Начало здесь:
Предыдущая публикация:
Усадьба «Монкураж»
Когда, наконец, история Коттеджа осталась позади и началась неспешная прогулка по аллеям парка, на пути появился Большой Каменный мост (1828, арх. А.Менелас). Уже издалека он притягивает внимание своим необычным видом. Зелёные растения, лёгкие берёзовые перила и массивные вазы прикрывают руины. Второе название моста – Руинный мост, и это, конечно, снова дань моде. Ещё в середине 18 века, после открытий в ходе первых раскопок Древней Греции, в Европе началось увлечение античностью, что привело к появлению классического стиля в архитектуре. Но это было лишь подражание древности, интерес к которой подогревался с каждым новым сообщением о результатах раскопок. Воображение общества было взбудоражено, и на смену интересу к античности пришло любование тем, что от неё осталось. Искусственные руины появляются практически в каждом парке. В Александрии без модной руины тоже не обошлись. Но самое удивительное она, хоть и не античная, но почти настоящая. Появившись на пути, она напоминает о том, что было на месте Александрии в 18 веке.
Земли в непосредственной близости от Петергофа Пётр раздавал самым близким своим приближённым, тем, кого ценил, и кто особо отличился перед государством. Но не все вельможи прижились на побережье, по разным причинам. Владельцы этих «дач» постоянно менялись ещё при Петре. А в 1726 году, уже после смерти своего покровителя и друга, участок поближе к императорскому владению приобрёл Александр Данилович Меншиков. Поднявшись благодаря Петру 1 до невероятных высот, он вынужден был искать новые пути закрепления у власти и хотел быть к ней поближе.
На приобретённых землях Меншиков сразу начал строительство своей загородной усадьбы под названием «Монкураж», что означает «Моя отвага». Но и он здесь не задержался. Уже в 1727 году князь попал в опалу и достроить усадьбу не успел. Земли с «недостройкой» поступили в казну и достались очередной императрице – Анне Иоанновне. Аннушка была большой любительницей охоты. На огромной территории рядом с Петергофом она устроила охотничьи угодья со зверинцем и дикими зверями. А дворец князя постепенно начал разрушаться и превращаться в руину.
Её и использовали создатели парка, когда унаследовавший эти императорские земли Николай затеял строительство в этом месте семейной усадьбы. Так что тратиться на приобретение земли ему не пришлось. А вот на строительные работы император взял банковский кредит, который успел погасить при жизни. Это – ещё один маленький штрих к портрету Николая 1.
Пейзажный парк
Перейдя по Руинному мосту, те, кто впервые гуляет по Александрии, следуя указателям, совсем скоро окажутся у второго усадебного дворца. Я же предлагаю отправиться к нему другой дорогой, и прежде, чем идти дальше, заглянуть под мост. Для этого надо спуститься в овраг, по которому извиваясь между камешками, неспешно течёт природный ручей. Вот его и украсили мостом, а ручей стал украшением парка, игриво появляясь в разных местах во время прогулки. Декорированный берёзовыми перилами и цветочными вазами из пудожского камня, мост поначалу кажется легкомысленным, но из оврага выглядит довольно внушительным сооружением. Для облицовки моста использовали камень из руин Монкуража, которые располагались рядом.
Выбравшись из оврага, мы оказываемся на извилистой тропинке, протянувшейся через весь парк. Александрия раскинулась на территории в 150 гектар, и отсюда лучше всего просматриваются её просторы. Расположенная рядом с Нижним парком Петергофа, она совсем на него не похожа. В парадной и помпезной императорской резиденции, с её искрящимися на солнце фонтанами, аллеи словно расчерчены по линейке, и даже деревья подстрижены в форме геометрических фигур! Здесь – природа в своей первозданной красоте!
Оба парка создавались в соответствии с модой. В 18 веке – в моде французские парки в регулярном стиле, а в 19 все уже оценили прелесть английских пейзажных парков с их лесной живостью и очарованием. В таких парках на пути должны появляться оригинальные фрагменты природы – ручейки, речки, пруды и каскады, а также затейливые переправы через них. Так что мостик из руины здесь оказался не случайно!
Ферма для императорских детей
Перебегая по Руинному мостику, наперегонки мчались маленькие царевичи на затерявшуюся среди деревьев Ферму. Ферма – неотъемлемая часть любого усадебного хозяйства. Тогда продукты на столе появлялись не из супермаркета, а прямо от производителя. В богатых усадьбах производителями этих продуктов были крепостные. Они проживали в деревнях, расположенных рядом с усадьбой, а работали в садах, огородах и на фермах хозяина.
