Найти в Дзене

КРАСОТА ЖИЗНИ ВОПРЕКИ ТРАГЕДИЯМ И ДРАМЕ. "ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ" 2023г. РЕЖИССЁР ВИМ ВЕНДЕРС

Перед написанием данного материала я прочитала множество рецензий о картине Вима Вендерсона "Идеальные дни", и я заметила, что многие называют это фильмом о "простой жизни", ведь главный герой Хираяма, всего лишь навсего, мойщик туалетов, а не знаменитый модельер или хотя бы успешный менеджер старшего звена в какой-нибудь компании "SONY", и в этом, как мне кажется, есть некое заблуждение. Да, перед нами предстает уборщик общественных туалетов, японец, которому, скажем так, за 50 лет, однако походу сюжета нам становится ясно, что Хираяма происходит из достаточно обеспеченной семьи, когда его родная сестра приезжает за своей дочерью (племянницей Хираямы), сбежавшей к нему по причине ругани с ней, и приезжает она не просто на машине, а на дорогой машине, с личным водителем. Сестра задает ему вопрос: "Это правда, что ты работаешь уборщиком туалетов?", Хираяма отвечает: "Да, правда", после чего сестра, как мне показалось, еле сдерживая слезы, которые вот-вот побегут по ее лицу, поворачивает
Оглавление
обложка фильма "Идеальные дни" Вима Вендерсона, 2023г.
обложка фильма "Идеальные дни" Вима Вендерсона, 2023г.

синонимы к фильму:

  • аскетичность
  • медитативность
  • созерцательность
  • экзистенциальность
  • наблюдение
  • икигай
  • кинцуги
  • эстетичность
  • минимализм
  • отрешенность
  • перфекционизм
  • дистанция
главный герой Хираяма
главный герой Хираяма

НЕБОЛЬШОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Перед написанием данного материала я прочитала множество рецензий о картине Вима Вендерсона "Идеальные дни", и я заметила, что многие называют это фильмом о "простой жизни", ведь главный герой Хираяма, всего лишь навсего, мойщик туалетов, а не знаменитый модельер или хотя бы успешный менеджер старшего звена в какой-нибудь компании "SONY", и в этом, как мне кажется, есть некое заблуждение. Да, перед нами предстает уборщик общественных туалетов, японец, которому, скажем так, за 50 лет, однако походу сюжета нам становится ясно, что Хираяма происходит из достаточно обеспеченной семьи, когда его родная сестра приезжает за своей дочерью (племянницей Хираямы), сбежавшей к нему по причине ругани с ней, и приезжает она не просто на машине, а на дорогой машине, с личным водителем. Сестра задает ему вопрос: "Это правда, что ты работаешь уборщиком туалетов?", Хираяма отвечает: "Да, правда", после чего сестра, как мне показалось, еле сдерживая слезы, которые вот-вот побегут по ее лицу, поворачивается спиной к Хираяме, бежит к машине, чтобы быстрее уехать, и видимо, дать себе волю разрыдаться. Хирояма и сам начинает плакать после ее отъезда, но сдается мне, что он плачет не от того, что теперь моет туалеты вместо какой-то престижной работы, а от того, что этому предшествовало какое-то судьбоносное событие, в корне перевернувшее всю его прежнюю жизнь.

