Найти в Дзене

Как самостоятельно поменять колесо: полная пошаговая инструкция для каждого водителя

Оглавление

Каждый водитель хоть раз сталкивался с необходимостью поменять колесо. Но как это сделать правильно и, главное, безопасно? Какие инструменты понадобятся? Что делать, если болты намертво прикипели? Команда бортового журнала «ДвижОК» собрала ответы на все эти вопросы. Мы не просто расскажем вам, как поменять колесо, а дадим полный алгоритм действий, снабженный наглядными примерами и ценными советами от опытных автомобилистов. Прочитав этот материал, вы будете готовы к любой дорожной неожиданности!

Когда нужна замена колеса?

Чаще всего колесо меняют, если:

  • Прокол или спущенное колесо на дороге – это самая распространенная ситуация.
  • Сезонная смена шин – зимняя на летнюю и наоборот. Хотя чаще это делают на шиномонтаже, полезно знать основы.

Что понадобится для замены колеса: готовим инструменты

Прежде чем начать, убедитесь, что у вас есть все необходимое. Обычно эти инструменты лежат в багажнике.

-2
  • Запасное колесо или «докатка» – проверьте его состояние и давление!
  • Домкрат – устройство для поднятия автомобиля.
  • Баллонный ключ – для откручивания и затягивания колесных болтов (может быть L-образный, крестовой или телескопический).
  • Башмаки или противооткатные упоры – чтобы машина не покатилась.
  • Светоотражающий жилет и знак аварийной остановки – для вашей безопасности на дороге.
  • Перчатки – чтобы не испачкать руки.
  • Фонарик – если дело происходит в темноте.
  • WD-40 или проникающая смазка – очень пригодится, если болты прикипели.
  • Ключ для «секреток» – если на колесах установлены специальные болты-секретки.

* Докатка – это аварийное колесо небольшого размера, предназначенное для временной замены поврежденного колеса автомобиля.

* Секретки – это специальные колесные болты или гайки с уникальным рисунком на головке, который нельзя открутить обычным ключом.

-3

Как безопасно подготовить машину к замене колеса

Ваша безопасность – превыше всего!

  1. Найдите безопасное место – остановитесь на ровной, твердой поверхности, подальше от оживленного движения. Включите аварийную сигнализацию.
  2. Установите знак аварийной остановки – на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров вне населенного пункта.
  3. Заглушите двигатель и поставьте машину на ручной тормоз.
  4. Включите первую передачу или режим «P» (паркинг) на автомате.
  5. Подложите противооткатные упоры (башмаки) под колесо, расположенное по диагонали от того, которое будете менять. Например, если меняете переднее правое, упоры ставьте под заднее левое.
  6. Достаньте запасное колесо и все инструменты.

Пошаговая инструкция: меняем колесо

Следуйте этим шагам внимательно:

1. Снимите колпак или заглушки

Если на колесе есть декоративный колпак или заглушки, аккуратно снимите их. Иногда они крепятся болтами, иногда просто снимаются поддеванием отверткой.

-4

2. Ослабьте колесные болты

Баллонным ключом слегка ослабьте все болты на поврежденном колесе. Важно! Делайте это, пока машина стоит на земле! Если попытаться открутить болты на поднятой машине, колесо будет прокручиваться. Поворачивайте ключ против часовой стрелки. Возможно, придется приложить усилие или даже надавить ногой на ключ. Если болты прикипели, используйте WD-40.

-5

3. Установите домкрат

Найдите специальные места на порогах автомобиля для установки домкрата. Обычно они отмечены усилениями или выемками. Устанавливайте домкрат максимально надежно, чтобы он не соскользнул.

4. Поднимите автомобиль

Аккуратно поднимайте машину домкратом, пока поврежденное колесо полностью не оторвется от земли. Убедитесь, что оно поднято достаточно высоко, чтобы установить запасное колесо (которое обычно чуть больше спущенного).

