Найти в Дзене
VK Play

Обзор Ghost of Yotei: тяжелые будни женщины с катаной

Оглавление

Sony игру выпустила.
Про самураев опять.
Красиво.

Обзор Ghost of Yotei: тяжелые будни женщины с катаной
Обзор Ghost of Yotei: тяжелые будни женщины с катаной

Когда серия Assassin’s Creed только начала активно развиваться, сеттинг Японии казался самым очевидным выбором. В итоге ждать игру про ассасинов в Стране восходящего солнца пришлось аж почти 20 лет. На релизе у Ubisoft получилась самая красивая, но при этом самая скучная игровая Япония.

При этом Shadows во многом следовала заветам Ghost of Tsushima – игре от студии Sucker Punch, которая вышла 5 годами ранее и получила титул «нормального японского ассасина». Игра в свое время собрала много хороших отзывов, так что сиквел был неизбежен. Что получилось с Ghost of Yotei? Делимся своими впечатлениями.

Трейлер с хвалебными отзывами

Братья по несчастью

Оригинальная Ghost of Tsushima мне понравилась, хотя и не вызвала особых восторгов. Первая треть экшена работала отлично: интригующая завязка, короткие и кинематографичные сражения и минимум мусора на карте. Такая Red Dead Redemption в Японии: скачешь себе по полям, любуешься пейзажами и почти не отвлекаешься от сюжета.

Однако спустя десяток часов интерес снижался. Сражения становились затянутыми, активности повторялись, а сюжет топтался на месте. Интересными оставались разве что душевные терзания главного героя, который вынужден свернуть с доблестного пути самурая и пользоваться грязными приемами ниндзя. История лично мне не показалась какой-то захватывающей, но она хотя бы была необычной.

Поэтому анонс Ghost of Yotei меня оставил равнодушным, но только до первых трейлеров. Казалось, я попал в какую-то параллельную вселенную, где Assassin’s Creed: Shadows доверили студии Sony. Женщина в главной роли, сюжет о мести за гибель семьи, даже злодеи все точно такие же – злые самураи в масках японских демонов. Еще и структура сюжета похожая, и активности, и наборы оружия – что вообще происходит? Сценарист Shadows и Ghost of Yotei продал один сценарий в две разные компании?

Ясукэ в Assassin’s Creed Shadows
Ясукэ в Assassin’s Creed Shadows

Еще смешнее становится от того, что обе игры угодили в масштабные и похожие скандалы. У Shadows была женщина-протагонистка и темнокожий самурай, от которого выл весь интернет. У Ghost of Yotei – актриса Эрика Исии, которую геймеры называют самой радикальной феминисткой в игровой индустрии. Обе игры начали критиковать уже на этапе анонса главных героев.

Потом были политические скандалы. Ubisoft постоянно лажала с культурными аспектами Японии. То фигурка с героями, вызвавшая ассоциации с атомной бомбардировкой Нагасаки, то плагиат на концепт-артах, то перенос релиза на день траура в память о теракте в токийском метро, то толстый мальчик на официальном постере, то реклама DLC до выхода игры и спелые арбузы во время цветения сакуры. Что ни промо-материал – то катастрофа.

Не переживайте, обнимашки с лисами на месте
Не переживайте, обнимашки с лисами на месте

У авторов Ghost of Yotei было, как говорится, «редко, но метко». Сначала игру ругали за плохие трейлеры: мол, ничего нового не показывают, и выглядит она точной копией первой части. А прямо перед релизом сотрудница студии пошутила над резонансным убийством американского политического активиста Чарли Кирка. Реабилитироваться не помогло даже увольнение девушки, которая заявила, что ни о чем не жалеет и с удовольствием бы пошутила так еще раз.

Игроки сделали вывод, что полное отсутствие раскаяния означает одно: все разработчики в Sucker Punch такие же и поддерживают ее, а уволили просто для вида и вообще наймут опять, когда скандал уляжется. Поэтому трейлеры утонули в дизлайках, а игру массово призывали бойкотировать.

В общем, без сравнений Shadows и Ghost of Yotei обойтись будет тяжело, но я постараюсь свести их к минимуму. Потому что Ghost of Yotei все-таки намного больше напоминает своего предшественника.

