз для полярных станций и команду из 104 человек.
Но это была не просто охота на одинокий пароход. Немцы готовили масштабную операцию «Вундерланд» («Страна чудес»). Их цель — порт Диксон в устье Енисея! Они планировали высадить десант, уничтожить советское судоходство и парализовать всю северную логистику СССР.
В поддержку «Адмирала Шеера» действовал целый отряд подводных лодок кригсмарине. Они заправлялись прямо с крейсера, а в небе кружил корабельный разведывательный гидросамолёт, выискивая цели.
Всё началось с того, что из тумана появился этот монстр под фальшивым американским флагом. Немцы пытались притвориться мирными, запросив информацию о льдах. Но капитан Анатолий Качарава сразу распознал ловушку.
— На нас идёт неизвестный крейсер! — прокричал радист, передавая сигнал бедствия.
И тогда произошло невероятное. Вместо того чтобы сдаться, экипаж принял бой. Пушкари заряжали старые орудия, раненый капитан продолжал командовать, а матросы тушили пожары от вражеских попаданий.
Снаряды рвали борт корабля. Повреждены орудия, разбита радиостанция, пылает носовая часть. Но команда не сдавалась. Каждый понимал: от их стойкости зависит многое, если не все. Даже судьба порта и всего северного судоходства.
Когда стало ясно, что корабль обречён, капитан отдал последний приказ:
— Открывай кингстоны! Спасай людей!
Даже умирая, «Александр Сибиряков» выполнил свою миссию. Его героическая гибель предупредила защитников Диксона об опасности. Гарнизон и жители порта сумели сорвать немецкую операцию. Защитники Диксона дали отпор врагу.
Когда «Адмирал Шеер» попытался атаковать порт, его встретили огнём береговые батареи и корабли. Крейсер был вынужден отступить, не добившись никаких результатов.
А история кочегара Павла Вавилова, выжившего 34 дня на пустынном острове Белуха, стала легендой. Его мужество, как и подвиг всего экипажа, показало, что иногда даже самый маленький корабль может помочь сорвать целую военную операцию.
Так старый ледокол, вооружённый лишь мужеством своего экипажа, встал на пути одного из самых мощных кораблей врага. И сегодня мы вспоминаем этот подвиг как пример несгибаемой воли и героизма советских моряков, которые защитили свой Север любой ценой.
Операция немцев провалилась. Всё, что они получили — это погибший ледокол и пару десятков пленных. А советский Север остался неприступным. Диксон они взять не смогли.
Эту и другие не менее захватывающие истории вы можете прочитать в очередном журнале популярной серии:
Морская Коллекция 2025 №9 (№312) Гордость Страны Советов. Ледокольные пароходы Севера 1915 – 1964 гг. Часть 2 (Автор - Р.В. Лапшин)
Заметим, что название «советские» относится не к их происхождению, а там, где они служили. То есть в Советском Союзе. Все они были иностранной постройки и закуплены еще царским правительством в самый разгар Первой Мировой войны. Это видно по цифре «1915» в названии выпуска.
Но то, что все они были «иномарки» нисколько не умаляет их славную службу на благо нашего Отечества.
В конце концов наш легендарный крейсер «Варяг» тоже ведь по происхождению «иностранец». Строился он на американской верфи. Но никто ведь не скажет, то он «не наш».
Вторую часть «Гордости страны Советов» мы ждали целых восемь лет. Первая вышла еще в 2018 году. Но это того стоило. Новый рассказ не менее интересный и увлекательный.
Кроме упомянутого в нашей предыдущей публикации боя «Сибирякова» с немецким тяжелым крейсером в этом выпуске подробно описан знаменитый дрейф «Седова». Упомянуты и другие известные ледоколы той серии.
Впрочем, предоставим слово издателям. Ниже - оглавление выпуска.
Морская Коллекция 2025 №9 (№312) Гордость Страны Советов. Ледокольные пароходы Севера 1915 – 1964 гг. Часть 2 (Автор - Р.В. Лапшин)
ОТ РЕДАКЦИИ:
Уважаемые читатели!
В данном выпуске «Морской коллекции» вашему вниманию предлагается продолжение рассказа о советских ледокольных пароходах, использующихся в Арктике и совершавших рейсы по Северному морскому пути (первая часть опубликована в №11 – 2018). Работа охватывает временной диапазон с 1937 по 1964 год, включая знаменитый полярный дрейф «Георгия Седова», применение ледокольных пароходов на внутренних морских путях во время Великой Отечественной войны и героическую гибель «Александра Сибирякова».
К сожалению, фотографий ледокольных пароходов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны, практически нет, поэтому мы были вынуждены использовать в качестве иллюстраций имеющиеся послевоенные снимки.
Список источников информации и литературы к обеим частям приведен на стр. 32.
СОДЕРЖАНИЕ
В ледовом плену
Накануне
Ледокольные пароходы в начале войны
В составе Беломорской флотилии
Ледокольный пароход «Георгий Седов», 1939 г.
Чертежи на развороте журнала, стр.16-17, один лист формата А3. Две проекции, схемы внутренних помещений судна.
Гибель «Сибирякова»
«Седов» и другие в 1942 году
Неожиданное пополнение
Внутренние конвои 1943 года
Тяжелая навигация 1944 года
Победа
Послевоенные годы
Вместо послесловия
Иллюстрации на страницах обложки
Первая страница обложки (фотография)
• Ледокольный пароход «Александр Сибиряков»
Вторая страница обложки (цветные рисунки, репродукции картин)
Ледокольные пароходы на картинах Е.В. Войшвилло • «Георгий Седов»
• «Малыгин»
• «Садко» с самолетом
Третья страница обложки (цветные рисунки, репродукции картин)
• Героический бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков»
Четвертая страница обложки (цветные рисунки схем окрасок)
• «Семён Дежнёв» (вид сбоку)
• «Садко» (вид сбоку)
• «Георгий Седов» (две проекции)