Найти в Дзене

Почему некоторые из лучших режиссёров мира возрождают этот особый формат фильмов, созданный в 1950-х годах?

Оглавление

Пол Томас Андерсон использовал VistaVision для создания своего последнего фильма «Одна война за другой», в котором Леонардо Ди Каприо играет неуклюжего, опустившегося революционера, пытающегося спасти свою дочь

Слева направо: режиссёр Пол Томас Андерсон и актёры Леонардо Ди Каприо и Бенисио Дель Торо на съёмочной площадке фильма «Одна битва за другой», выпущенного компанией Warner Bros. Pictures Ме
Слева направо: режиссёр Пол Томас Андерсон и актёры Леонардо Ди Каприо и Бенисио Дель Торо на съёмочной площадке фильма «Одна битва за другой», выпущенного компанией Warner Bros. Pictures Ме

Наследие VistaVision связано с некоторыми из самых известных фильмов в истории. Формат плёнки с высоким разрешением, разработанный компанией Paramount Pictures в 1950-х годах, позволяет создавать более насыщенные и детализированные изображения, поскольку в нём используется негатив плёнки, который в два раза больше обычного. Обычная ширина плёнки, то есть ширина киноплёнки, составляет четыре перфорации. Ширина плёнки для VistaVision составляет восемь перфораций.

«Стандартным размером плёнки в то время был 35-миллиметровый формат», — объясняет Эллисон Уитни, исследовательница кино и медиа в Техасском технологическом университете. Как правило, говорит она, 35-миллиметровая плёнка «движется вертикально в камерах и проекторах. Для VistaVision они, по сути, положили плёнку на бок, чтобы она была размером с два 35-миллиметровых кадра. Это позволило увеличить площадь плёнки, что обеспечило более детальное и менее зернистое изображение».

Дебютный фильм Paramount в формате VistaVision, «Белое Рождество», вышел в прокат 14 октября 1954 года и стал самым кассовым фильмом того года. В 1956 году «Десять заповедей» оказались ещё более успешными. Даже сейчас этот проект в формате VistaVision входит в десятку самых кассовых фильмов всех времён, если кассовые сборы скорректировать с учётом инфляции. Свой самый известный фильм «Искатели» 1956 года режиссёр Джон Форд снял в этом формате. Критики высоко оценили «красоту и величие» кадров с западными пейзажами, снятых оскароносным режиссёром. Альфред Хичкок также использовал VistaVision в нескольких своих фильмах, в частности в «Головокружении» 1958 года, который многие считают одним из величайших фильмов всех времён.

«Если посмотреть на то, как в «Головокружении» используются цвета, текстуры и композиция изображения, то можно сказать, что VistaVision обеспечивает очень высокий уровень детализации, — говорит Уитни. — Многие вещи в этом фильме связаны с мелкими деталями, например, [персонаж Джеймса Стюарта] замечает завиток в чьих-то волосах и текстуру её одежды. Эти большие форматы способны продемонстрировать эту информацию и передать её удивительным образом».

Основные выводы: Возвращение VistaVision

  • Многие известные режиссёры сейчас решают снимать свои фильмы в формате VistaVision — широкоэкранном формате с высоким разрешением, разработанном компанией Paramount в середине XX века.
  • В новейшем фильме Пола Томаса Андерсона «Одна битва за другой» используется этот формат.

К 1961 году крупные голливудские студии перестали использовать VistaVision для съёмок целых фильмов. Единственной режиссёрской работой Марлона Брандо, «Одноглазые валеты», считается последний фильм, полностью снятый в этом формате в середине XX века. Но позже техники решили использовать VistaVision для некоторых визуальных эффектов в фильме 1977 года «Звёздные войны. Эпизод IV — Новая надежда». Пожалуй, самым ярким из них была культовая вступительная сцена фильма, в которой звёздный разрушитель «Девастатор» Имперской армии преследует космический корабль с принцессой Леей на борту. Всё это разворачивается на завораживающем фоне звёзд и планет.

«VistaVision можно было обрабатывать на этапе постпродакшена без потери качества изображения», — говорит Молли Райан, директор Cornell Cinema, которая в начале этого года показала серию фильмов на VistaVision. «Звёздные войны — один из фильмов, в котором используется этот потенциал для создания фантастических миров и сцен», — добавляет она. После «Звёздных войн» VistaVision использовалась для создания визуальных эффектов и второстепенных сцен в таких крупных голливудских фильмах, как «Трон», «Чужие», «Парк Юрского периода», «Форрест Гамп» и «Тёмный рыцарь».