О хорошем

События сиквела разворачиваются спустя 300 лет после первой части. Причина для конфликта в этот раз – не вторжение монголов или защита страны, а просто месть. Семью главной героини убили, и спустя 16 лет тренировок она достигла такого уровня боевого мастерства, что готова бросить вызов обидчикам. Выслеживать их можно почти в произвольном порядке, хотя некоторые сюжетные ограничения все-таки есть. После часового пролога, где разработчики предлагают вспомнить все ключевые механики и ознакомиться с новыми мини-играми, Ацу отправляется на поиски злодеев.

Красота то какая, лепота!
Красота то какая, лепота!

Начать надо с очевидного: Ghost of Yotei – очень, очень красивая игра. Хороший арт-дирекшен с приходом Unreal Engine 5 стал редкостью: авторам кажется, что достаточно включить новые технологии, и красиво получится само. Увы, так это не работает, и Ghost of Yotei – лишний пример, что даже без передовых разработок можно сделать красиво. Пейзажи в игре захватывают дух, а общий минимализм только подчеркивает красоту природы.

Во время путешествий камера обязательно улетает подальше, чтобы показать усеянное цветами поле или переливающееся северным сиянием небо. На горизонте гордо возвышается вулкан Йотей, ветер поднимает тлеющую листву, а туман красиво стелется вдоль воды.

Технологически игра тоже скакнула вперед. Возможно, это не так очевидно, но достаточно посмотреть прямые сравнения первой и второй части: отличия заметные. Поведение воды, земли, снега – почти все стало лучше. Но до той же Assassin’s Creed Shadows новая игра не дотягивает: там лучше и разрушаемость, и анимации, да и технологии используются более продвинутые. Но надо признать, что Ghost of Yotei все равно выглядит отлично – за счет стилизации картинки и уже упомянутого арт-дирекшена.

Как говорили классики, omae wa mou shindeiru
Как говорили классики, omae wa mou shindeiru

Второй очевидный момент – это «безопасный» сиквел с небольшим количеством реальных изменений. Структурно игра повторяет первую часть и Assassin’s Creed Shadows: катаемся по миру, любуемся природой и вырезаем сотни врагов, комбинируя стелс и экшен. Но разработчики постарались разнообразить прохождение и подчеркнуть особенности боевого стиля новой героини.

У Ацу не было времени тренироваться в додзё и практиковать удары, поэтому дерется она так, как умеет. Боевка выглядит «грязнее» и яростнее, движения – не такими меткими и выверенными. Ацу практически вгрызается во врагов катаной: хотя в плане геймплея это ничего не меняет, ощущения от сражений все-таки немного другие.

Противники стали сильнее, «жирнее» и агрессивнее. На высоких уровнях сложности они активно атакуют, окружают и чаще защищены броней. Драться в Ghost of Yotei определенно интереснее, чем в первой части – каждый взмах меча реально становится угрозой.

Ацу может раздражать своей манерой общения с окружающими, но, с другой стороны, вариантов у женщины с катаной в такие времена было, пожалуй, немного
Ацу может раздражать своей манерой общения с окружающими, но, с другой стороны, вариантов у женщины с катаной в такие времена было, пожалуй, немного

Новые механики тоже есть. Например, враги теперь могут выбивать оружие из рук героини: если не успеть с парированием, то придется бежать к улетевшей в кусты катане. Ацу тоже так умеет, а еще способна подбирать вражеские мечи и метать их.

На место стоек из первой части пришли новые виды оружия. Арсенал можно расширить двойными катанами, копьем яри и кусаригамой, хотя для этого сначала придется найти наставников и выполнить их задания.

Героиня также может запугивать врагов «воем онрё»: это такой магический трюк, когда все вспоминают ваше резюме мстительной дамы, падают на землю и молят о пощаде.

Еще Ацу может подружиться с волком и даже «прокачивать» его, находя в мире особые логова. Напарник иногда участвует в сражениях и даже спасает героиню от смерти, если она упала без сил. Лично у меня возникло ощущение, что идея с волками была более амбициозной, однако потом ее сильно порезали, хотя и оставили в игре. Она работает, но без нее Ghost of Yotei ничего не потеряла бы.

Как и в оригинальной игре, тут много разных биомов: от осенних лесов до снежных вершин
Как и в оригинальной игре, тут много разных биомов: от осенних лесов до снежных вершин

Отдыхать от битв тут предлагают в большом количестве мини-игр и побочных активностей. В Ghost of Yotei можно рисовать, разводить костры, ловить рыбу, готовить еду, играть на музыкальных инструментах, рубить бамбук, ковать оружие и так далее.

Признаюсь, я терпеть не могу эти занятия: меня всегда преследует чувство, что обилием мини-игр хотят замаскировать скуку основного геймплея. Когда тебе в 20-й раз надо разжигать угли, кроме как тратой времени это назвать сложно. В Ghost of Yotei все эти развлечения встречаются не слишком часто и используют фишки геймпада DualSence, что вносит хоть какое-то разнообразие.

По теме:

Самая красивая и скучная игровая Япония: обзор Assassin’s Creed: Shadows
«Покойся с миром, Sucker Punch»: почему Ghost of Yotei уже так ненавидят?

Есть и более удачные решения. Например, путешествия в прошлое: героиня находит эдакие «эхо», вызывающие у нее воспоминания, и мгновенно попадает в детство, где проводит время с семьей. Тут нет каких-то интересных геймплейных моментов, но механика впечатляет как бесшовный интерактивный прием. Все-таки SSD с мгновенными загрузками – крутая штука, и разработчики явно еще учатся с ними работать.

Еще появились «расследования». Именно в кавычках, потому что полноценными расследованиями их не называть: героиня получает фрагмент карты и должна наложить его на общую карту мира, чтобы найти следующее место назначения. Это замена квестовым маркерам и аналог похожей механике в AC Shadows, где надо было искать место по описанию.

Ауф
Ауф

Мне хочется сказать, что это отличное решение для умных геймеров, которым не нравится, когда их ведут за ручку. Но на деле получилось очень странно: первые карты вообще не требуют умственных усилий, а более поздние все равно перебираются случайным образом, потому что глобальная карта ну очень неинформативная. Разобрать в этих кляксах очертания рек, озер и дорог нельзя, и чаще это раздражает.

Зато само исследование мира в целом сделано гораздо лучше: это как раз тот аспект, который тяжело показать в рекламных трейлерах. Мир получился большой и вроде бы такой же пустой, но в нем очень равномерно распределен контент, который норовит тебя отвлечь от сюжета. В Ghost of Yotei чувствуешь себя настоящим исследователем: залез на гору, отметил интересные места в бинокль и пошел их изучать.

О неоднозначном

Основной сюжет в Ghost of Yotei, пожалуй, самый слабый аспект игры. В этот раз получилась совершенно обычная история о мести – и максимально предсказуемая. Главная героиня сильно отличается от Джина из первой части и вызывает совсем другие эмоции. Она высокомерная, наглая и проходит стандартный путь мстителя из любого фильма или игры о возмездии.

Разумеется, уже в начале истории Ацу все умеет, все знает и круче всех – классический троп для скучных современных персонажей. А фразы в духе «вау, как эта сильная женщина сильнее всех этих слабых мужчин» звучат нелепо, хоть и встречаются редко.

Проблема Ацу не в том, что она женщина, а в том, какой получился персонаж – вы таких видели уже раз 50 в других сценариях. И дело не в реализме: Дзин Сакай, побеждающий всю монгольскую армию в одиночку, тоже не тянет на образец правдоподобности. Но этот персонаж хотя бы рос над собой и развивался.

Деньги есть? А если найду?
Деньги есть? А если найду?

Разработчики еще и всеми силами усиливают лудонарративный диссонанс, когда геймплей плохо вяжется с историей. Героиня убивает десятки, сотни людей, и каждый бандит при встрече знает про ее свершения, — но при этом все равно лезет в бой. Очень нелепы сцены, когда враги берут Ацу в плен, обсуждают ее счетчик убийств, а потом оставляют жить со словами в духе: «Лол, ну давай не будем добивать, посмотрим, придет ли она за нами».

Во многом проблемы связаны с нелинейным подходом к сюжету – точно так же, как в Assassin’s Creed: Shadows. Разработчики дают вам свободу действий, но им не хочется продумывать все варианты того, как вы будете проходить игру. Поэтому повествование разделено на сюжетные арки, которые мало связаны друг с другом. Выстроить из этого действительно увлекательный сюжет – сложная задача, с которой тут не справились.

Есть подозрение, что Sucker Punch очень хочет сделать вестерн: на это намекает и музыка, и мотивы, и манера повествования
Есть подозрение, что Sucker Punch очень хочет сделать вестерн: на это намекает и музыка, и мотивы, и манера повествования

С другой стороны, более скромный масштаб истории позволил сделать некоторые эпизоды более личными и понятными для игрока. Ацу не переживает о завоевании острова или глобальной угрозе, но часто вспоминает семью и готова проникнуться проблемами «маленьких людей». Благодаря этому побочные задания получились хорошими, а вжиться в такого персонажа проще.

Возвращаясь к негативному: cтелс сделан очень примитивно, по всем заветам мемов про высокую траву. Враги всегда стоят к вам спиной, ничего не слышат и не видят: играть в эти секции в современных играх уже нет никаких сил. Такое чувство, что на этот геймплейный аспект в игровой индустрии наложено негласное табу, потому что за последние лет 15 он вообще никак не меняется.

Еще в Ghost of Yotei слабая постановка, как и в прошлой части. Статичные планы, затемнения, чтобы не рисовать анимации, камера подальше от лиц – готовый рецепт, чтобы любая кат-сцена выглядела уныло.

Итоги

Если не быть занудой, то Ghost of Yotei – хорошая игра, ни больше, ни меньше. Эта та же Assassin’s Cre... В смысле, Ghost of Tsushima: игра для фанатов первой части и без серьезных попыток привлечь другую аудиторию. Продавать улучшения этой игры в трейлерах сложно: мелочь там, лучше здесь, прокачали тут – и вот уже общий опыт заметно круче.

Самурайский экшен держится на трех китах: красивой стилизованной картинке, отличной боевой системе и сеттинге. Рубить врагов по-прежнему весело, в каждой схватке вас из ведра посыпают лепестками сакуры, а герои ведут философские диалоги о чести, душевном спокойствии и единстве с природой.

Если вам очень понравилась первая часть и вы с нетерпением ждали вторую, то игра вряд ли вас разочарует. Если первая местами казалась скучноватой, но вы ее не бросили, то сиквел тоже стоит попробовать: темп и механики тут лучше.

Для меня сиквелы Sony делятся на две категории. Одни – отличные, с новыми идеями, хорошими историями или хотя бы смелыми решениями. В The Last of Us: Part 2, как бы вы к ней не относились, был совершенно безумный сюжет с эмоциональными качелями и потрясающий стелс-экшен. God of War: Ragnarok – это такие «Мстители» от Sony с кучей персонажей и эпичными битвами. Uncharted 2-4 – лучшие экшен-сцены и невероятно харизматичные персонажи, которые развивались с каждой игрой серии.

А есть, например, Horizon: Forbidden West, Death Stranding 2: On the Beach и Spider-Man 2. Больше и красивее, да, но из-за слабых историй и проработки персонажей забываются через неделю.

Ghost of Yotei – что-то посередине. Лично мне игровые сюжеты интересны не меньше, чем механики, потому что я устал шинковать сотни туповатых NPC без причины. История Ацу – иногда интересная, но чаще нет, а каждый сюжетный поворот предсказывается заранее. Пускай геймплейные улучшения позволяют почти не замечать на слабый сюжет.

Если вас не пугают шаблонные истории, то Ghost of Yotei – отличный повод вернуться в виртуальную Японию. Игра, несмотря на все сходства с Shadows, работает все-таки лучше, а ее репетативный гейм-дизайн меньше бросается в глаза. Практически каждый аспект тут улучшили, обеспечив плавность игрового процесса.

Но если игры про зачистки форпостов для вас в прошлом, то Ghost of Yotei, может, и не стоит покупать без скидки. Все эти красивые пейзажи на третий день все равно перестаешь замечать, а в остальных аспектах соблюден баланс: шаг назад в сюжете, шаг вперед в геймплейных улучшениях.

Оценка: 7,5 из 10.