Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
"Мумия" – это кинолента, которую можно пересматривать вне зависимости от настроения или времени года.
Это увлекательное и забавное зрелище, в котором собрались невероятно обаятельные актёры, находящиеся на вершине своей популярности: Брендан Фрейзер, Рэйчел Вайс, Джон Ханна, Арнольд Вослу, Одед Фер и другие талантливые исполнители.
Фильм оказал положительное влияние на жанр приключенческого боевика.
Более того, в нём представлена одна из самых запоминающихся романтических линий в истории кинематографа: Рик и Иви – союз, заключённый навеки! При этом визуальные эффекты даже сегодня смотрятся весьма достойно.
Однако, будучи столь выдающимся произведением, "Мумия" располагает к многочисленным просмотрам… и рано или поздно неизбежно начинаешь замечать определённые нюансы, которые могли ускользнуть от внимания при первом просмотре из-за всеобщего восторга.
Некоторые из них – это простые нестыковки в сюжете и мелкие придирки, в то время как другие представляют собой более проблематичные моменты, которые сейчас кажутся более очевидными, чем в 1999 году, когда этот приключенческий фильм впервые появился на больших экранах.
Несмотря на наличие нескольких сомнительных моментов, это нисколько не умаляет заслуг фильма как одного из лучших боевиков десятилетия. Безусловно, у "Мумии" есть свои недостатки, но зрители вполне могут признавать их и одновременно наслаждаться просмотром.
Ниже приведены некоторые аспекты "Мумии" – как существенные, так и не очень – с которыми вам придётся смириться, чтобы полноценно расслабиться и получить удовольствие от просмотра.
Колониализм нависает над всем
В наши дни, при просмотре "Мумии", трудно игнорировать колониальный подтекст: сама возможность создания фильма зиждется на убеждении англичан и американцев в их праве беспрепятственно путешествовать по Египту и распоряжаться там всем по своему усмотрению.
Несмотря на предположения о египетских корнях Эви и Джонатана по материнской линии, их роли исполняют белые актёры с ярко выраженным английским акцентом (Рэйчел Вайс и Джон Ханна соответственно), что подчёркивает их принадлежность к английской культуре.
Как и многие персонажи, они придерживаются мнения, что величие египетской цивилизации осталось в прошлом, а её культура – общее достояние, которое можно приобретать и продавать.
Воскрешение Имхотепа в некотором роде является отражением этой ситуации: вторжение в чужую культуру и историю, не поняв её до конца, может привести к непредсказуемым последствиям.
В истории Рика (Брендан Фрейзер) и Уинстона (Бернард Фокс) также прослеживается влияние других империй.
Рик впервые сталкивается с Хамунаптрой, будучи солдатом Французского Иностранного легиона, а Уинстон, бывший британский офицер, находится в Египте из-за ностальгии по сражениям прошлого.
Египет для них – скорее место для захватывающих приключений, отвлекающих от рутины, нежели родной дом.
Для большинства белых людей Египет предстаёт как игровая площадка, где можно найти своё место и, возможно, разбогатеть.
Проклясть Имхотепа было ужасной идеей с самого начала
Похвально, что меджаи посвятили своё существование охране от воскрешения Имхотепа (в исполнении Арнольда Вослу).
Тысячелетиями они противостояли проклятию мумии. Однако всего этого могло не произойти, если бы их давние предки не прибегли к ужасному проклятию Хом-Дай.
Жрецы Имхотепа тоже были подвергнуты мумификации заживо – разве эта кара недостаточно сурова? Неужели потребовалось добавление плотоядных жуков и мощной магии, чтобы смерть Имхотепа стала ощутимо хуже, учитывая потенциально катастрофические последствия?
Если перед вами стоит выбор между двумя видами медленной, мучительной и болезненной казни, логичным будет отдать предпочтение тому, который не способен привести к обратному эффекту и наделить противника бессмертием, неуязвимостью и способностью разрушить вашу страну (а, возможно, и весь мир).
Зачем, откровенно говоря, идти на такой риск?
Многие годы, очевидно, все испытывали слишком большой страх перед Хом-Дай, чтобы применять его на практике, и это, безусловно, являлось более разумным и безопасным решением.
Шутки не всегда уместны
В "Мумии" бесспорно присутствуют запоминающиеся образы египетских деятелей.
- Ардет-Бей, воплощённый Одедом Ферром, искусен, обаятелен, полон тайн и даже комичен. Его искренняя радость от полёта на крыле самолёта Уинстона – одна из запоминающихся деталей картины.
- Имхотеп – убедительный антагонист с понятной мотивацией и харизмой.
- Даже доктор Терренс Бэй (Эрик Авари), глава музея и тайный меджай, начальник Эви, имеет несколько впечатляющих эпизодов.
Однако нельзя не отметить, что многие другие египтяне в ленте представлены скорее как объекты для шуток, нередко с неприятным расистским оттенком.
Смотритель (Омид Джалили) – навязчивый попутчик, над которым постоянно смеются. Особенно неприятны замечания Джонатана о его запахе. Даже его гибель от плотоядных скарабеев, которая должна была бы ужасать, превращена в комический эпизод, поскольку главные герои видят лишь его внезапное появление и столкновение со стеной, приводящее к нелепой смерти.
Когда Имхотеп возвращается к жизни и набирает силу, большая часть Каира присоединяется к нему, причём невнятное бормотание людей и безжизненные движения выглядят как визуальный эффект, превращая их в подобие зомби.
Отрадно, что в картине есть интересные и яркие персонажи восточной внешности. Жаль, что некоторые второстепенные герои, особенно представленные в массовых сценах, соответствуют неприятным стереотипам.
Это действительно долговечный папирус
Не следует предъявлять завышенные требования к точности технических аспектов киноленты, где присутствуют мумии, ритуалы возвращения к жизни и старинные проклятия.
Но всё же, неужели карта Хамунаптры осталась совершенно неповреждённой после трёх тысячелетий?
В действительности, это не настолько неправдоподобно, как кажется на первый взгляд.
Согласно информации из собрания папирусов Мичиганского университета, множество обрывков древнеегипетских папирусов сбереглись до наших дней благодаря сухому египетскому климату.
В условиях повышенной влажности бумага может быстро прийти в негодность, но в пустыне её сохранность гораздо выше.
Однако, если безупречное состояние карты вызвало у вас удивление, то ваши сомнения вполне обоснованы: очевидно, что здесь не обошлось без преувеличений со стороны создателей фильма.
Документы на папирусе действительно дошли до нашего времени – наиболее древним из них около 4500 лет – но, как правило, они не отличаются идеальной сохранностью.
Более типичными являются вот эти изношенные, фрагментированные образцы из Метрополитен-музея.
Разве Имхотеп не должен был стать близоруким?
Удивительно, но в сцене, где Имхотеп лишает зрения несчастного мистера Бёрнса, "Мумия" теряет возможность для отличной, хоть и немного мрачной, шутки.
Бёрнс, в исполнении Така Уоткинса, с самого начала подчёркивает свою полную беспомощность без очков, даже в простых играх. И когда в суматохе, вызванной пробуждением Имхотепа, его очки приходят в негодность, становится ясно, что его слова не были преувеличением. Его восприятие мира становится размытым.
Разумеется, его положение ухудшается ещё больше: Имхотеп вырывает у него глаза и язык, используя их для собственного восстановления.
Фильм показывает лишь результаты, но они производят тягостное впечатление.
Возникает логичный вопрос: если Имхотеп завладел глазами слабовидящего Бёрнса, не должен ли он страдать от аналогичной проблемы со зрением?
Представьте проклятую мумию, едва различающую собственную руку перед лицом — это был бы идеальный комедийный эпизод.
Создаётся впечатление, что упущено что-то важное.
Вместо полноценной реализации идеи зритель получает лишь намёк. Когда Имхотеп привыкает к новым глазам, он прищуривается, глядя на Эви (Рэйчел Вайс), что можно интерпретировать как отсылку к плохому зрению Бёрнса.
Однако, после такого многообещающего начала этого недостаточно.
Возможно, после поглощения жизненной силы других членов воскрешённой команды его зрение восстановится полностью, и близорукость Имхотепа окажется временным явлением.
Почему Имхотеп был словно под гипнозом?
С позиции современного человека действия Имхотепа, связанные с его связью с возлюбленной фараона, не вызывают однозначного осуждения. Чувства Имхотепа и Анк-су-намун были подлинными и пылкими, в отличие от отношения фараона, воспринимавшего её скорее как объект собственности.