За последние несколько лет некоторые из самых известных режиссёров мира снова снимали почти все свои фильмы в этом формате. Один из примеров — эпический фильм режиссёра Брейди Корбета «Бруталист», который в начале этого года получил три премии «Оскар». Корбет объяснил изданию Variety, что они с оператором Лолом Кроули сделали такой выбор, потому что действие фильма в основном происходит в 1950-х годах, а лучший способ «попасть в тот период — снимать на камеру, разработанную в том же десятилетии».

В этом году режиссёры Пол Томас Андерсон и Йоргос Лантимос обратились к этому формату в своих фильмах «Одна битва за другой» и «Бугония».

«Бугония» — история о двух сторонниках теории заговора (Джесси Племонс и Эйдан Делбис), которые похищают генерального директора (Эмма Стоун), потому что считают её инопланетянкой. Премьера фильма состоится в США 31 октября. «Одна битва за другой» — фильм о бывшем революционере (Леонардо Ди Каприо), который вынужден действовать после того, как пропадает его дочь-подросток. Премьера состоялась 26 сентября и получила восторженные отзывы. В 2026 году ожидается выход других фильмов, снятых с использованием VistaVision: «Грозовой перевал» с Эмеральд Феннелл в главной роли, «Останься» М. Найта Шьямалана и «Грета ГервигХроники Нарнии: Племянник чародея».

Леонардо Ди Каприо и Пол Томас Андерсон на съёмочной площадке фильма «Одна битва за другой» «Меррик Мортон»
Леонардо Ди Каприо и Пол Томас Андерсон на съёмочной площадке фильма «Одна битва за другой» «Меррик Мортон»

«Формат действительно позволяет глубже погрузиться в историю, — говорит Майкл Бауман, оператор фильма «Одна битва за другой». — Он почти создаёт гиперреалистичные образы. Это не просто маркетинговая шумиха: различия более чем ощутимы, и это по-разному связывает вас с фильмом».

В «Бугонии» оператор Робби Райан говорит, что Лантимос использовал VistaVision, потому что хотел, чтобы в фильме было много крупных планов лиц актёров. С помощью VistaVision он мог сделать эти крупные планы похожими на портретную съёмку. «Он использовал эту технологию в своём последнем фильме, «Бедные-несчастные», для одной сцены, и ему понравился результат. В «Бугонии» Йоргос почувствовал, что более крупный формат может сделать фильм с VistaVision особенным. В этом есть что-то по-настоящему роскошное. Трудно сказать наверняка, но я думаю, что VistaVision снова стала популярной, потому что у неё такое прекрасное качество.

Кинематографист Робби Райан с камерой Willcam W11, работающей в формате VistaVision Йоргос Лантимос
Кинематографист Робби Райан с камерой Willcam W11, работающей в формате VistaVision Йоргос Лантимос

Кинокритик Уитни отмечает, что, когда режиссёры решают снимать на плёнку, а не на цифровые устройства, или использовать альтернативный формат, они быстро становятся «ассоциирующимися с определённым видом киномании и художественной серьёзностью». Но студии, которые позволяют снимать фильмы в более зрелищной манере, также могут привлечь больше зрителей в кинотеатры. Популярность стриминговых сервисов, таких как Netflix, HBO Max и Disney+, за последние несколько лет привела к тому, что зрителям теперь нужен дополнительный стимул, чтобы смотреть новые фильмы в кинотеатрах, а не ждать, пока они станут доступны дома.

Это очень напоминает нервозность в киноиндустрии начала 1950-х годов, когда появление телевидения побудило студии внедрять в кинотеатрах различные широкоэкранные форматы, чтобы люди продолжали ходить в кино. Изобретённый Фредом Уоллером, бывшим сотрудником Paramount Pictures, и вышедший в продажу в 1952 году широкоэкранный формат Синерама представлял собой три полосы 35-миллиметровой плёнки, проецируемые рядом на большой изогнутый экран. В следующем году компания 20th Century Fox представила CinemaScope, в рамках которой фильмы снимались на анаморфотный объектив для создания более захватывающих широкоэкранных фильмов.

«Система VistaVision была разработана компанией Paramount Pictures в 1950-х годах как ответ на другие технологии, которые разрабатывали другие студии, — говорит Молли Райан. — В Голливуде был интерес к созданию более зрелищных фильмов, которые предлагали бы новый потрясающий опыт просмотра». В отличие от Cinerama и CinemaScope, для которых требовались специальные установки и проекторы, владельцы кинотеатров могли показывать фильмы в системе VistaVision с помощью обычных проекторов, добавляет она. Таким образом, их можно было показывать в кинотеатрах более широко.

Но к концу 1950-х годов технический прогресс привёл к тому, что студии начали отказываться от VistaVision. «Появились менее специализированные новые технологии, — говорит директор Корнеллского кинотеатра. — Появились новые камеры, плёнки и способы съёмки, которые могли делать многое из того, что могла VistaVision, но были дешевле или проще в использовании».

Чейз Инфинити в роли Уиллы Фергюсон в фильме «Одна битва за другой» предоставлено Warner Bros. Pictures
Чейз Инфинити в роли Уиллы Фергюсон в фильме «Одна битва за другой» предоставлено Warner Bros. Pictures

Андерсон решил снять «Одна битва за другой» на камеру VistaVision после предыдущего использования этого формата в короткометражном фильме «Анима», который он снял в 2019 году в качестве сопровождения к одноимённому альбому Тома Йорка.

«Это пробудило в нём интерес к этому формату, — говорит Бауман. — Он пурист, когда дело касается кино». Андерсон был настолько придирчив к использованию формата One Battle After Another в фильме, что, как отмечает Бауман, обратился к кинематографическому сообществу с просьбой найти проектор VistaVision, чтобы он мог как следует просматривать рабочие материалы после каждого съёмочного дня. По данным IndieWire, Warner Bros. также нашла и установила проекторы VistaVision в Лондоне, Бостоне, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, чтобы «Одна битва за другой» стал первым фильмом, снятым и спроецированным на VistaVision с 1961 года.

За полтора года до начала съёмок фильма Андерсон и Бауман провели около 15 тестов с различными камерами VistaVision, которые они приобрели, чтобы научиться правильно использовать эту технологию и добиться максимального качества изображения в фильме. «Мы действительно хотели узнать, как далеко мы можем зайти в использовании этой технологии, прежде чем она выйдет из строя, — шутит Бауман. — Конечно, были моменты, когда мы не знали, сработает ли это».

Бенисио Дель Торо в роли сенсея Сан-Карлоса в фильме «Одна битва за другой» Предоставлено Warner Bros. Pictures
Бенисио Дель Торо в роли сенсея Сан-Карлоса в фильме «Одна битва за другой» Предоставлено Warner Bros. Pictures

По словам Баумана, во время съёмок им регулярно приходилось чинить камеру. Съёмки «Одна битва за другой» проходили в самых разных локациях. «Мы устанавливали камеры на машины и просто ехали, так что их тоже трясло. Мы их по-настоящему испытывали», — говорит он. Однако в результате испытаний они смогли по-настоящему использовать преимущества формата. Некоторые сцены в фильме сняты в пустыне, в лесу, во время беспорядков и автомобильных погонь. «Благодаря этому формату мы смогли по-настоящему раскрыть глубину резкости. Это выглядит просто потрясающе».

И Бауман, и Робби Райан сходятся во мнении, что самая большая сложность при съёмке на VistaVision — это шум, который издают камеры. «Это просто очень шумные камеры. Они звучат как трактор», — говорит Робби Райан. В «Бугонии» команда накрыла камеру полотенцем, чтобы заглушить шум, а в «Битве за битвой» команда построила специальный дирижабль, который окружал камеру и приглушал звук.

Тейана Тейлор в роли Перфидии в фильме «Одна битва за другой» предоставлено Warner Bros. Pictures
Тейана Тейлор в роли Перфидии в фильме «Одна битва за другой» предоставлено Warner Bros. Pictures

Но хотя оператор Райан и рад возвращению VistaVision, у него есть одна просьба к фильмам, которые хвастаются использованием этой технологии: «В каждом фильме, который рекламируется как фильм, снятый на VistaVision, должен быть указан процент отснятого материала на этой технологии. Мы сняли 95 % нашего материала на VistaVision. Это почти как знак отличия». Ему будет приятно узнать, что, по словам Баумана, в «Одна битва за другой» этот показатель составил от 70 до 80 %.

Бауман, который помог найти способ использования VistaVision и создать «единый рабочий процесс», которому теперь могут следовать другие производители, с оптимизмом смотрит в будущее этого формата. «Я очень надеюсь, что люди будут чаще использовать эти камеры и что они станут лучше, — говорит он. — Я с нетерпением жду, что будет дальше. Потому что это прекрасный формат. Я надеюсь, что людей вдохновит то, что мы с ним сделали».