Найти в Дзене
Заметки историка

СВИНЬЯ-УБИЙЦА и ПЕТУХ-КОЛДУН: правосудие Средневековья

Оглавление

Сегодня подобное кажется безумием, но в Средневековье это была суровая норма. Европа жила по законам, где за каждое преступление полагалось наказание – даже если преступником оказывалось животное. Корову могли приговорить за растоптанное поле, собаку – за укус чиновника, а петуха – за «колдовство».

Судебные процессы проходили по всем правилам человеческого суда: с адвокатами, свидетелями, допросами и присяжными. Известно как минимум 92 таких дела во Франции между XII и XVIII веками. Наказания зависели от тяжести «вины»: виновных животных казнили, отправляли за решётку или даже передавали в монастырь «на перевоспитание».

Свиньи и правосудие

Источник: pinterest
Источник: pinterest

Одно из самых известных дел произошло в 1386 году во французском городе Фалез. Свинья загрызла младенца – и была осуждена за убийство. Её нарядили в человеческую одежду и повесили на площади. Этот случай увековечили на фреске местной церкви Святой Троицы.

Подобные приговоры не были редкостью: во Франции известно около двадцати смертных казней свиней. Иногда же животное могли оправдать. В 1457 году в Савиньи мать-свинья "призналась под пытками" в убийстве ребёнка, но её шестерых поросят оправдали – из-за «малолетства и дурного влияния матери».

Лошади, петухи и даже собаки

-2

В 1389 году лошадь была казнена за убийство человека, а в 1474-м в Базеле петуха сожгли на костре – за то, что он снёс яйцо. Суд решил: не иначе как колдовство.

Судебные абсурды встречались и за пределами Европы. В Сейлеме, во времена охоты на ведьм, были повешены две собаки – их признали «служителями дьявола».

Ослица-невиновна, шимпанзе-оправдан

Источник: dzen.ru
Источник: dzen.ru

Иногда суды проявляли неожиданное милосердие. В 1750 году крестьянина Жака Феррона и его ослицу обвинили в содомии. Священник засвидетельствовал, что животное «всегда было примером христианской добродетели». В итоге человека повесили, а ослицу отпустили.

Процессы над животными продолжались и позже: в 1924 году в США терьер Дорми предстал перед судом за убийство 14 кошек, но был оправдан. В 1972-м в Лос-Анджелесе судили шимпанзе, а в 1977-м в Непале – слона, обвинённого в гибели людей и разрушении домов. После выяснилось, что животное просто не кормили вовремя, и суд признал его невиновным.

Попугаи-сквернословы и медведи-рецидивисты

Даже XX век не избавился от этой причуды. В 1986 году в Перу судили попугаев за нецензурную брань. Их хозяйка утверждала, что купила их уже «такими». Приговор оказался мягким: птиц отправили в зоопарк для перевоспитания.

В 2004 году в Казахстане бурая медведица, напавшая на людей, получила пожизненное заключение в вольере исправительной колонии, а в 2008-м македонский медведь был признан виновным в краже мёда. Ущерб пчеловоду возместило государство – ведь зверь считался охраняемым видом.

Когда право и страх шли рука об руку

В этих историях есть не только средневековая экзотика, но и отражение человеческого страха. Люди пытались подчинить себе природу – и суды над животными были способом восстановить порядок, когда реальность казалась непредсказуемой. Это был мир, где человек видел в быке или свинье не просто животное, а посланца потусторонних сил. Страх перед неизвестным становился юридическим прецедентом.

От Библии до кинематографа

Идея «суда над животными» восходит к Библии, где в книге Исход предписывается наказывать быка, забодавшего человека. В Средние века эта логика стала юридической нормой, а сегодня живёт в культуре.

О таких судах рассказывает фильм
«Час свиньи», их мотив звучит у Джулиана Барнса и даже в «Гарри Поттере», где гиппогриф Клювокрыл был приговорён за нападение на Малфоя.

Суды над животными давно остались в прошлом, но сама идея «человеческого» возмездия природе всё ещё звучит тревожно современно.

Мы ведь и сегодня порой судим тех, кто просто живёт по своим законам.

Подписывайтесь на канал «ЗАМЕТКИ ИСТОРИКА», чтобы не пропустить новые интересные исторические факты!

Читать больше: