Найти в Дзене
Лунный Буржуй

Десять потрясающих фильмов ужасов, действие которых разворачивается на разных планетах

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй". Слияние жанров нередко приносит неожиданные плоды, и научно-фантастический хоррор можно смело назвать одним из самых удачных примеров. Сосредоточение ужаса в безбрежных и неприветливых просторах космоса – практически беспроигрышный вариант, хотя некоторые киноленты эксплуатируют эту идею интенсивнее других. Ведь бороться с кошмарами на родной Земле – задача не из лёгких, а что уж говорить о чужом, неизведанном мире? Это поднимает ставки до небес. Чтобы избежать двусмысленности, уточню, что речь пойдёт о десяти фильмах, чьё действие разворачивается преимущественно или полностью на другой планете, а не на космической станции или внутри корабля (это объясняет отсутствие в списке таких культовых картин, как "Чужой" или "Сквозь горизонт"). Металлические, замкнутые пространства, безусловно, идеально подходят для создания атмосферы клаустрофобии, но перенести действие на абсолютно новую планету – задача иного масштаба, особенно учитывая, что мног
Оглавление

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".

Слияние жанров нередко приносит неожиданные плоды, и научно-фантастический хоррор можно смело назвать одним из самых удачных примеров. Сосредоточение ужаса в безбрежных и неприветливых просторах космоса – практически беспроигрышный вариант, хотя некоторые киноленты эксплуатируют эту идею интенсивнее других. Ведь бороться с кошмарами на родной Земле – задача не из лёгких, а что уж говорить о чужом, неизведанном мире? Это поднимает ставки до небес.

Чтобы избежать двусмысленности, уточню, что речь пойдёт о десяти фильмах, чьё действие разворачивается преимущественно или полностью на другой планете, а не на космической станции или внутри корабля (это объясняет отсутствие в списке таких культовых картин, как "Чужой" или "Сквозь горизонт").

Металлические, замкнутые пространства, безусловно, идеально подходят для создания атмосферы клаустрофобии, но перенести действие на абсолютно новую планету – задача иного масштаба, особенно учитывая, что многие из представленных фильмов снимались с очень скромными бюджетами.

Каково это – встретиться лицом к лицу с невидимыми чудовищами, кошмарными созданиями или даже Айс Кьюбом, облачённым в форму космического пехотинца? Эти фильмы пытаются исследовать этот вопрос, вынося на суд зрителя уникальные и пугающие образы, рождённые фантазией.

Итак, представляю вам десятку лучших хоррор-фильмов, действие которых происходит в странных, далёких мирах.

Европа (2013)

-2

Вообще-то Европа – это не планета, а один из спутников Юпитера. Тем не менее, если в Солнечной системе существует внеземная жизнь, то именно Европа считается одним из наиболее перспективных мест для её обнаружения.

Эта перспектива обнаружения инопланетной жизни и влечёт команду из шести человек, которую возглавляет командир Уильям Сюй (в исполнении Дэниела Ву), в изолированный мир, изображённый в фильме Себастьяна Кордеро "Европа".

В рамках миссии, финансируемой из частных источников, экипаж корабля "Европа-1" теряет связь с Землёй из-за солнечной активности и сталкивается с целым рядом испытаний как во время полёта к спутнику, так и после прибытия. Однако члены экипажа не теряют надежды найти доказательства существования жизни под поверхностью луны. Предсказуемо, их ждут серьёзные препятствия, и научная экспедиция превращается в отчаянную борьбу за выживание, требующую огромной силы духа и стойкости, чтобы вернуться домой.

"Европа" – кинокартина с размеренным повествованием, но она привлекает своей гнетущей атмосферой и сюжетом, от которого действительно стынет кровь в жилах. Фильм Кордеро удостоился положительных отзывов за оригинальную идею и реалистичное отображение космических исследований (без участия инопланетян).

Кроме того, сильной стороной фильма является превосходный актёрский состав, в который входят Дэниел Ву, Шарлто Копли, известный по "Району №9", и Микаэль Нюквист, знакомый зрителям по "Миллениуму".

Планета вампиров (1965)

-3

Этот фантастический хоррор, действие которого разворачивается на неизведанной планете под названием Аура, является творением Марио Бавы, признанного "маэстро итальянского ужаса".