Императорские дети любили Ферму, устроенную в парке их отцом. Они не только следили за работой крестьян, но и сами приобщались к ней: раскидывали вилами сено, разносили воду, помогали кормить бурёнок. До чего же приятно было после работы усесться на Ферме у открытого окна, пить парное молоко со свежим хлебом и, прислушиваясь к щебету птиц и разговору животных, делиться впечатлениями и достижениями трудового дня!
Николай приветствовал знакомство детей с сельским трудом, и это стало традицией в Доме Романовых – работать! Так что поговорка «не царское это дело», пожалуй, не про царей!
Усадьбы для подрастающих детей
Но даже царские дети вырастают, и даже царям трудно с ними расставаться. Уж очень хорошо было всем в своей усадьбе и хотелось, чтобы вот так всегда жили все вместе. Ну, или хотя бы рядом, по соседству. Что ж, обычное желание любящего родителя. И Николай 1 начинает скупать земли вокруг усадьбы для подрастающих сыновей. Вскоре вся Петергофская дорога от Троице-Сергиевой пустыни до Петергофа становится «николаевской».
Унаследованная Николаем 1 Стрельна досталась его сыну Константину, владельцем соседней Знаменки стал Николай, а для младшего Михаила на выкупленных за Стрельной землях была создана усадьба Михайловка. Наследник престола, цесаревич Александр, остался без собственной усадьбы, потому как он должен был унаследовать Александрию. Ему, вроде как, ни к чему была отдельная усадьба! Но ведь родители продолжали здравствовать!
Когда Александр Николаевич женился, с этим надо было что-то делать! И тогда детскую Ферму перестроили во дворец. Да какой! Перестройкой занимался Штакеншнейдер, причём неоднократно. Росла семья Александра, появлялись новые пристройки. В итоге получился необыкновенный дворец, словно сложенный из гигантских кубиков разной формы и величины. Его игривые фасады, утопающие в зелени разбитого вокруг сада, проглядывают сквозь деревья и привлекают внимание во время прогулки. Их даже видно на проезде вдоль ограды парка. Но подойти к дворцу с этой стороны не удастся. Сад обнесён оградой и его посещение доступно лишь тем, кто приобрёл билет в открытый во дворце музей. Мы ещё полюбуемся дворцом и садом, с другой стороны, куда нас обязательно выведет вьющаяся сквозь луговые травы протяжённая тропинка. А пока надо успеть познакомиться с другими постройками этой части парка.
Для чего эти чудесные домики?
Когда Ферма чудесным образом повысила свой статус и превратилась во дворец, рядом появились довольно симпатичные домики. Всё это – служебные постройки. Строились они для решения насущных проблем, однако каждая из них стала украшением парка.
Первым на пути возникает маленький, похожий на игрушечный, домик, словно оживший из русской сказки. Новое время – новая мода! С южной стороны дворца в царствование императора Александра 2 в неорусском стиле был построен Дом для дежурного фельдъегеря. В распоряжении императора всегда под рукой должен был находиться фельдъегерь – курьер, обеспечивающий срочную доставку корреспонденции. О том, насколько важной для императора была фельдъегерская служба – мобильная связь, можно узнать в музее, открытом в этом здании.
При Александре 2 в парке появился ещё один объект государственной важности. Это – Телеграфная станция, здание бежевого цвета, расположенное у самой ограды. Отсюда отправлялись государственные депеши и обывательские телеграммы жителей Петергофа, которым дозволялось пользоваться Телеграфом. Для них был устроен специальный вход с Петергофской дороги.
Сегодня в небольшом домике у ограды открыт интересный музей, в котором можно не только познакомиться с историей появления телеграфа и специальной государственной службы, но также с бытом служащих, телеграфными аппаратами и обстановкой, которая царила в учреждении во второй половине 19 века. В музее даже можно почитать телеграммы пикантного и крамольного содержания, которые в соответствии с законами Российской империи не были отправлены адресатам.
Напротив здания Телеграфа привлекает внимание симпатичная постройка из красного кирпича. Это – Новая Ферма. Когда здание старой Фермы отдали под дворец, животных не обидели. Их перевели в помещения нового скотного двора. Хозяйственный комплекс построили на границе парка у самой дороги, и животные остались в усадьбе. А работники Новой Фермы в улучшенных условиях труда продолжали обеспечивать продуктами обитателей Александрии. В здании сегодня разместился семейный клуб Петергофа.
Готические конюшни
Невозможно не обратить внимания ещё на одну грандиозную постройку в готическом стиле, которая хоть и находится за оградой парка, несомненно, является его украшением. Это – Императорские Готические Конюшни (1847-1854, арх. Н.Л. Бенуа). Они были построены с западной стороны Александрии на месте прежних Петровских конюшен, которые к моменту строительства усадьбы порядком обветшали. Николай решает их снести, а на их месте построить новый Конюшенный двор – современное предприятие, которое занималось организацией дворцовых выездов.
