Истории, которые не отпускают даже после титров
Существуют игры, финал которых не приносит облегчения. Вместо победного марша и титров, воспевающих героя, — тяжелые мысли, чувство утраты и неудобные вопросы. В таких историях разработчики сознательно бьют по эмоциям, заставляя переосмыслить весь пройденный путь и совершенные поступки.
В этой статье собрали знаковые проекты, авторы которых отказались от хэппи-энда, предложив взамен нечто гораздо более ценное — пищу для размышлений и незабываемый опыт.
Осторожно: спойлеры!
Spec Ops: The Line (2012)
В основе проекта лежит повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы», и разработчики из Yager Development преподносят ее идеи в форме современного военного шутера. Капитан Мартин Уокер и его отряд «Дельта» отправляются в разрушенный Дубай, чтобы найти выживших из 33-го батальона армии США. По мере продвижения сквозь песчаные бури и горы трупов рассудок Уокера начинает давать сбой. Мы становимся свидетелями его галлюцинаций, а загрузочные экраны напрямую задают неудобные вопросы: «Чувствуешь себя героем?».
Кульминацией становится сцена с применением белого фосфора, где, целясь в скопление врагов на экране тепловизора, мы по факту сжигаем заживо 47 гражданских, искавших убежище. В развязке Уокер добирается до полковника Конрада, командира 33-го батальона, и выясняет, что тот все это время был мертв. Все диалоги с ним были плодом воображения протагониста, который таким образом пытался переложить вину за свои преступления на кого-нибудь еще.
Ни один из вариантов эпилога не дает искупления: Уокер либо погибает, либо сдается, либо продолжает цикл насилия, окончательно превратившись в того, с кем боролся.
SOMA (2015)
Протагонист Саймон Джарретт после черепно-мозговой травмы соглашается на экспериментальное сканирование мозга и приходит в себя на подводной станции «Пафос-II» спустя столетие. Человечество уничтожено кометой, а остатки существуют в виде цифровых копий, загруженных в тела роботов или изувеченные трупы.
Ключевая механика повествования — копирование сознания Саймона в новые тела-носители. Каждый такой «апгрейд» оставляет предыдущую версию героя в одиночестве, заставляя задуматься: какая из копий является настоящим «Я»?
Для спасения остатков человечества Саймон и его спутница Кэтрин должны запустить «Ковчег» — симуляцию, в которой цифровые копии будут существовать в виртуальном раю. Заключительные сцены показывают два одновременных события. На одном экране новая, четвертая копия протагониста успешно загружается в «Ковчег» и воссоединяется с Кэтрин. На другом — его третья версия, которой мы управляли всю игру, остается в вечной тьме на дне океана, в ярости крича на обесточенную консоль.
Frostpunk (2018)
Капитану предстоит управлять последним городом на Земле в условиях нового ледникового периода. Основная задача — поддерживать работу гигантского парового генератора и принимать решения, от которых зависит выживание сотен людей. Через «Книгу законов» приходится делать тяжелый выбор: отправлять детей на работу в шахты, использовать трупы в качестве удобрения, устанавливать круглосуточные смены или публично казнить преступников для поддержания порядка.
После финальной бури, когда температура опускается до -150°C, на экране подводится итог. Вместо поздравлений появляется холодная статистика всех аморальных решений, принятых Капитаном. Они сопровождаются фразами «Мы перешли черту» или «Надежда стала товаром». Даже при успешном выживании города последний аккорд ставит под сомнение ценность такой победы, намекая, что спасение было достигнуто ценой утраты человечности.
Red Dead Redemption 2 (2018)
Rockstar Games создали не просто вестерн, а элегию по уходящей эпохе. Драма Артура Моргана, члена банды Ван дер Линде, — это рассказ о потере веры и поиске искупления перед лицом смерти. После неудачного ограбления в Блэкуотере банда вынуждена скрываться, и Артур все яснее видит, как идеалы Датча превращаются в паранойю и эгоизм. Диагноз «туберкулез» становится для Артура точкой невозврата, заставляющей переосмыслить жизнь и попытаться спасти тех, кто ему дорог.
В зависимости от уровня чести, конец истории имеет несколько вариаций, но итог всегда трагичен. В последней схватке с бывшим соратником, Микой Беллом, ослабленный болезнью Артур погибает, встречая свой последний рассвет или закат. Его смерть не меняет мир, но его личное искупление, выраженное в спасении Джона Марстона и его семьи, придает его жертве глубокий смысл. Предсмертная поездка Артура в лагерь под песню «That's The Way It Is» стала одним из самых эмоционально сильных моментов в индустрии.
Cyberpunk 2077 (2020)
Судьба наемника Ви — это спринт на выживание в Найт-Сити, городе, который обещает славу, но забирает душу. Конструкт сознания легендарного рокера Джонни Сильверхенда, запертый в голове Ви, медленно убивает его, переписывая личность. Все повествование — это отчаянные поиски лекарства в мире, где корпорации владеют жизнями людей, а легенды заканчивают свои дни в безымянных могилах.
По теме:
Ни одна из концовок не приносит облегчения. В лучшем случае Ви получает несколько месяцев жизни, но остается один. Другие варианты не особо лучше. Либо Ви отдает свое тело Джонни, либо его сознание оцифровывают и помещают в корпоративную тюрьму «Микоси», либо он погибает во время штурма башни «Арасака». В жестоком мире киберпанка невозможно победить систему. Можно лишь выбрать, как умереть — легендой или никем.
BioShock Infinite & Burial at Sea (2013-2014)
Сюжет построен на концепции мультивселенной и временных парадоксов. Детектив Букер ДеВитт отправляется в летающий город Колумбию, чтобы спасти девушку Элизабет, способную открывать разрывы в реальности. В эпилоге выясняется, что антагонист, пророк Захари Комсток, — это сам Букер из альтернативной реальности, который принял крещение после бойни при Вундед-Ни и стал религиозным фанатиком. Элизабет — его дочь Анна, которую он продал, чтобы расплатиться с долгами.
Чтобы разорвать бесконечный цикл перерождения Комстока, Элизабет приводит Букера в место крещения, где ее альтернативные версии топят его. Трагическую точку в этом повествовании ставит дополнение Burial at Sea. В нем последняя версия Элизабет, потерявшая почти все силы, оказывается в подводном городе Восторг. Чтобы спасти маленькую сестричку Салли, она раскрывает Атласу местоположение Джека (героя первой BioShock), зная, что это приведет к ее собственной мучительной смерти.
NieR: Automata (2017)
Повествование об андроидах 2B и 9S, сражающихся за давно вымершее человечество, исследует темы сознания, религии и смысла жизни. По ходу сюжета выясняется, что вся война — это фарс, поддерживаемый как андроидами, так и машинами, чтобы у них была цель существования. Многократные прохождения открывают новые детали, показывая события с разных точек зрения и раскрывая трагедию каждого из персонажей, вынужденных следовать заложенной в них программе.
После получения четырех основных концовок открывается доступ к пятой, истинной развязке — финалу [E]. В ней Поды, вспомогательные роботы героев, идут против своей программы и решают спасти данные 2B, 9S и A2. Кульминационная битва происходит не в игровом мире, а в самой системе — геймеру нужно буквально уничтожить титры, олицетворяющие разработчиков. Этот сегмент почти невозможно пройти в одиночку. Система предлагает принять помощь от другого человека, а после победы задает вопрос: готов ли ты пожертвовать своим сохранением, чтобы помочь кому-то еще?
Bloodborne (2015)
Безымянный Охотник прибывает в охваченный эпидемией город Ярнам, чтобы найти лекарство, но оказывается втянут в бесконечную Охоту. Сюжет, подаваемый через описания предметов и окружение, выводит на первый план попытки человечества возвыситься до уровня Великих — космических существ, чьи знания сводят с ума. Чем больше у Охотника «озарения», тем больше ужасов он видит: на зданиях появляются гигантские амигдалы, а в небе висит бледная луна.
Победы в эпилоге не существует. В концовке «Ярнамский восход» Охотник встречает рассвет, но Охота продолжается. В «Исполнении желаний» он убивает первого Охотника Германа и сам занимает его место, становясь новым рабом Сна Охотника. В секретной развязке «Начало детства» протагонист побеждает Присутствие Луны, но сам превращается в младенца-Великого — слизняка, которому предстоит повести человечество по новому ужасающему пути эволюции.
This War of Mine (2014)
Игра 11 bit studios разоблачает войну с точки зрения не солдата, а группы гражданских, запертых в осажденном городе. Днем они обустраивают убежище, а ночью совершают вылазки в поисках еды, лекарств и материалов. Постоянно приходится делать сложные выборы: обокрасть беззащитных стариков, чтобы твои люди не умерли от голода, или оставить умирать раненого товарища, потому что на него не хватает медикаментов.
Здесь нет очков или уровней, только последствия. Персонажи страдают от депрессии, могут покинуть группу или покончить с собой, если их моральное состояние упадет до нуля. В конце, если кому-то удается дожить до прекращения огня, показывается краткая сводка их судеб. В ней нет ни слова о героизме, только сухие факты о том, кто выжил, кто погиб, и как война их сломала.
The Walking Dead: Season One (2012)
Повествование сосредоточено на судьбе осужденного профессора Ли Эверетта, который в начале зомби-апокалипсиса находит восьмилетнюю девочку Клементину и становится ее защитником. Сюжет игры Telltale Games построен на диалогах и выборах с последствиями. На протяжении пяти эпизодов Ли учит Клементину выживать, и от принятых решений зависит, какой она будет: прагматичной и жесткой или сохранит сострадание.
В предпоследнем эпизоде Ли оказывается укушен. Весь финал — это его гонка со временем, чтобы найти Клементину, пока инфекция не взяла свое. В заключительных сценах, ослабевший и находящийся на грани превращения, он прощается с девочкой. Предстоит сделать последнее решение от лица Ли: попросить Клементину убить его, чтобы он не стал ходячим, или оставить все как есть. Этот выбор становится последним и самым важным уроком, который он ей преподает.
Castlevania: Lords of Shadow (2010)
Игра студии MercurySteam стала перезапуском знаменитой серии и предложила мрачную драму в духе готической трагедии. Габриэль Бельмонт, рыцарь Братства Света, отправляется в путешествие, чтобы победить Повелителей Теней и найти Маску Бога, которая, как он верит, способна воскресить его убитую жену. В пути он теряет союзников, вынужден убивать мифических существ и все глубже погружается во тьму.
В развязке Габриэль побеждает Сатану, но узнает, что Маска не может вернуть мертвых. Потеряв все, включая свою веру и человечность, он становится бессмертным вампиром. В сцене после титров, действие которой происходит в наши дни, выясняется, что Габриэль — это Дракула, самый могущественный из вампиров.
Тяжелый финал в каждой из этих игр — это осознанное художественное решение. С его помощью разработчики превращают интерактивное развлечение в искусство, заставляя игрока прожить историю. Такой горький опыт заставляет возвращаться снова, даже зная, какая эмоциональная боль ждет в конце.
А какие концовки игр поразили и заставили задуматься вас? Поделитесь своими историями в комментариях.