Найти в Дзене

Какие ошибки взрослых усиливают истерики и агрессию детей с аутизмом — и что с этим делать

Знакомо чувство, когда истерика или вспышка агрессии ребёнка застает врасплох, и вы действуете на автомате? Кричите, угрожаете, пытаетесь удержать или просто замираете, надеясь, что всё закончится само. Мы, взрослые, часто так делаем от бессилия и усталости. Но для ребенка с РАС или другими особенностями развития такие наши реакции только усиливают поведение и стресс. Разберём самые частые ошибки — и что можно сделать вместо них. Что происходит: Крик показывает ребёнку, что взрослый тоже не справляется. Его мозг, и без того перегруженный эмоциями и звуками, воспринимает крик как угрозу — и реакция усиливается. Что делать: ▫️ Снизьте собственное возбуждение, говорите тихо и коротко. ▫️ Дайте предсказуемую фразу: «Я рядом. Сейчас всё будет в порядке». ▫️ Когда ситуация немного утихнет, предложите альтернативу: карточку «Мне нужна пауза», спокойное место или сенсорную паузу. Что происходит: Когда удержание не связано с защитой, ребёнок воспринимает его как нападение. Это вызывает ужас и п
Оглавление

Знакомо чувство, когда истерика или вспышка агрессии ребёнка застает врасплох, и вы действуете на автомате? Кричите, угрожаете, пытаетесь удержать или просто замираете, надеясь, что всё закончится само.

Мы, взрослые, часто так делаем от бессилия и усталости. Но для ребенка с РАС или другими особенностями развития такие наши реакции только усиливают поведение и стресс.

Разберём самые частые ошибки — и что можно сделать вместо них.

❌ КРИК И УГРОЗЫ

Что происходит:

Крик показывает ребёнку, что взрослый тоже не справляется. Его мозг, и без того перегруженный эмоциями и звуками, воспринимает крик как угрозу — и реакция усиливается.

Что делать:

▫️ Снизьте собственное возбуждение, говорите тихо и коротко.

▫️ Дайте предсказуемую фразу: «Я рядом. Сейчас всё будет в порядке».

▫️ Когда ситуация немного утихнет, предложите альтернативу: карточку «Мне нужна пауза», спокойное место или сенсорную паузу.

❌ ФИЗИЧЕСКОЕ УДЕРЖАНИЕ (ЕСЛИ НЕТ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ)

Что происходит:

Когда удержание не связано с защитой, ребёнок воспринимает его как нападение. Это вызывает ужас и провоцирует ещё большее сопротивление.

Что делать:

▫️ Сначала обеспечьте безопасность — уберите опасные предметы, мягко сопроводите ребёнка в безопасное место.

▫️ Используйте знакомые ему успокаивающие приёмы. А навыки саморегуляции отрабатывайте позже, в спокойной обстановке.

❌ ИГНОРИРОВАНИЕ (ТОТАЛЬНОЕ, БЕЗ ПОДДЕРЖКИ)

Что происходит:

Если игнорировать поведение полностью, ребёнок теряет контакт и ощущение безопасности. Часто за истерикой стоит попытка сообщить о боли, страхе, усталости, и когда реакции нет, он убеждается: «Я один. Мне не помогут».

Что делать:

▫️ Определите, зачем возникло поведение (какую функцию оно несет).

▫️ Если ребёнку нужно внимание — уменьшайте его, но параллельно учите просить внимание по-другому.

▫️ Если это попытка избежать задания — сделайте его посильным и поощряйте сотрудничество.

Вы узнали в этих ситуациях себя? Это нормально — действовать интуитивно, когда не знаешь, как делать иначе 💔

🚩 Хорошая новость в том, что любое поведение — это способ общения. Его можно понять и изменить.


На онлайн-тренинге
«Гид по работе с проблемным поведением» мы даем пошаговую стратегию, что делать вместо привычных ошибок.

Вы научитесь:

✅ Определять истинную причину поведения — что на самом деле хочет сказать ребёнок.

✅ Применять проактивные стратегии, чтобы предупреждать срывы.

✅ Правильно реагировать в момент эскалации, снижая накал, а не усиливая его.

✅ Формировать новые, адаптивные навыки общения и саморегуляции.

Обучение пройдёт 26 и 27 ноября
Подробнее —
на сайте тренинга

Не откладывайте коррекцию нежелательного поведения на потом. Чем дольше оно длится, тем сильнее закрепляется!

#ИПАП #инклюзия #АВАтерапия #инклюзивноеобразование #аутизмобучение #нежелательноеповедение #трудноеповедение #РАС #ОВЗ #PECS #аутизм