Найти в Дзене
Метро и транспорт

История Московского Центрального Кольца (МЦК). От идей конца XIX века к городской электричке.

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые читатели. Сегодня я расскажу о Московском Центральном Кольце, его прошлом и настоящем.

История

Строительство

Зимой 1894-1895 года в Москве случился коллапс: в Москву прибывало неимоверное количество грузов, Москва использовалась как транзитный пункт, соединяющий столицу Петербург с Уралом и Кавказом. Министр финансов Российской Империи граф Сергей Юльевич Витте предложил идею строительства окружной дороги вокруг Москвы, которая разгрузила бы столичные вокзалы от транзитного движения.

31 декабря 1899 года был решён вопрос о существовании Московской Окружной Железной Дороги (МОЖД). Было принято, что МОЖД станет четырёхпутной на расстоянии 9-11 километров от центра Москвы.

Строительство МОЖД, которая с 1944 года стала называться Малое Кольцо Московской Железной Дороги (МК МЖД) началось в марте 1902 года. Проектом руководил архитектор Пётр Рашевский. Из-за Русско-Японской войны финансирование было недостаточным и МК МЖД построили двухпутным.

Были построены четыре моста через Москву-реку: Дорогомиловский, Андреевский, Краснолужский и Даниловский; все строились по проектам Николая Белелюбского, мостостроителя конца XIX века.

Московская Окружная Железная Дорога полностью была открыта 20 июля 1908 года. Отсчёт вёрст шёл от Николаевской Ж/Д (Москва-Петербург) по часовой стрелке.

На кольце существовало 16 станций. Некоторые из них имели здания-павильоны с отоплением, освещением, электричеством, уборными и т.д.

Станция Серебряный Бор в 1907 году. Фото с сайта pastvu.ru
Станция Серебряный Бор в 1907 году. Фото с сайта pastvu.ru

Жизнь МОЖД в XX веке

Востребованность линии была довольно спорная: сначала действовал невероятно высокий тариф для проезда. Впоследствии тариф сделали дешевле, по кольцу стали ходить грузоперевозки. А вот с пассажирским движением всё намного сложнее: при строительстве МОЖД проходила вдалеке от Москвы около некоторых посёлков и деревень, но в основном - в лесу или в полях. В 1917 году МК МЖД стала границей Москвы. Но, несмотря на то, что востребованность в пассажирских перевозках возросла, стало развиваться трамвайное движение, и в 1934 году собственные пассажирские перевозки закрылись.

Когда все московские направления получили электрификацию, встал вопрос: стоит ли электрифицировать МК МЖД. Такой вопрос поднимался неоднократно вплоть до 2000-х годов. Дороговизна проекта заключалась в узких порталах мостов и станциях.

Грузовой состав на Краснолужском мосту в 1997 году. Фото с сайта pastvu.com
Грузовой состав на Краснолужском мосту в 1997 году. Фото с сайта pastvu.com

В 2001 году был построен Гагаринский тоннель с подземной станцией Площадь Гагарина и с заделом под пересадку на станцию метро Ленинский проспект.

В том же 2001 году появилась идея наладить пассажирское движение, запустив по кольцу рельсовые автобусы РА1.

Реконструкция

К 2012 году МК МЖД использовалась преимущественно как транзитный путь для грузовых поездов. Линия была всё ещё не электрифицирована. В 2011 году был разработан проект городской электрички в Москве, а именно: кольцевой маршрут по МК МЖД.

11 июня 2011 года был одобрен проект Московского Центрального Кольца (МЦК) - городского кольцевого маршрута по МК МЖД. Для исполнения проекта требовалась реконструкция с электрификацией большинства путей.

Реконструкция шла с 2012 по 2016 год, в ходе которой заменили пути, перестроили мосты, электрифицировали линию, построили остановочные пункты, пристроили третий путь на большей части кольца.

Большинство станций строились с нуля. Сложнее всего было строить станцию Нижегородская, так как здесь проходили пути Горьковского направления, Рязанский Проспект, начиналось строительство станции метро Нижегородская.

Московское Центральное Кольцо

10 сентября 2016 года началась работа МЦК. В 2016-2017 гг. на кольце помимо ЭС2Г "Ласточка" эксплуатировались ЭД4М на временной основе, пока не прибыла вся партия "Ласточек".

На МЦК действует 31 станция, однако 10 сентября 2016 года было открыто лишь 26 станций. Остальные пять: Соколиная Гора, Дубровка, Коптево, Зорге и Панфиловская были открыты в течении последующих двух месяцев. Большинство станций не имеют особенностей, но есть станции, которые отличаются от большинства: Москва-Сити, имеющая зелёный полупрозрачный навес; Площадь Гагарина, расположенная под землёй; Лужники на эстакаде и некоторые другие.

Пересадки имеются на большинство линий московского метро, большинство пересадок - с выходом на улицу. Пересадка типа "сухие ноги" (за счёт крытых переходов без необходимости выхода на открытое пространство) имеется на Владыкино, Окружной, Площади Гагарина, Кутузовской, Москва-Сити, Локомотиве и Нижегородской.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях!

Заходите на мой Телеграм-канал: t.me/metro_transport_12

Всем добра!