После крушения двух крупных космических кораблей на этой загадочной планете выжившие члены экипажа сталкиваются с враждебными бестелесными существами. Эти пришельцы вселяются в тела погибших, превращая их в нежить. Герои, включая персонажей Барри Салливана и Нормы Бенгелл, отчаянно пытаются выжить и оторваться от преследующих их восставших мертвецов.

"Планета вампиров" – это жестокий, визуально ошеломляющий и заставляющий задуматься фильм, который получил признание критиков наравне с другими работами Бавы. Это мрачное и беспощадное зрелище. Джо Данте, режиссёр "Гремлинов", в одном из интервью для журнала Castle of Frankenstein особо отметил фильм, назвав его "демонстрацией визуальной изобретательности Марио Бавы в её наивысшей точке". Сложно представить себе более впечатляющий научно-фантастический фильм, произведённый в Италии – стране, знаменитой своим жанровым кино XX века.

Отмечается, что "Планета вампиров" оказала значительное влияние на визуальный стиль и сюжет таких фильмов Ридли Скотта, как "Чужой" и "Прометей".

Более того, Джеймс Ван, режиссёр "Аквамена и потерянного царства", в интервью Total Film подтвердил, что сиквел "Аквамена" 2018 года во многом вдохновлён культовой картиной Бавы.

Призраки Марса (2001)

-4

Джон Карпентер – легенда жанра ужасов. Пусть фильм "Призраки Марса" не столь знаменит, как "Хэллоуин" или "Нечто", со временем он обрёл преданных поклонников.

Действие разворачивается в XXII веке (интересная перекличка с "Нападением на 13-й участок" того же Карпентера), где стражам порядка и заключённому приходится противостоять одержимым духами древних марсиан жителям шахтёрского поселения.

В разношёрстном актерском ансамбле, включающем Наташу Хенстридж, Джейсона Стейтема и Айс Кьюба, все играют на пределе возможностей. Карпентер до сих пор недоволен критиками, не уловившими сатирический подтекст фильма. "Призраки Марса" часто воспринимают как обычный фильм ужасов, однако Карпентер настаивал, что это не только кровавый боевик, но и пародия, и сатира. Лишь отдельные зрители оценили абсурдность и уловили замысел, но многие так и не поняли, в том числе один из актёров фильма. Айс Кьюб неоднократно выражал сожаление об участии в проекте.

Если вы ищете стильный, остроумный и ироничный научно-фантастический хоррор, то "Призраки Марса" – отличный выбор.

Чёрная дыра (2000)

-5

"Чёрная дыра", первый фильм саги о Риддике, ворвался на экраны и мгновенно завоевал статус культовой фантастики в начале нового тысячелетия. История разворачивается вокруг опасного преступника Риддика, роль которого исполнил Вин Дизель. Во время транспортировки в тюрьму корабль, на котором он находится с другими пассажирами, терпит крушение на безжизненной планете. Оставшиеся в живых сталкиваются с кровожадными существами и вынуждены обратиться за помощью к Риддику, чтобы выжить.

Вместе с "Форсажем" "Чёрная дыра" вознесла Дизеля на вершину славы. Мнения об этой картине разнятся: одни считают её проходной и некачественной, другие же видят в ней мрачный, но недооценённый шедевр. Кит Дэвид, сыгравший Имама аль-Валида, вспоминал о фильме с теплотой, назвав его "отличным приключением".

Успех "Чёрной дыры" дал старт целой медиа-вселенной, включающей в себя два полнометражных продолжения – "Хроники Риддика" (2004) и "Риддик" (2013), хотя ни один из них не смог повторить успех оригинала.

Между "Чёрной дырой" и "Хрониками" вышла анимационная короткометражка "Хроники Риддика: Тёмная ярость", которая связала сюжетные линии.

Кроме того, в 2004 году была выпущена высоко оценённая критиками видеоигра "Хроники Риддика: Побег из Бухты Мясника".

Запретная планета (1956)

-6

"Запретная планета" – пионер в области научной фантастики ужасов. Её наивный взгляд на космические путешествия, типичный для низкобюджетных картин, превратил её в любимую классику среди поклонников. По мнению ряда критиков, лента является свободной интерпретацией шекспировской "Бури".

Фильм новаторский по ряду причин: он одним из первых переносит действие на другую планету и демонстрирует путешествие людей со сверхсветовой скоростью.

Этот новаторский классический фильм Фреда Маклауда Уилкокса, в равной степени развлекательный, напряжённый и временами пугающий, делает акцент на вымысле, а не на научной достоверности.

Результатом стал увлекательный приключенческий фильм с высокими ставками, разворачивающийся в ином мире. Специфическая визуальная эстетика, свойственная малобюджетному кино 1950-х, помогла обрести ему статус бессмертной классики. Его влияние огромно: Американский институт кино внёс его в список ста лучших научно-фантастических фильмов.

"Запретная планета" оставила свой след на протяжении десятилетий. Робот Робби стал культовым персонажем, а создатель "Звёздного пути" Джин Родденберри признавал этот фильм одним из важнейших источников своего вдохновения.

Обладая столь внушительным наследием и признанием, "Запретная планета" заслуженно занимает почётное место в списке обязательных к просмотру фильмов для ценителей жанра.

Последние дни на Марсе (2013)

-7

Картина Рори Робинсона "Последние дни на Марсе", представленная на Каннском кинофестивале 2013 года в секции "Двухнедельник режиссёров", является адаптацией рассказа Сидни Дж. Баундса "Кукловоды". В ключевых ролях задействованы Лев Шрайбер, Элиас Котеас и Ромола Гарай.

В центре сюжета – команда, работающая на исследовательской базе "Танталус" на Марсе. В процессе рутинной работы, включающей сбор образцов и составление отчётов, члены команды один за другим сталкиваются с загадочной и смертоносной силой, ставящей под угрозу их жизни и успех миссии.

Несмотря на отсутствие восторженных отзывов от критиков, в фильме, созданном с явными бюджетными ограничениями, присутствует немало примечательных аспектов. Натуралистичный подход Робинсона, отличающий его работу от многих низкобюджетных хорроров, позволяет акцентировать внимание на человечности, находящейся в опасности.

"Последние дни на Марсе" – это научно-фантастическое приключение, которое можно охарактеризовать как нео-зомби-муви, выполненное с большей изобретательностью и вниманием к деталям, чем это может показаться на первый взгляд.

Изначально главная роль была предложена Полу Уокеру, однако, по заявлению Робинсона, предложение было отклонено его отцом. Также на главную роль рассматривались кандидатуры Филипа Сеймура Хоффмана и Николая Костера-Вальдау, известного по "Игре престолов", но в конечном итоге роль досталась Шрайберу.

Запретный мир (1982)

-8

Картина Аллана Холцмана "Запретный мир", отмеченная тремя номинациями на премию "Сатурн" в 1983 году, была создана под руководством Роджера Кормана, известного как "крёстный отец поп-кино" за его вклад в развитие независимого кинематографа.

Изначально планировавшийся для широкого проката, фильм в итоге стал рассматриваться как эксплуатационный и неоригинальный клон "Чужого", хотя и с элементами занимательного научно-фантастического хоррора.

Действие разворачивается в генетической лаборатории на отдалённой планете Зарбия, где обитает мутировавшее создание под кодовым названием "Объект 20" (изначально это название носил и сам фильм). Существо вырывается из-под контроля, что, впрочем, было вполне предсказуемо, и начинает пожирать персонал лаборатории. Изначально задуманное как решение проблемы мирового голода, это создание неожиданно превращается в угрозу для всего человечества, которую необходимо нейтрализовать, прежде чем она нанесёт ещё больший вред.

В фильме снялись Джесси Винт и Доун Данлэп, а впечатляющий электронный саундтрек написала Сьюзен Джастин. Примечательно, что в фильме использованы некоторые фрагменты из картины 1980 года "Битва за пределами звёзд", в создании которой принял участие Роджер Корман.

В 1991 году Фред Галло снял ремейк "Запретного мира" под названием "Мёртвый космос", в котором Корман выступил в качестве исполнительного продюсера.

Крикуны (1995)

-9

Действие фильма "Крикуны" Кристиана Дюгея, основанного на рассказе Филипа К. Дика "Вторая модель", разворачивается в 2078 году на планете Сириус 6B, ставшей враждебной и отравленной пустошью из-за ожесточённой планетарной войны. В условиях продолжающегося конфликта между Новым экономическим блоком (НЭБ) и Альянсом, состоящим из бывших колонистов, Альянс применяет "крикунов" – самостоятельные механизмы убийства, издающие характерный звук во время уничтожения жертв. Получение Альянсом сообщения от НЭБ с предложением о перемирии вселяет надежду на окончание войны.

Этот фильм, с участием актёра Питера Уэллера из "Робокопа", долгое время находился в производственном аду с середины 1980-х годов, прежде чем был представлен на Международном кинофестивале в Торонто.

"Крикуны" — ещё один пример научно-фантастического хоррора, созданного с небольшим бюджетом, который демонстрирует, что сильное воображение и проработанный сюжет могут компенсировать отсутствие масштабных визуальных эффектов (хотя концовка может разочаровать).

Несмотря на недостатки, лента напоминает о возможностях, которые открываются даже при ограниченных ресурсах.

Со временем фильм приобрёл культовую популярность. В 2009 году вышло прямо на DVD довольно слабое продолжение под названием "Крикуны 2: Охота", в котором главную роль исполнил Лэнс Хенриксен.

Галактика ужаса (1981)

-10

В "Галактике ужаса" Роджера Кормана зрителя ждёт двойная доза впечатлений, ведь события разворачиваются сразу в двух мирах: кипящем Моргантусе и Ксерксе, напоминающем Землю.

В завязке этого космического хоррора, пусть и не самой сильной, но довольно захватывающей, экипаж корабля, возглавляемый уравновешенным Кабреном (в исполнении Эдварда Элберта) и психически нестабильным капитаном Трентором (Грейс Забриски), отправляется на Моргантус с миссией спасения.

Прибыв на место, герои сталкиваются с жуткими порождениями собственного подсознания, воплощающими их глубинные страхи, что приводит к кровавым столкновениям.

Особенностью "Галактики ужаса" является участие Джеймса Кэмерона на заре его карьеры. За три года до "Терминатора" он выступал здесь как художник-постановщик и второй режиссёр. Картина несёт на себе явный отпечаток "Чужого" Ридли Скотта, к сиквелу которого Кэмерон вернётся в 1986 году, хотя "Галактика ужаса" гораздо смелее в своей откровенности.

Несмотря на первоначальный негативный приём, концепции фильма оказали значительное влияние на мир научной фантастики, в частности вдохновив такие ленты, как "Сквозь горизонт" (1997), где героям приходится лицом к лицу встретиться с их собственными демонами.

Планета (2006)

-11

Не стоит путать малозаметный научно-фантастический фильм ужасов Марка Стиртона "Планета", повествующий о злоключениях потерпевших крушение наёмников, с одноимённым шведским документальным фильмом 2006 года, посвящённым проблемам изменения климата.

Если шведская лента фокусируется на экологической ситуации нашей планеты, то скромный фильм Стиртона концентрируется на попытке сбежать с чуждого и враждебного мира.

После внезапного нападения корабль наёмников под командованием капитана Моргена (в исполнении Майка Митчелла) терпит крушение на планете, явно не предназначенной для жизни. Оказавшись в ловушке, герои осознают, что они не единственные обитатели этого места. За ними охотится некая зловещая сила, становящаяся только сильнее с каждой новой жертвой. Зрителя ждут крики, перестрелки и весьма неприятные сцены гибели (за которыми, разумеется, следуют новые перестрелки).

Стиртон, режиссёр известного короткометражного фильма "Не то время, не то место", снятого в 2020 году, в "Планете" представляет более динамичный и захватывающий опыт. Это не просто боевик, но и полноценный хоррор, сочетающий в себе пугающие моменты и обилие взрывов, формируя абсурдный и в чём-то оригинальный космический фильм ужасов.

Несмотря на то, что найти его может быть непросто, приложив усилия, можно получить уникальное удовольствие от просмотра.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я расскажу о десяти потрясающих хоррорах, действие которых разворачивается в космосе.

До новых встреч!