Найти в Дзене
Автодрайв

ВАЗ-2102: Простая история незаменимой машины

Помните те времена, когда машина в семье была не роскошью, а настоящим помощником? В семьях советских людей «копейка» была мечтой, но жизнь часто требовала чего-то большего. Нужен был автомобиль, который в субботу довезет семью до дачи, а в воскресенье — заберет оттуда мешки с урожаем. Таким помощником и стала «двойка» — ВАЗ-2102. Для многих это была не просто модификация «Жигулей», а совершенно отдельная, незаменимая вещь. Она стала частью быта, настоящим членом семьи. Как из «копейки» получился универсал Идея была на поверхности: взять удачную «копейку» и сделать ее более вместительной. Конструкторы не стали изобретать велосипед. Они буквально «удлинили» крышу стандартного седана, но это только звучит просто. На деле пришлось здорово повозиться с задней частью кузова, чтобы она не сложилась пополам под тяжестью груза. Главной фишкой стала огромная пятая дверь. Она открывалась вверх вместе со стеклом — по тем временам это смотрелось очень современно и невероятно удобно. Что такое эт

Помните те времена, когда машина в семье была не роскошью, а настоящим помощником? В семьях советских людей «копейка» была мечтой, но жизнь часто требовала чего-то большего. Нужен был автомобиль, который в субботу довезет семью до дачи, а в воскресенье — заберет оттуда мешки с урожаем. Таким помощником и стала «двойка» — ВАЗ-2102. Для многих это была не просто модификация «Жигулей», а совершенно отдельная, незаменимая вещь. Она стала частью быта, настоящим членом семьи.

Как из «копейки» получился универсал

Идея была на поверхности: взять удачную «копейку» и сделать ее более вместительной. Конструкторы не стали изобретать велосипед. Они буквально «удлинили» крышу стандартного седана, но это только звучит просто. На деле пришлось здорово повозиться с задней частью кузова, чтобы она не сложилась пополам под тяжестью груза. Главной фишкой стала огромная пятая дверь. Она открывалась вверх вместе со стеклом — по тем временам это смотрелось очень современно и невероятно удобно.

Что такое этот багажник? Это была настоящая магия. Стоило сложить задний диван — и перед вами открывалась ровная площадка, как в маленьком грузовичке. Туда влезало невероятное количество всего. Мой сосед, например, как-то привез в своей «двойке» небольшой диван-«книжку», чем поверг в шок всех наблюдателей. Официально говорили, что она может взять 450 кг, но в жизни грузили и побольше, с молитвой глядя на присевшие задние колеса.

Ехала «двойка» почти так же, как и обычная «копейка». Те же моторы в 1.2 или 1.3 литра, та же знакомая ручка переключения передач. Да, с грузом она была потяжелее на подъем, но на трассе держалась уверенно. А главное — ломаться в ней было практически нечему. Любую проблему можно было решить в гараже с помощью молотка и пары ключей. Эта простота и стала залогом ее народной любви.

Настоящая жизнь с «двойкой»

Владельцы «двоек» быстро поняли, что получили в свои руки универсального солдата. Для горожан она стала пропуском в другую жизнь. Поездка на пикник превращалась в настоящее приключение: в багажнике спокойно размещались мангал, дрова, раскладной стол и стулья, гитара и корзина с едой. А после рыбалки не надо было стесняться — можно было смело грузить в санал снасти и ведро с рыбой, не боясь испачкать ковры.

-2

Для деревни же «двойка» была просто незаменима. Ее использовали для всего: везли в ней мешки с картошкой, ящики с цыплятами, да хоть стройматериалы для сарая. Это был трудяга, такой же, как мотоцикл «Урал» или трактор «Беларус». Он не боялся работы. Кажется, он и создавался для того, чтобы помогать людям в их ежедневных хлопотах, будь то строительство дома или поездка на рынок продать урожай.

А с наступлением лихих 90-х «двойка» нашла свое второе призвание. Она стала первым «коммерческим автомобилем» для тысяч «челноков». В ее надежном чреве возили коробки с джинсами, духами и электроникой. Машина работала без устали, день за днем, зарабатывая своим ходом деньги для своих владельцев. Она была дешевой в обслуживании и прощала все — вот почему ее так любили в то непростое время.

-3

Вторая жизнь старой «двойки

Выпуск «двойки» закончился еще в 80-х, и ей на смену пришла более современная «четверка». Казалось бы, старой модели прямая дорога на свалку истории. Но произошло удивительное. Спустя годы эти потрепанные жизнью автомобили начали возрождаться. Сегодня найти ухоженную, блестящую «двойку» — большая удача. Для кого-то это — ностальгия по детству, для других — объект настоящей страсти коллекционера.

Сейчас за настоящие, «родные» детали для «двойки» на разборках идут настоящие охоты. Энтузиасты готовы месяцами искать нужную ручку или значок, чтобы их автомобиль стал точной копией того, что сходил с конвейера decades назад. Это уже не просто ремонт, это — историческая реконструкция, дань уважения целой эпохе.

Так что же такое ВАЗ-2102 сегодня? Это уже не просто железо. Это — живая память. Увидев на улице такую красавицу, вы не просто смотрите на старую машину. Вы смотрите на целый пласт жизни, на общую для миллионов людей историю. Историю поездок на море всей семьей, первых заработков и простой, но такой надежной дружбы между человеком и его автомобилем. И в этом, наверное, и заключается ее настоящая ценность.

-4