Как, ну скажите, как можно превратить собственный провал в жизненный урок, не утонуть в творческих страданиях, застоях, анализировать, исследовать и научиться на ошибках?
Неудача — то, чего меньше всего ждешь. Но ведь это единственное, что действительно заставляет нас выворачиваться фракталом и становиться лучше с каждым разом.
Закончили вы самый первый проект, отвергнуты киноиндустрией после двух удачных картин или просто робко дали другу почитать свою писанину — поверьте, ощущение будет одинаковым.
Очевидно, что провал — отстой. Но только на первый взгляд. Это такой отрезвляющий пинок, информация, объективная оценка и один из шагов к карьере сценариста. Давайте подумаем, как не проваливаться в эту прекрасную яму творческого кризиса, а извлечь максимальную пользу.
Ученые и исследователи куда чаще терпят неудачи: неудачный эксперимент, отвергнутая статья, изначально неверная гипотеза. Но люди науки исследуют и эти провальные исследования — это часть их работы, любой неверный результат должен быть зафиксирован и тщательно исследован на предмет ошибок.
Питер Ван Гален занимается исследованием клеток крови, вот что он говорит в одной из своих статей:
Процент качественных анализов и экспертиз — меньше 10%, поэтому надо смаковать даже минимальный шажок в верном направлении. И этот навык позволяет оставаться наплаву остальные несколько месяцев, пока ты снова не нащупаешь верный путь.
Давайте перестанем уже так отчаянно падать лицом в стол/лист/сценарий — нужное подчеркнуть.
5 отрезвляющих пинков.
1. Два дня спустить на то, чтобы бесконечно жалеть себя.
Это необходимый шаг. Проблема новичков, в основном, в том, что они упускают этот момент любви к себе, оплакивания своего детища, совершенно не понимают, что писательская деятельность в мире вещественном — абстракция, но даже у этой абстракции есть рождение, жизнь и смерть. И смерть оплакивать нормально.
Не надо лежать и смотреть в потолок месяц — это уже, как раз, разрушительно. Но пару-тройку дней необходимо, чтобы закрыть этот гештальт.
Разрешите себе все, как обиженному ребенку — фастфуд, алкоголь, сериалы. Что там еще запретного вы себе можете придумать — вот это и делайте.
Главное — сразу с собой договориться о сроках этого периода. 24 часа, выходные — должны быть четкие границы.
2. Не принимайте на свой счет.
Даже самые успешные сценаристы прошли через неудачи, нестыковки, непонимание — им очень хорошо знакомо это состояние разбитости, бездарности и никчемности. Сколько из них было уволено из-за несовпадения творческих взглядов с командой — вообще не счесть.
Помните вот что: в хорошей компании всегда будут те, кто иногда делает лучше. На то она и хорошая, будь вы в ней самым лучшим — ну, согласитесь, было бы скучно.
И постарайтесь никого не винить в своем провале, это на 99% не личное. Попробуйте докопаться, почему же не ваш сценарий выстрелил, изучите этот момент.
Поймите, вы круты, но как бы вы ни были круты — вы субъективны, и то, что нравится и интересно вам, может совершенно не интересовать других людей.
Понимать не только себя — не значит изменять себе. Это про рост, развитие эмпатии и кругозора.
3. Не переоценивайте отзывы и правки.
Если есть какие-то масштабные правки в сценарии — нелогичность, например, нарушение структуры — тут да, стоит взять себя в руки и признать ошибки.
Если же кто-то редактирует и перестраивает ваши предложения так, будто писали вообще не вы — тогда просто не обращайте внимания. Ваш стиль — то, над чем надо работать, то, что надо совершенствовать, но не надо от него отказываться по первому же замечанию.
Надо чувствовать эту тонкую грань между “да, могу пойти на уступки, это незначительно” и “черт, да они перекраивают меня самого!”.
И непременно надо помнить о том, что любое искусство — субъективизм: один продюсер перечиркает весь сценарий и откажется от работы с вами, а другой будет бегать по пятам, умоляя хотя бы как-то косвенно поработать над проектом, ведь боже, вы так прекрасно пишете!
Не становитесь одержимыми идеей. Только это поможет трезво оценивать ситуацию и оставаться наплаву. Только тогда вы сможете четко разделять, что принимать, а от чего отказываться.
4. Сценарий — марафон, а не спринт.
Еще одна провальная идея — ставить себе какие-то небывалые сроки.
Мол, все пишут сценарий в среднем за три месяца, но я-то — не все, я круче, поэтому я напишу за две недели, еще недельку потрачу на рассылку, недельку отдохну — как раз все его прочитают, начнут отвечать… НЕТ.
Приготовьтесь заранее: некоторые сценаристы по десять лет оставались не у дел. И потом только стреляло. Но вы можете быть гибче, можете с ледяным спокойствием и рациональностью встречать неудачи — это ускорит и упростит процесс достижения успеха.
5. Убедитесь, что в вашей жизни есть и другие значимые вещи.
Важен баланс: жизнь и работу надо разделять и не давать одному вмешиваться в другое.
Стройте отношения с людьми, ищите параллельные увлекательные занятия — не циклитесь, делать сценаристику центром вашей вселенной — становиться заложником и зависимым.
Вы руководите процессом написания, а не писательство вами, помните.
Больше материалов: