Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 7 октября в классической музыке

От самоучки из колониального Бостона, чьи гимны звали на битву за свободу, до последней едкой сказки Римского-Корсакова, которую он так и не увидел на сцене — 7 октября в истории классической музыки. Представьте человека с одной ногой короче другой, одним глазом и неряшливой внешностью, но поющего как образованный аристократ. Таким был Уильям Биллингс — первый крупный композитор Америки, родившийся 7 октября 1746 года. В колониальном Бостоне самоучка Биллингс преобразил строгие церковные псалмы в народные гимны, ярко выразившие стремление страны к свободе. Он объездил Новую Англию, повсюду обучая молодёжь пению и дирижируя хорами. Во время войны за независимость его гимн «Chester» воодушевлял солдат-патриотов идти в бой. Но после победы о Биллингсе быстро забыли, и в 1800 году он скончался в нищете, оставив шестерых детей. Лишь в XX веке Америка снова услышала песни Биллингса: его сочинения переиздали, хоры включили старые гимны в репертуар — и они вновь зазвучали на праздниках свободн
Оглавление
От самоучки из колониального Бостона, чьи гимны звали на битву за свободу, до последней едкой сказки Римского-Корсакова, которую он так и не увидел на сцене — 7 октября в истории классической музыки.

Родился Уильям Биллингс, «отец новоанглийской музыки»

Уильям Биллингс, 1746–1800 гг.
Уильям Биллингс, 1746–1800 гг.

Представьте человека с одной ногой короче другой, одним глазом и неряшливой внешностью, но поющего как образованный аристократ. Таким был Уильям Биллингс — первый крупный композитор Америки, родившийся 7 октября 1746 года. В колониальном Бостоне самоучка Биллингс преобразил строгие церковные псалмы в народные гимны, ярко выразившие стремление страны к свободе.

Он объездил Новую Англию, повсюду обучая молодёжь пению и дирижируя хорами. Во время войны за независимость его гимн «Chester» воодушевлял солдат-патриотов идти в бой. Но после победы о Биллингсе быстро забыли, и в 1800 году он скончался в нищете, оставив шестерых детей.

Лишь в XX веке Америка снова услышала песни Биллингса: его сочинения переиздали, хоры включили старые гимны в репертуар — и они вновь зазвучали на праздниках свободной страны.

Моцарт радуется триумфу «Волшебной флейты»

-2

Вена, 7 октября 1791 года. Вольфганг Амадей Моцарт на радостях спешит из театра домой — его новая опера «Волшебная флейта» идет с оглушительным успехом. Каждый вечер зал полон до отказа, публика аплодирует стоя и требует исполнения любимых номеров на бис.

В этот день Моцарт пишет восторженное письмо жене Констанце, находящейся на лечении вне города: «...опера была, как всегда, забита до отказа... видно, как эта опера всё больше и больше растёт» — делится он своим счастьем.

Композитор чувствует прилив сил: наконец-то его музыка покорила сердца самых разных слушателей. Увы, насладиться триумфом судьба дала ему ненадолго — спустя всего девять недель после премьеры Моцарт скончался, оставив миру свою последнюю оперу на пике её славы.

Родился Жан-Батист Вийом, мастер французского скрипичного дела

Жан-Батист Вийом, 1798–1875 гг.
Жан-Батист Вийом, 1798–1875 гг.

7 октября 1798 года в местечке Миркур на северо-востоке Франции появился на свет Жан-Батист Вийом — человек, которому суждено было возглавить французское искусство изготовления смычковых инструментов XIX века. В девятнадцать лет он перебрался в Париж, прошёл школу у Франсуа Шано, затем работал в мастерской Симона Лете и 1828 году открыл собственную мастерскую.

Вместо того чтобы изобретать новые модели, молодой мастер поставил целью возродить великие образцы прошлого — скрипки Страдивари и Гварнери. За свою жизнь Вийом изготовил более 3000 скрипок, альтов и виолончелей.

Кроме копирования старинных образцов Вийом занялся и изобретательством: он создал огромный контрабас высотой около четырёх метров — знаменитый «октобас» и разработал новый тип альта (виола контральто).

Лучшие из созданных им инструментов до сих пор звучат на концертных сценах — живое наследие мастера, прославившего французскую школу наравне с великими итальянцами.

Родился Феликс Дрезеке, композитор новой немецкой школы

Феликс Дрезеке, 1835–1913 гг.
Феликс Дрезеке, 1835–1913 гг.

Феликс Дрезеке слушает оперу «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера под управлением Ференца Листа — и с этого вечера влюбляется в новую музыку. Вскоре Дрезеке бросает учёбу в Лейпцигской консерватории и примыкает к «новонемецкой школе» Листа и Вагнера.

Молодой композитор быстро прослыл радикалом, но и нарвался на резкую критику: после скандального концерта 1861 года Дрезеке вспоминал, что его выставили «ужасом человечества» и «опасной бестией». Однако публика не приняла музыку Дрезеке — перегруженный контрапунктами стиль оказался ей не по зубам, композитор так и не стал по-настоящему популярным.

После смерти Дрезеке в 1913 году интерес к нему угас, и лишь в XX веке ценители вновь открыли его наследие — и сегодня музыку Дрезеке исполняют скорее знатоки, чем широкая публика.

Родился Йо-Йо Ма, виолончелист-«гражданин мира»

-5

Йо-Йо Ма родился 7 октября 1955 года в Париже в семье китайских эмигрантов. Играть на виолончели он начал в четыре года и вскоре выступил на публике как вундеркинд. Ма учился в Джульярдской школе, а позже окончил ещё и Гарвард, прежде чем полностью уйти в музыку.

Он выпустил более 120 альбомов и 19 раз становился лауреатом «Грэмми». Но знаменит Ма не только виртуозностью — его считают символом музыкальной универсальности. Ма свободно смешивает жанры и традиции: в его репертуаре соседствуют американский блюграсс, аргентинское танго и китайские народные мелодии.

В 1998 году он основал ансамбль «Silk Road», объединивший музыкантов Востока и Запада, а в 2006-м стал Посланником мира ООН. Во многом Йо-Йо Ма — настоящий «гражданин мира»: его путь от юного вундеркинда до всемирно известного маэстро показывает, как музыка стирает границы между народами.

История дня: премьера оперы «Золотой петушок» в Москве

-6

В прохладный осенний вечер у частного театра Сергея Зимина в Москве не стихает оживление. На афише сияет название новой оперы Николая Римского-Корсакова«Золотой петушок». Премьера особенная: композитор умер год назад, так и не увидев своё последнее творение на сцене.

Публика заполняет зал с осознанием, что сейчас произойдёт событие в память мастера, чьи сказочные оперы они полюбили за годы. Но эта сказка — не простая, а колкая сатира на самодержавие. Именно из-за этого при жизни автора постановка была невозможна: цензура усмотрела в истории про глупого царя Додона слишком явный намёк на пороки власти.

Римский-Корсаков, тяжело больной, упрямо отказался смягчать либретто: «Итак, “Петушок” в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен» — горько заявил он незадолго до смерти. Опера стала его творческим завещанием и прощальным словом эпохе.

Волей судьбы премьера состоялась лишь теперь, в обход императорских театров. Директора Большого тянули время, испуганные острой сатирой, и тогда Сергею Зимину удалось получить права на постановку с благословения вдовы композитора. Зимин, страстный поклонник русской музыки, решился показать произведение народу, несмотря на чиновников.

Для оформления Зимин пригласил художника-иллюстратора Ивана Билибина, и тот превратил сцену в живой лубок, в сказочное царство с расписными палатами, боярскими кокошниками и таинственным мерцанием восточных узоров.

Оркестром дирижирует молодой Эмиль Купер — блестящий дирижёр, впоследствии маэстро Большого театра. На сцене блистают солисты частной оперы: бас Николай Сперанский гримируется под бородатого Додона, колоратурное сопрано Вера Клопотовская готовится вывести пронзительный крик Петушка со скрытой стороны сцены. Зал затаил дыхание.

Когда занавес поднимается, звучат первые таинственные ноты. Перед зрителями разворачивается притча о самодуре-царе. Каждая сцена — гротеск: придворные неумело советуют царю, гвардейцы смешно маршируют, а сам Додон мечется между страхами и сладкими грёзами о прекрасной Шемаханской царице.

Музыка поражает новизной — в ней и сказочные наигрыши колокольчиков, и пародия на чинные марши, и нежные восточные мелодии царицы. Ещё недавно публика наслаждалась уютными сказками Римского-Корсакова, но теперь их ждал смелый, саркастический памфлет под маской сказки.

Современники узнавали знакомые интонации композитора, но были ошеломлены тем, насколько дерзко и свежо всё звучит. Казалось, сам Николай Андреевич из своего мира грёз бросил последний вызов цензурным запретам и чиновничьему произволу.

Зал то взрывается смехом от нелепостей на сцене, то замирает — особенно когда грянул тревожный крик Золотого Петушка, предвещая беду. Этот клич, прорезав тишину, заставил многих вздрогнуть: сказка оборачивалась явью.

Финал наступил внезапно и драматично. Под ликование толпы глупый Додон получает смертельный удар — Золотой Петушок клюёт его в темя. Волшебник-Звездочёт выходит вперёд и объявляет, что всё происходящее было лишь иллюзией, «сказка — ложь» и герои ненастоящие. Зритель уже почти выдыхает с облегчением, но тут последний резкий выкрик Петушка обрывает действие на тревожной ноте.

Занавес падает, и несколько секунд в театре стоит тишина. Затем зал взрывается аплодисментами. Публика в восторге и растерянности одновременно: они увидели не просто сказку, а смелое разоблачение пороков, завуалированное притчей.

Критики наперебой обсуждают премьеру. Одни поражены богатством красок в музыке и декорациях, другие — язвительностью замысла. В газетах пишут, что у Зимина вышел триумф: зрители приняли оперу тепло и с пониманием ее тайного смысла. Многие сходятся во мнении, что Римский-Корсаков успел бросить вызов времени: его последняя опера стала вершиной мастерства и прощальным комментарием на события революционных лет.

Так 7 октября 1909 года вошло в историю русского театра. В этот день прозвучала последняя сказка Римского-Корсакова — горькая и блестящая. Постановка Зимина доказала силу частной инициативы: без его смелости шедевр ещё долго пылился бы под запретом. А «Золотой петушок» с того вечера зажил собственной жизнью на сцене.

Опера вскоре прошла и на императорской сцене, и за рубежом, но именно московская премьера сохранилась в памяти как событие особое. Финальное творение композитора замкнуло целую эпоху национальной оперы и одновременно предвосхитило новую, уже ХХ века.

До последнего дыхания Николай Римский-Корсаков оставался верен себе — и его Золотой петушок продолжает звонко будить сердца и умы благодарных потомков.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #7октября #УильямБиллингс #Моцарт #ВолшебнаяФлейта #Вюйом #Дрезеке #ЙоЙоМа #РимскийКорсаков #ЗолотойПетушок #СергейЗимин

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.