сестра Хираямы
сестра Хираямы

Что-то случилось, режиссер нам не дает ответа на этот вопрос, мы можем лишь предполагать, однако не сомненно то, что произошедшее сильно повлияло на отношения Хираямы с другими членами его семьи, и СЕЙЧАС, именно СЕЙЧАС он мойщик туалетов (как в фильме, сейчас - это сейчас, а потом - это потом), но это совсем не значит, что он так жил ВСЕГДА, и поэтому главное заблуждение - это думать, что фильм "Идеальные дни" повествует нам исключительно о красоте рутинной жизни, о том, что даже, если ты простая уборщица туалетов, то ты можешь послушать "Feeling good" Nina Simon перед началом рабочего дня, и все твои печали пройдут - такая задумка была бы слишком наивной и пошлой. По-моему мнению фильм о том, что даже если ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ и ты понимаешь, что, наверное, хуже, конкретно для тебя, уже не может быть, потому что ты спустился с самого верха до самого низа, до начала социальной лестницы в виде профессиональной деятельности, которая может отображаться лишь занятостью в клининговых услугах (мы ведь не знаем, у Хираямы вообще были силы, возможность и желание выбрать какую-то другую работу для заработка в тот момент, когда он решил стать мойщиком уборных или нет?), ты можешь приободрить самого себя и дать возможность другим людям войти в свою жизнь, чтобы найти новые смыслы; ты можешь найти новых знакомых и, неожиданно понять, что есть проблемы серьезнее, например, смертельные заболевания, по сравнению с которыми работа в виде мытья туалетов - это вообще пустяки. Лично для меня, эта картина о том, что наши "не идеальные дни" и наша собственная жизнь, которую мы иногда не хотим принимать, потому что она нам кажется не идеальной, не такой шикарной, роскошной и легкой, как нам хотелось бы, на фоне чьей-то, другой жизни действительно будет выглядеть абсолютно идеальной, и в этом ценность каждой, отдельно-взятой человеческой истории.

Хираяма занят черно-белой фотографией в парке, во время его рабочего перерыва
Хираяма занят черно-белой фотографией в парке, во время его рабочего перерыва

СПОЙЛЕРЫ

Хираяме, как я уже сказала, за 50 лет, он работает уборщиком туалетов, живет один, без жены и детей и мы не знаем, были ли у него когда-нибудь жена и дети, режиссер нам этой информации не дает. Со своей семьей в виде матери, отца и других родственников Хирояма не общается, и, кажется, он не страдает от отсутствия этого общения, потому что мы не видим, чтобы он пересматривал их совместные фотографии, пытался найти их в социальных сетях и т.д. В то же время, нам не показывают, что и они со своей стороны предпринимают какие-то попытки для того, чтобы наладить с ним связь (кроме его племянницы), из чего мы можем сделать вывод, что контакты их целиком и полностью разорваны.

Его будние и выходные дни с одной стороны, монотонны, с другой стороны он эту монотонность разбавляет интересными вещами: прослушиванием хорошей музыки в виде англоязычного джаза, рока, и т.д., чтением книг, фотографией, походами в общественные бани, общением с людьми в баре, хозяйка которого сама поет и, как выяснится позже, симпатична нашему главному герою. Наблюдая за образом жизни Хираямы, мы можем сделать вывод, что у него есть потребность в высоко-интеллектуальных вещах, во взаимодействии с искусством, так как и сами книги, которые он читает после работы, это не какое-то развлекательное чтиво, а философски-заряженные тексты.

В отношении быта Хираямы виден перфекционизм и педантичность: в его небольшой квартирке идеальный порядок, каждая книга, каждая кассета знает свое место, он поддерживает чистоту в своем доме также ответственно, как относится к его работе по мытью общественных туалетов. Несмотря не небольшие размеры квартиры, минималистичный интерьер, недорогую мебель и т.д., в разном освещении жилье Хироямы кажется красивым, уютным, тихим, спокойным, и вроде бы хочется самому там побывать, полежать на полу, застеленном бамбуковыми ковриками, однако лично я себе много раз задавала вопрос: "А смогла бы я каждый день поддерживать настолько идеальный порядок в своем жилище? - нет - Легко ли мне было бы жить с человеком, который настолько зациклен на чистоте?" - я не думаю. И не потому что я равнодушно отношусь к пыли на подоконниках или грязной посуде, а потом что стерильность, возведенная в абсолют, иногда отдает какой-то безжизненностью, (если мы не берем во внимание медицинские учреждения). Чрезмерная зацикленность Хираямы на чистоте мне напоминает желание обсессивного контроля; возникает идея, что в прошлом главный герой не смог что-то предотвратить, что-то предугадать, это травматичным образом сказалось на его психике, и поэтому в настоящем у него есть повышенное желание взять под контроль хотя бы какие-то аспекты его жизни, например, усиленно следить за отсутсивем грязи (причем не только у себя дома, но и работа выбрана такая же). Опять же, это лишь мои догадки, мои гипотезы, фантазирование на тему истории Хираямы.