Он поручает эту работу молодому начинающему архитектору Николаю Леонтьевичу Бенуа (1813-1898), который подошёл к императорскому заказу с азартом молодого начинающего дарования. Он только что вернулся из Италии, где после окончания Академии художеств с золотой медалью изучал средневековую архитектуру, и с 1847 года за 7 лет создал на границе Александрии настоящий архитектурный шедевр. Построенный в виде средневекового готического замка, Конюшенный двор стал украшением императорской семейной усадьбы.
Но конюшни не только украсили Петергоф. Это, в самом деле, было передовое современное предприятие, рассчитанное на содержание 328 лошадей, принадлежащих императору, которых обслуживал штат из 230 сотрудников. Предприятие выполняло важную государственную задачу – организацию перевозок императора, членов его семьи и гостей государства. В его конюшни на лето вслед за своим хозяином переезжали императорские лошади.
Тщательно изучив потребности всех его обитателей, как людей, так и лошадей, Бенуа создал универсальный комплекс, который позволил в дальнейшем приспосабливать его постройки для разных нужд. В разное время здесь находились гвардейские казармы, школа военных мотоциклистов, пансионат, общежитие и санаторий. Во время оккупации немцы приспособили конюшни под госпиталь, что спасло их от разрушений.
Пейзаж с Конюшнями – незабываемая картинка Александрии. Особенно эффектно здание выглядит на закате солнца. Проходя вдоль ограды, отделяющей корпуса конюшен от парка, вспоминается сказочное королевство Трёх Толстяков. В моем далёком детстве любимые герои сказки Юрия Олеши проживали, оказывается, совсем рядом! Именно в Готических конюшнях снимался фильм «Три толстяка». А в последнее время Конюшни стали необыкновенно популярными у кинематографистов. То и дело во дворах появляются загадочные декорации будущих фильмов!
Тем более печально, что в 21 веке роскошному готическому замку пока не нашли достойного применения. Но эффект, который создаёт эта готическая постройка во время прогулок по Александрии переоценить невозможно! Особенно, неожиданно встретив на пути ещё одно архитектурное чудо!
Готическая Капелла
Поскольку парковая дорожка уже давно свернула и тянется вдоль западной ограды парка, то вскоре невольно придётся оторвать взгляд от грандиозного «лошадиного замка». И сразу вниманием завладеет возникшая впереди Готическая Капелла. Она дополняет коллекцию удивительных зданий Александрии. И, хотя создавалась она почти сразу после окончания строительства Коттеджа (1831-1833) и на 14 лет старше Готических конюшен, в этой части парка эти постройки дополняют друг друга и образуют единый архитектурный ансамбль.
При первом же взгляде не остаётся сомнений, что это церковь. Маленький готический храм напоминает изящную статуэтку. Кстати, в Коттедже, почти в каждом зале стоят настольные часы в виде готических храмов. И это снова реверанс для любимой, напоминание о стране её детства, которое царило в Александрии на каждом шагу. Но эта постройка не была сувениром-безделушкой. Это – самая настоящая усадебная церковь, и это снова реверанс любимой, напоминание о стране её детства, которое царило в Александрии на каждом шагу.
Ещё удивительней, что эта церковь православная. Пока в средневековой России строились светлые златоглавые храмы в русском стиле, в Европе возводились мрачные готические соборы. Маленькие церкви, которые на Руси называли часовни, в средневековой Европе именовали капеллами. Православный христианин, по сути, глава русской православной церкви, Николай 1 (ему подчинялся Святейший Синод), планируя усадебную церковь, вдруг дерзко нарушил православные религиозные каноны, и в Александрии появилась православная церковь с «католическим лицом».
Для создания проекта усадебной церкви и реализации своей шальной идеи Николай 1 пригласил в Россию немецкого архитектора Карла Шинкеля (1781-1841). Он был лидером неоготики в Германии, как у нас Менелас. Менелас и руководил строительством церкви по проекту немца.
Розетки – круглые окна с витражными стёклами, пинакли –остроконечные пирамидки, башенки, статуи с одухотворенными лицами, стрельчатые окна и двери, четырёхлистники – здесь есть всё, чтобы поностальгировать о средневековье в «сельской» семейной усадьбе. И, всё же, нет ни капли средневековой мрачности! Используемые в 19 веке строительные материалы позволяли создать эффект лёгкости и изящества постройки!
Но этот миниатюрный храм лишь воссоздаёт облик католической церкви. Готические фасады и интерьеры – лишь экзотический наряд. Капелла построена по канонам православной церкви с иконостасом и алтарем на востоке. А освящён храм был во имя святого князя Александра Невского, русского национального героя.
Капелла в Александрии – ещё один штрих к портрету Николая 1, ещё одна загадка и жемчужина Александрии. Её католическая наружность вновь демонстрирует противоречивость натуры Николая 1.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!