Найти в Дзене
4 канал - Екатеринбург

Учитель русского языка и литературы Елена Лыткина: «В День учителя я чувствую себя королевой»

В преддверии Дня учителя Елена Лыткина, учитель русского языка и литературы гимназии №37 рассказала о том, почему выбрала эту профессию, с какими вызовами сталкивается современный педагог и что для нее значит этот праздник. Для многих День учителя — это торжественный день, полный поздравлений и цветов. Но для самих педагогов это часто такой же рабочий день, как и все остальные. Однако праздник ощущается в каждом жесте учеников: «Ребята поздравляют, несут цветы, некоторые с подарочками приходят, что очень приятно», - отмечает педагог Елена Лыткина.
Учитель признается, что в этот день чувствует себя настоящей королевой, видя, насколько это событие важно и для самих детей. Решение стать педагогом для Елены не было случайным. Она выросла в настоящей учительской династии. Ее дед, Борис Петрович Свиречиков, преподавал естествознание, а бабушка, Лидия Александровна, работала учителем начальных классов в поселке Бобровском. По семейным рассказам, и другие родственники посвятили себя образова
Оглавление

В преддверии Дня учителя Елена Лыткина, учитель русского языка и литературы гимназии №37 рассказала о том, почему выбрала эту профессию, с какими вызовами сталкивается современный педагог и что для нее значит этот праздник.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Ощущение праздника и королевское чувство

Для многих День учителя — это торжественный день, полный поздравлений и цветов. Но для самих педагогов это часто такой же рабочий день, как и все остальные. Однако праздник ощущается в каждом жесте учеников:

«Ребята поздравляют, несут цветы, некоторые с подарочками приходят, что очень приятно», - отмечает педагог Елена Лыткина.


Учитель признается, что в этот день чувствует себя настоящей королевой, видя, насколько это событие важно и для самих детей.

Учительская династия и осознанный выбор

Решение стать педагогом для Елены не было случайным. Она выросла в настоящей учительской династии. Ее дед, Борис Петрович Свиречиков, преподавал естествознание, а бабушка, Лидия Александровна, работала учителем начальных классов в поселке Бобровском. По семейным рассказам, и другие родственники посвятили себя образованию.

Хотя Елена застала их уже не работающими в школе, сама атмосфера глубокого уважения к профессии учителя окружала ее с детства. Педагог в селе был главным человеком, к которому приходили за советом и поздравляли со всеми праздниками. Это уважение, витавшее в воздухе, и детские игры в школу с настоящими старыми портфелями и мелом предопределили ее будущее.

От математики к литературе: поворотная точка

Несмотря на явную предрасположенность к точным наукам и окончание школы с серебряной медалью, Елена выбрала филологический факультет. Решающую роль в этом выборе сыграла молодая учительница русского языка и литературы Елена Васильевна Шахматова, которая пришла в школу сразу после института. Ее подход коренным образом отличался от привычных уроков. Вместо стандартного «прочитали — ответили на вопросы» на ее занятиях был театр, работа в группах, обсуждение сложных проблемных вопросов.

Именно она открыла для будущего педагога мир «Горя от ума»:

«Я была просто в восторге. И, не знаю, «Горя от ума» Грибоедова стало той точкой, когда я решила, что я точно пойду в педагогический институт».

Современные вызовы: родители и нагрузка

Сегодня работа учителя сопряжена с множеством вызовов. Елена Лыткина отмечает, что одна из главных сложностей — это взаимодействие с современными родителями. Порой встречается восприятие школы как «камеры хранения», куда можно «сдать» ребенка и ожидать, что его вернут готовым к достижениям, без активного участия семьи.

Другая трудность — большая нагрузка. В гимназии, где работает Елена, как и во многих других школах, ощущается дефицит кадров, особенно учителей-филологов. Основная нагрузка ложится на опытных педагогов, что влечет за собой бесконечные кипы тетрадей для проверки. Этот постоянный круговорот отнимает не только время, но и душевные силы, порой оставляя меньше возможностей для общения с собственной семьей.

Дисциплина и язык: вопросы поколения

Еще одной темой разговора стала работа с современной молодежью. По словам Елены, одна из ключевых проблем для молодых специалистов — установление дисциплины в классе. Без этого навыка удержать внимание детей и эффективно преподавать практически невозможно.

«Если не установлена дисциплина, мы понимаем, что скоро учитель уйдет. Потому что если он не может держать класс, внимание класса, то тут уже ничем не поможешь».


Что касается языка, то педагог с удовлетворением отмечает, что ее ученики на уроках пользуются нормами литературного русского языка. Хотя она и слышит новые слова в повседневном общении, в ее кабинете царит нейтральная лексика, и дети с уважением относятся к правилам.

Поздравление коллегам

Елена Лыткина поздравила всех коллег с наступающим профессиональным праздником. Она пожелала им терпения, здоровья, энергии и, что немаловажно, больше свободного времени для семьи и близких. А также — прекрасных впечатлений, интересных поездок и, конечно, творческих успехов, без которых невозможна работа настоящего учителя.