Даже несмотря на сомнительность магии воскрешения, изначальное намерение Имхотепа вернуть Анк-су-намун к жизни (в исполнении Патрисии Веласкес) выглядит скорее как трагическая история любви, нежели как предпосылка к злодейству.
Однако после возвращения к жизни его поведение радикально меняется. Он словно наслаждается причинением страха и мучений, а его основной целью становится установление мирового господства. Что же стало причиной столь резкой перемены?
Объяснение кроется в проклятии Хом-Дай.
Это заклятие не только наделило его способностями к воскрешению и сверхсилой, но и обрекло на страдания, включающие в себя все египетские казни.
По сути, проклятие Хом-Дай несёт угрозу всему миру, лишая Имхотепа возможности самостоятельно принимать решения.
Он теряет свободу выбора и не может изменить свой предначертанный путь.
Наши герои спокойно относятся к смерти других персонажей
"Мумия" – зрелищное и захватывающее кино, популярное отчасти из-за умеренного показа насилия. Это соответствует общему настроению картины, однако со временем становится очевидным, что персонажи довольно равнодушно воспринимают гибель окружающих.
Смерть смотрителя, участника экспедиции, хоть и не близкого друга, вызывает у них скорее недоумение, чем потрясение. Уже через короткое время Джонатан (Джон Ханна) отпускает легкомысленную шутку, а Рик и Эви вскоре флиртуют у костра.
Подобное отсутствие сочувствия заметно и при гибели членов американской экспедиции. К этому моменту зритель наблюдает их взаимодействие с главными героями и ожидает проявления каких-либо эмоций, или, по крайней мере, чувства вины за непреднамеренное пробуждение Имхотепа и его разрушительной силы. Но и здесь реакции минимальны.
Подобное поведение – следствие стремления объединить беззаботный юмор с опасными приключениями и ощущением риска.
Иногда приходится пренебрегать несколькими смертями, чтобы сохранить атмосферу развлечения.
Герои или злодеи?
Какой временной промежуток должен отделять нас от ухода человека из жизни, прежде чем допустимо осквернение его последнего пристанища?
Вопрос, возможно, неуместный для светской беседы, но вполне уместный при анализе фильма "Мумия". Ведь отправной точкой для главных героев служит именно вторжение в охраняемую область и эксгумация тела.
Мотивы различны: от меркантильных, в поисках артефактов, до просветительских, в стремлении к знаниям. Однако факт остаётся фактом – происходит незаконное проникновение на территорию, имеющую культурную ценность, и потревожен покой усопшего. Можно ли считать это героическим и морально оправданным поступком?
Принимая во внимание развитие сюжета в "Мумии", ответ, скорее всего, отрицательный.
Да, главные герои в итоге выходят сухими из воды, обогатившись материально и получив перспективу для дальнейших приключений.
Но справедлива ли цена, которую они заплатили за этот успех, и участь, постигшая их менее удачливых коллег по нелегальному промыслу?
Возможности Имхотепа ограничены
Наделённый проклятием Хом-Дай, Имхотеп обладал властью обрушивать египетские катаклизмы и ещё при жизни постиг секреты возвращения к жизни.
Его дар поглощения жизненной энергии, способствовавший регенерации и конечному бессмертию, очевидно, был неразрывно связан с изначальным проклятием.
Но что служит источником песчаных бурь, которые он вызывает?
Когда Уинстон, Рик, Ардет-Бей и Джонатан летят на помощь Эви, Имхотеп демонстрирует могущество магии, создавая мощную бурю, чтобы изменить траекторию самолёта.
Это своеобразный намёк на первую встречу Рика (в то время в составе Французского Иностранного легиона) с Хамунаптрой: он стал свидетелем того, как отдельные песчинки взмыли ввысь и сложились в гигантское, искажённое страданием лицо.
Визуально это впечатляет, но если задуматься, почему именно Имхотеп имеет власть над песком… и почему он способен управлять им, будучи формально мёртвым? Или зачем ему это, если явления, отпугивающие людей от места его упокоения, потенциально могут воспрепятствовать его воскрешению?
Он также способен трансформироваться в песок, проникать сквозь замочные скважины и растворяться в неожиданном порыве ветра.
Безусловно, эффект впечатляет. Но какова природа этой силы и её происхождение?
Десятое бедствие: в чём оно проявляется?
Предсказание гласит, что воскресший Имхотеп станет причиной повторного появления десяти египетских бедствий.
Большая часть этих напастей обрушивается мгновенно: водоёмы превращаются в алую жидкость, возникают рои назойливых насекомых и амфибий, у многих людей появляются кожные высыпания, а светило меркнет.
Мы наблюдаем это в основном визуально, подразумевая, что аналогичные события разворачиваются повсеместно. Однако, несмотря на это, развитие этих бедствий вызывает у аудитории недоумение.
Прежде всего, остаётся загадкой, почему ключевые персонажи застрахованы от таких напастей, как, например, смертельная эпидемия.
Эви и Джонатан имеют египетские корни, а в сиквеле выясняется, что Рик родом из племени меджаев. Все они, включая их помощника-пилота Уинстона, провели в Египте значительную часть своей жизни. Неужели эти катаклизмы не должны были повлиять на них?
И всё же наиболее значимый вопрос связан с десятой казнью – гибелью первенцев. Этот аспект полностью игнорируется в фильме, хотя его упоминание могло бы добавить напряжения в финальной части сюжета.
Представьте, если бы герои спешили остановить Имхотепа, чтобы предотвратить уничтожение Египта и гибель Джонатана, главного источника юмора.
Это упущение оставляет ощутимую брешь в повествовании.
Египет склоняется перед Имхотепом с рекордной скоростью
Внезапное появление масштабных эпидемий способно убедить людей в чём угодно.
Вспышка лягушачьей чумы могла бы остаться незамеченной, однако объяснить, почему вся вода вдруг стала кровавой, гораздо труднее.
Легко понять, почему современные египтяне в "Мумии" сразу же восприняли возвращение Имхотепа как серьезную угрозу, но кажется странным, как быстро обычные люди превратились в зомбированных поклонников Имхотепа.
Неужели не нашлось достаточно скептиков, чтобы усомниться в его силе?
Поразительно, как много людей не просто подчинились, но и вышли на улицы, скандируя его имя. Непонятно, каким образом Имхотеп смог собрать стольких последователей.
Возможно, Бени, персонаж Кевина Джеймса О’Коннора, ходил по городу, объясняя ситуацию? Почему ему кто-то поверил? Неужели им нужен был вид полуразложившегося лица Имхотепа, чтобы убедиться в его подлинности? Или же легенда об Имхотепе и проклятии Хом-Дай была настолько широко известна среди местного населения?
Впрочем, в этом может быть логика. Любое из этих объяснений кажется вполне допустимым.
Однако многое остаётся за кадром, что, к сожалению, соответствует общей тенденции фильма игнорировать мотивацию и поведение египетских персонажей.
Для весёлого приключенческого боевика "Мумия" — весьма мрачная картина
Фильм "Мумия" 1932 года с Борисом Карлоффом в главной роли, лишь отдалённо послуживший источником вдохновения для "Мумии" 1999 года, представлял собой подлинный хоррор, и отдельные пугающие фрагменты были добавлены в этот, в остальном, развлекательный и зрелищный ремейк.
Новая "Мумия" скорее напоминает приключенческий фильм в духе старой школы, но авторы не постеснялись добавить несколько сцен, способных вызвать дрожь. Некоторые из них отличаются особой мрачностью и даже жестокостью.
В частности, для тех, кто боится быть погребённым заживо, пролог станет настоящим испытанием. Сцена мумификации Имхотепа и его жрецов, заживо запертых в саркофагах, сама по себе вызывает ужас, а финальным аккордом становится осознание того, что Имхотеп, несмотря на то что его тело пожирали скарабеи, сохранял сознание достаточно долго, чтобы оставить послание на внутренней стороне своего гроба.
Не стоит забывать и о самих скарабеях — огромных жуках, мгновенно проникающих под кожу.
Вероятно, самой жуткой сценой является трагическая участь мистера Бёрнса, одной из первых жертв Имхотепа. Мало того, что несчастный лишается глаз и языка, он ещё и вынужден развлекать своего мучителя.
С забинтованными глазами и неразборчивой речью, очевидно, ещё не освоившийся со своими увечьями, он двигается неуклюже, невероятно рад вниманию и старается быть обходительным.
Когда Бени сообщает, что Имхотеп намерен завершить то, что начал на раскопках, страх Бёрнса достигает апогея.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, какие десять ужасных поступков совершила Эвелин, супруга Рика О'Коннелла.
Другие статьи, которые могут вас заинтересовать: