Рождение оперы в Италии, реформа театра в Вене и триумф русской сказки в Москве — всё это 8 октября к истории классической музыки.
Рождение Джулио Каччини
8 октября 1551 года в Риме родился Джулио Каччини — человек, стоявший у истоков жанра оперы и нового стиля барокко. Во Флоренции он участвовал в собраниях кружка музыкантов и поэтов — легендарной Флорентийской камераты, где пытались возродить величие древнегреческой музыкальной драмы.
Каччини привнёс туда свой талант певца и композитора: именно в Камерате родилась идея монодии — проникновенного сольного пения под скромный аккомпанемент, совершившего революцию после веков сложной полифонии.
В 1602 году он издал сборник «Новая музыка» с ариями и мадригалами в этом новаторском духе, и среди них — его знаменитое «Amarilli mia bella». Так песни Каччини впервые зазвучали по-новому, положив начало эпохе оперы и раннего барокко, а сам он по праву признан одним из отцов этого искусства.
Рождение Генриха Шютца
8 октября 1585 года родился Генрих Шютц — композитор, ставший мостом между итальянским барокко и немецкой музыкальной традицией. В молодости он отправился учиться в Венецию: сначала постигал музыку у маэстро Джованни Габриели, а в 1628 году вернулся туда, чтобы перенять опыт у самого Клаудио Монтеверди.
Вернувшись на родину, Шютц привнёс итальянское сияние в немецкую духовную музыку — в Дрездене он сочинял великолепные псалмы, духовные концерты и оратории, впервые знакомя немецких слушателей с современной барочной выразительностью.
Почти все его более чем 500 сочинений написаны на священные тексты; среди них – одни из первых немецких Пассионов (страстей Христовых). Недаром Шютца называют величайшим немецким композитором до Баха: его творчество заложило фундамент, на котором спустя полвека расцвёл гений Иоганна Себастьяна Баха.
Рождение Луи Вьерна
8 октября 1870 года появился на свет Луи Вьерн — будущий блистательный органист парижского собора Нотр-Дам. Он родился почти слепым из-за врождённого порока зрения, но природа наградила его феноменальным слухом и упорством. Несмотря на тьму перед глазами, Вьерн посвятил жизнь музыке: в 1900 году он занял пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери и четыре десятилетия наполнял его своды величественными звуками.
Судьба испытывала маэстро жестоко: в 1906-м авария едва не отняла у него способность играть, Вьерн заново осваивал педали органа; любимый сын погиб на войне; распался брак; почти совсем угасло зрение из-за глаукомы. Но музыкант не сдавался — он сочинил шесть грандиозных «Органных симфоний» и гастролировал по миру, собирая восторженные залы.
И вот, 2 июня 1937 года, во время своего 1750-го концерта на органе Нотр-Дама, 66-летний Вьерн исполнил последнее произведение, после чего внезапно рухнул на клавиши: орган громыхнул протяжным низким звуком, и маэстро скончался прямо за пультом, как он и мечтал всю жизнь. Так трагически оборвалась жизнь музыканта, чью борьбу с судьбой и гений до сих пор помнят в мире органной музыки.
Московская премьера «Снегурочки» Римского-Корсакова у Мамонтова
8 октября 1885 года Москва впервые увидела оперу «Снегурочка» Римского-Корсакова. В тот день на сцене Частной русской оперы Саввы Мамонтова состоялась долгожданная премьера этой волшебной сказки. Композитор создал «Снегурочку» ещё в 1881 году, и изначально она шла в Петербурге, но столичная постановка была воплощена во многом благодаря энтузиазму Мамонтова — знаменитого мецената, открывшего первый в России частный оперный театр.
Мамонтов не только финансировал, но и сам выступил как вдохновенный продюсер и художественный руководитель: он привлёк к работе лучших художников своего круга. Декорации и костюмы создал великий Виктор Васнецов при участии молодого Константина Коровина, и опера предстала в достойной сказке живописной атмосфере на сцене. Результат оказался триумфальным.
Если первая петербургская постановка оказалась неудачной и «Снегурочку» вскоре сняли с афиши, то у Мамонтова произведение наконец раскрылось во всём блеске — по сути, именно в его театре началась настоящая сценическая жизнь этой оперы. Спектакль, показанный осенью 1885 года, не сходил со сцены долгие годы, собирая восторженных зрителей.
Вслед за частной оперой успех подхватил и императорский театр: Большой театр поставил «Снегурочку» лишь в 1893 году, убедившись в её народной популярности. Так сказочная героиня Снегурочка обрела новую жизнь на московской сцене благодаря смелости Мамонтова и любовному приёму публики.
Назначение Густава Малера директором Венской придворной оперы
8 октября 1897 года Густав Малер был официально назначен директором Венской придворной оперы — в этот день 37-летний дирижёр взошёл на вершину оперного Олимпа. Получив власть на главной музыкальной сцене Австро-Венгерской империи, Малер сразу принялся за реформы: обновил труппу молодыми дарованиями и ввёл жёсткую дисциплину репетиций, добиваясь безупречной ансамблевой игры.
Совместно с художником Альфредом Роллером он отверг старомодные пышные декорации, создав новые, смелые по стилю постановки – так, его спектакль «Тристан и Изольда» поражал воображение своей модернистской сценографией. Малер изменил и зрительские привычки: впервые в Венском зале гасился свет во время представления, и хотя поначалу публика роптала, вскоре это стало нормой.
Десятилетие его руководства (1897–1907) стало эпохой творческого расцвета: Малер поставил десятки блестящих спектаклей и одновременно в летние отпуска сочинил свои знаменитые симфонии (с 4-й по 8-ю). Но путь реформатора был нелёгким — консервативная пресса и часть публики негодовали (скрытый антисемитизм лишь подогревал нападки), а придворные чиновники и некоторые солисты конфликтовали с требовательным директором.
В 1907 году, измученный борьбой, Малер подал в отставку. Однако проведённые им преобразования не пропали даром: очистив репертуар от рутины и повысив планку исполнительского мастерства, Малер заложил основы новой оперной режиссуры, а многие его реформы (например, тушение света в зале) пережили самого маэстро и стали стандартом в театрах Европы.
История дня: Рахманинов впервые исполняет Прелюдию до-диез минор
Москва, 8 октября 1892 года. В концертном зале Первой Московской электрической выставки публика с нетерпением ждёт выступления 19-летнего Сергея Рахманинова. Молодой композитор впервые исполняет для публики своё новое сочинение. Когда на бис он исполняет свою Прелюдию до-диез минор, её мрачные «колокольные» аккорды завораживают слушателей. Зал взрывается аплодисментами — критики позже назовут пьесу «очаровательной новинкой», отметив её силу и оригинальность.
Прелюдия мгновенно стала визитной карточкой Рахманинова — и одновременно его творческим бременем. Она быстро прославила композитора не только в России, но и за рубежом. В Америке его даже называли «мистер До-диез минор» — по названию этого произведения.
Однако у этого триумфа была и обратная сторона. На каждом концерте публика требовала любимую Прелюдию: Рахманинову приходилось снова и снова играть её на бис, а затем он сердито уходил со сцены. Несмотря на успех, композитор почти ничего на ней не заработал: он продал Прелюдию издателю за 40 рублей и не получил больше ни копейки — тогда в России не платили авторских отчислений.
Со временем огромная популярность этого раннего опуса тяготила Рахманинова: он признавался, что более поздние прелюдии совершеннее, но публика «не склонна была согласиться».
Нельзя не признать: Прелюдия до-диез минор — музыка, оставляющая неизгладимое впечатление. И сегодня её гармонии продолжают завораживать слушателей — эту пьесу хочется слушать снова и снова.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#КлассическаяМузыка #ИсториМузыки #8октября #ДжулиоКаччини #ГенрихШютц #ЛуиВьерн #ГуставМалер #РимскийКорсаков #Снегурочка #СергейРахманинов #НотрДам #СавваМамонтов
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.