5. Полностью открутите болты и снимите колесо

Теперь, когда колесо висит в воздухе, полностью открутите все болты. Сложите их в безопасное место, чтобы не потерять. Аккуратно снимите поврежденное колесо со ступицы. Будьте осторожны, оно может быть тяжелым и грязным.

6. Установите запасное колесо

Возьмите запасное колесо и аккуратно наденьте его на ступицу, совместив отверстия для болтов. Возможно, придется немного повернуть колесо, чтобы оно встало ровно.

7. Затяните болты «от руки»

Вставьте все болты на место и закрутите их максимально крепко «от руки» или баллонным ключом, но без фанатизма. Не нужно сильно затягивать на этом этапе.

8. Опустите автомобиль и уберите домкрат

Медленно опустите машину домкратом, пока колесо полностью не встанет на землю. Уберите домкрат из-под машины.

9. Финальная затяжка болтов

Теперь, когда машина стоит на земле, нужно крепко затянуть все болты. Затягивайте их «крест-накрест» (диагонально), чтобы колесо село ровно. Приложите хорошее усилие, но не переусердствуйте, чтобы не сорвать резьбу.

10. Проверьте давление в новом колесе

Если есть манометр, проверьте давление в только что установленном колесе. Оно должно соответствовать рекомендованному производителем (обычно указано на наклейке на стойке двери водителя или в лючке бензобака). При необходимости подкачайте.

11. Что делать с пробитым колесом

Положите пробитое колесо в багажник. При первой возможности покажите его на шиномонтаже – возможно, его удастся отремонтировать.

-6

Типичные трудности при замене колеса и их решения

  • Болты прикипели и не откручиваются – обильно полейте их WD-40, подождите 5-10 минут. Можно попробовать использовать удлинитель для ключа (например, отрезок трубы) для увеличения рычага. Но будьте осторожны, чтобы не повредить болт.
  • Колесо прикипело к ступице – после откручивания всех болтов колесо не снимается. Попробуйте побить ногой по покрышке с разных сторон (не по диску!). Можно слегка ослабить болты, опустить машину на землю и проехать несколько метров туда-обратно.
  • Не могу найти место для домкрата – внимательно осмотрите пороги и днище автомобиля. Места для домкрата всегда усилены. Если не уверены, лучше обратиться к руководству по эксплуатации машины.
  • Сломал «секретку» или потерял ключ – в этом случае лучше вызвать помощь на дороге или эвакуатор до ближайшего шиномонтажа. Без ключа «секретку» снять очень сложно.

Важные рекомендации после замены колеса

  • Проверка затяжки болтов – обязательно проверьте затяжку болтов через 50-100 км пробега. Болты могут «притереться» и ослабнуть.
  • Балансировка и шиномонтаж – если вы использовали докатку, помните, что на ней нельзя ездить долго и быстро. При первой возможности доберитесь до шиномонтажа, чтобы отремонтировать пробитое колесо и установить его обратно. Если вы ставили полноразмерное запасное колесо, его все равно стоит проверить на балансировку.
  • Помните о докатке – если у вас «докатка» (тонкое, небольшое запасное колесо), не превышайте скорость 80 км/ч и проезжайте на ней минимальное расстояние. Она предназначена только для того, чтобы доехать до ближайшего сервиса.

Часто задаваемые вопросы

Как часто нужно проверять давление в шинах? Раз в 2 недели и перед каждой дальней поездкой.

Можно ли ехать на докатке далеко и быстро? Нет, докатка только для экстренных случаев, на небольшие расстояния и низких скоростях.

Что такое динамометрический ключ и нужен ли он? Это ключ, который затягивает болты с точно заданным усилием. Он не обязателен для экстренной замены, но очень желателен для правильной сезонной замены, чтобы не перетянуть или недотянуть болты.

Куда деть старое колесо после замены? Его нужно отвезти на шиномонтаж для ремонта или утилизации.

Также читайте:

🚘 Бортовой журнал «ДвижОК» – это профессиональный взгляд на автомобили. Подписывайтесь на наш канал и узнавайте больше.