Его образ жизни, несмотря на кажущуюся простоту, для меня выглядит достаточно напряженным и каким-то капсульным: он живет в некой оболочке, в футляре, и не сказать, что это плохо, но и не сказать, что от этого не веет какой-то замкнутостью, бегством ото всех внутрь себя, зацикленностью и фиксацией на тех же самых книгах и музыке из его молодости, на каких-то фрагментах из прошлой жизни, не даром ведь ему так тяжело расставаться с кассетами, которые давно можно заменить современными приспособлениями для прослушивания альбомов любимых групп.

Одновременно, его олдскульность и умиляет и вызывает вопросы (по крайней мере, лично у меня). Такое ощущение, что Хираяма находится в некой стадии проживания предыдущих событий из его жизни, может быть горя, или утраты, одним словом, какой-то боли... В таких ситуациях люди часто отдаляются от внешнего мира, им становятся не интересны свидания, встречи с друзьями, новости своего города и новости в мире, они не вовлекаются в близкие взаимоотношения, они не вовлекаются в происходящее вокруг. Есть впечатление, что внутреннего, душевного, психологического ресурса Хираямы хватает на поддержание его собственного мира, организации и устойчивости системы, которую он создал пока что, для себя одного, и что он не готов к тому, чтобы в его маленькой вселенной был кто-то еще на постоянной основе, как будто бы от этого все его равновесие рухнет.

Хираяма встречает утреннее солнце
Хираяма встречает утреннее солнце

В то же время, Хираяма стоически выполняет свою работу: он, как воин повседневности, всё делает хорошо, никому не вредит, а даже выручает, помогает знакомым и незнакомым людям, оказавшимся рядом с ним. Он дает денег своему молодому коллеге, думающему, что только они и могут являться фундаментом любви между женщиной и мужчиной, он играет в крестики-нолики с незнакомцем, оставившим листок с разметкой и первым знаком в туалете, он разговаривает с племянницей, не заслоняясь от нее, не делая вид, что он какой-то другой, лучше или хуже, в конце-концов, он спонтанно играет в догонялки и сверяет становятся ли тени более черными, если наложить одну на другую, с мужчиной, оказавшимся бывшем мужем его пассии из небольшого бара. Из всего этого складывается впечатление, что Хирояма вроде бы и открыт чему-то новому, способен на спонтанность и даже какое-то ребячество, но как будто бы дозировано.

Хираяма с его коллегой и девушкой, которой он позже подарит кассету
Хираяма с его коллегой и девушкой, которой он позже подарит кассету

В фильме не прослеживается то, что у Хираямы есть какая-то глобальная цель касаемо чего-либо, он не занят вопросами "достигаторства", он не участвует в конкурсе "лучший уборщик Токио", пытаясь как-то отличиться от остальных, и, возможно, именно это его и отличает, отрешенность от мирского (?) Хираяма похож на того, кто уже преисполнился и способен созерцать урбанистический мир Японии, с его плюсами и минусами, с добром и злом, с печалями и радостями; наверное, для этого нужно обладать каким-то мужеством, которое в Хираяме есть. Может быть, он всегда обладал им, а может быть, он таким стал или ему пришлось таким стать. В любом случае, внутреннее спокойствие, которое он излучает, заразительно, и просмотр фильма проходит как одна большая медитация, а смысл медитаций, как мы знаем, из наших тревог за будущее, перенестись в настоящий момент, где и происходит, пульсирует, течет наша жизнь.

Хираяма и его племянница в парке, наблюдают за деревом
Хираяма и его племянница в парке, наблюдают за деревом

Хираяма не строит больших планов, не задается вопросом "Кем я вижу себя через пять лет?", и в диалоге со своей племянницей он произносит фразу, которую мне хотелось вынести в заголовок этой рецензии и вообще, в некий статус в "ЗАПРЕЩЕНОГРАМЕ", а именно: "Сейчас - это сейчас, а потом - это потом". Его племянница, во время их велосипедной прогулки, интересуется тем, когда они поедут на море, однако Хираяма не дает ей конкретного ответа, он не говорит "да", он не говорит "нет" и оставляет будущее неизвестности. Он живет моментом, осознавая то, что будущее не определено и обещания в какой-то степени бессмысленны.

Хираяма и его коллега, мечтающий о любви
Хираяма и его коллега, мечтающий о любви

Вообще, его отношение к жизни, становится понятным каждому из нас все больше и больше, и, возможно, именно поэтому этот фильм получает так много откликов от совершенно разных зрителей из разных стран: мы живем во времена, когда что-то загадывать, действительно, очень сложно. Сначала COVID-19 подтвердил одну из поговорок "Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах", а теперь нескончаемые политические конфликты не дают шанса расслабиться и построить долгосрочные планы в отношении чего-либо (напишите, если кто-то по-другому ощущает текущую, мировую обстановку?)

Хираяма и его племянница
Хираяма и его племянница

Хираяма живет моментом и в этом его правда и его право, однако есть ощущение, что такая правда и право образовались не от беспечности и легкомыслия, а от горького опыта, который мы улавливаем за его добрым и понимающим взглядом. Вообще, хочется выделить японского актера, сыгравшего Хираяму, Кодзи Якусё бывают такие люди, которые сразу же располагают к себе, они могут быть немногословными, но рядом с ними ты чувствуешь себя хорошо, и тебе почему-то приятно находиться около таких людей. В "Идеальных днях" мы прослеживаем, что многие второстепенные герои тянутся к Хираяме, та же девушка в парке, ждущая от него сигнала к общению, блондинка-тинейджер, которой он подарил кассету, племянница, почему-то выбравшая именно его, в качестве пункта побега от матери, сестра, косвенно-выразившая попытку к налаживанию общения, хозяйка бара, бывший муж хозяйки бара. Хираяма принимает их, но не цепляется за их присутствие в его жизни и дает всему идти своим ходом, позволяя чему бы то ни было происходить, быть, меняться.

Хозяйка бара, к которой Хираяма испытывает симпатию
Хозяйка бара, к которой Хираяма испытывает симпатию

Без произнесения длинных, нравственных и высоко-моральных монологов, Хираяма настраивает нас на глубокое понимание мира, на успокоение, сосредоточение и неспешность бытия. Как он это делает? Как это делает режиссер? Действительно, магия кино, однако за всем вот этим "просто" стоят вещи совсем непростые, как и за песней "Feeling good" Nina Simon стоит целый спектр эмоций, переживаний, мыслей и чувств. Я бы сказала так, текст этой песни - это декламация того, что человек выбирает жизнь, выбирает быть счастливым, радоваться, чувствовать себя хорошо, наслаждаться каждым мгновением, замечать красоту вокруг себя, и идти навстречу новому, светлому дню. Хираяма делает выбор в эту же сторону, это его решение, он автор своей жизни, своих действий, и косвенно он побуждает нас делать то же самое - преодолевать трудности начиная с наших мыслей, с внутреннего настроя.

Друзья, а что вы думаете об этом фильме?

Будет интересно узнать в комментариях!

Рассвет в Токио, "Идеальные дни", Вим Вендерс 2023г.
Рассвет в Токио, "Идеальные дни", Вим Вендерс 2023г.

*икигай - поиск предназначения человеческой жизни

*кинцуги - японское искусство реставрации керамических изделий.

(точные определения данным терминам взяты с просторов интернета)

На этом я с вами прощаюсь!

Всем спасибо и до новых рецензий!