Знакомьтесь с легендой. Не с человеком, а с самолетом. С аппаратом, который старше ваших родителей, а, возможно, и дедушки с бабушкой. Он летает там, где другие молчаливо разворачиваются и уезжают на поезде. Он не боится ни грязи, ни снега, ни логики аэродинамики. Его имя Ан-2, но все зовут его ласково и уважительно Аннушка. А еще кукурузник. Но не путайте с тем, учебным У-2. Этот тот еще фрукт. Или овощ.
Если бы самолеты были людьми, Ан-2 был бы вашим дедом, который в свои 75 лет запросто обгоняет вас на велосипеде, чинит сломанную стиральную машину ударом кулака и знает 1001 историю, в правдивости которых вы сомневаетесь, но проверить боитесь.
Почему он выглядит как дедушкин диван с крыльями?
Внешность Ан-2 обманчива. Кажется, что его собирали из того, что было: прямые крылья, неубирающиеся шасси, похожее на велосипедное, и целая оранжерея из растяжек и расчалок. Создается впечатление, что если он разгонится слишком сильно, то вся эта конструкция начнет греметь, как посуда в бабушкином серванте.
Но в этой простоте гениальность. Конструктор Олег Антонов создал не просто самолет, а летающий внедорожник. Ан-2 может взлетать и садиться на кусок грунтовой дороги размером с футбольное поле. Ему не нужен асфальт, ему нужна относительно ровная поверхность. И желательно без столбов.
Летает? Это как? Законы физики в шоке!
Вот мы подобрались к главной магии Ан-2, перед которой пасуют учебники по аэродинамике. У этого самолета есть суперспособность механизация крыла. Звучит сложно, а на деле это предкрылки и закрылки, которые выдвигаются так, что крыло становится похожим на складной гармошку.
Благодаря этому Ан-2 может летать на скоростях, при которых современные лайнеры просто плюхнутся на землю. Его минимальная скорость около 40 км/ч. Представьте: вы едете на велосипеде по трассе, а рядом с вами, не отставая, летит самолет. Он может буквально зависать в воздухе при встречном ветре! Говорят, что на некоторых соревнованиях Ан-2 выигрывал у дельтапланеристов. Правда это или легенда напишите в комментариях, если сталкивались с таким!
И да, он один из немногих самолетов в мире, которому для полета не нужен пропеллер. Шутка! Конечно, нужен. Но он уникален тем, что у него нет предкрылков. Вместо них автоматические щелевые закрылки, которые сами решают, когда им выдвигаться. Самолет почти что пилотирует себя.
Кукурузник: при чем тут кукуруза?
Прозвище пошло с хрущевских времен, когда Ан-2 трудился в сельском хозяйстве, опыляя поля. В том числе и те самые, знаменитые кукурузные. Он разбрасывал удобрения, травил вредителей и пакости колхозным воронам. Но его трудовая биография на этом не закончилась.
Ан-2 был:
Санитаром тайги: садился на крошечные лесные поляны, чтобы забрать больного или доставить геологов.
Почтальоном: в отдаленные поселки Севера почту долгие годы доставляли только Аннушки.
Парашютистом: это главный рабочий конь для начинающих парашютистов. Тот самый треск мотора, под который совершается первый в жизни прыжок.
Пассажирским лайнером: и до сих пор в Якутии или на Крайнем Севере он может быть единственным способом добраться до соседнего поселка.
Неубиваемый. В прямом смысле
Про Ан-2 ходят байки, что его можно починить в полевых условиях с помощью молотка, пассатижей и матерного слова. Это, конечно, преувеличение, но доля правды тут есть. Его конструкция проста и ремонтопригодна. Говорят, однажды Ан-2 совершил посадку с остановившимся двигателем, повредив шасси. Ремонтная бригада приехала, поправила кое-что, залила горючее и он улетел своим ходом.
Он летал в Африке, в Азии, в горах и над океаном. Его производство началось в СССР, а закончилось а оно и не заканчивалось! До сих пор эти самолеты небольшими партиями собирают в Китае. Ан-2 самолет-зомби. Он бессмертен.
Почему он до сих пор в строю?
Ответ прост: ему нет замены. Современные небольшие самолеты требуют хороших взлетно-посадочных полос, дорогих запчастей и сложного обслуживания. Ан-2 же простой, дешевый и неприхотливый трудяга. Пока есть медвежьи углы, куда не дотянулись асфальтированные дороги, Аннушка будет летать.
Он не комфортабелен. В салоне шумно, как в цехе по производству гвоздей, и трясет, как в телеге. Но он довозит. Всегда.
А что в будущем?
У дедушки появляется новая жизнь. Сейчас активно разрабатываются проекты по модернизации Ан-2 ставят новые экономичные турбовинтовые двигатели, цифровую «стеклянную» кабину. Получается Ан-2 NG или Байкал. Так что, возможно, внуки наших внуков тоже будут летать на перерожденной легенде.
А теперь к вам!
Эта машина настоящий культурный код для миллионов людей. Уверен, у многих из вас есть своя история, связанная с Ан-2.
Прыгали с него с парашютом? Опишите свои ощущения от этого дребезжащего лифта наоборот!
Летали на нем в детстве к бабушке в деревню? Помните этот неповторимый запах бензина и старого дерматина в салоне?
Слышали невероятные байки от пилотов? Например, про то, как он садился на заснеженное озеро, потому что другого выхода не было?
· Считаете его устаревшим хламом или гениальным творением инженерной мысли?
Давайте пообщаемся в комментариях! Расскажите свою историю про Аннушку. Давайте соберем нашу народную энциклопедию легенд о самом народном самолете.