Давно в нашей рубрике «Искусство о войне» не было живописи. Отправимся в Средние века, и возьмём картину итальянского живописца Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо» (1438 или 1456 год). Пусть поправят меня искусствоведы, но, по-моему, это первое батальное полотно.
Италии, которую мы знаем сегодня, как единой страны в то время не существовало. Итальянские города представляли собой замкнутые политические «экосистемы», мини-государства, и они зачастую воевали друг с другом. Их допустимо назвать вооружёнными группировками. Чтобы провести забавные параллели, вспомним 90-е, когда у нас молодёжные банды, объединившись по принципу принадлежности к определённому городу, ездили в другие города и устраивали там погромы. Вот, нечто подобное и происходило в Италии в Средневековье, только с бóльшими жертвами и бóльшим количеством холодного оружия.
И внутри городов имело место быть борьба кланов и партий, были случаи когда представители одной группировки вступали в сговор с чужаками из другого города, чтобы скинуть власть враждебного им городского клана. Например, в Пистойе «увековечили» память предателя, некого Филиппо Тедески – у входа в церковь торчит сваянная из камня его голова и о неё долгое время тушили факелы гробокопатели. В 1325 году Тедески открыл городские ворота войскам герцога Каструччо Кастракани из соседней Лукки. Герцог с таким тараканьим именем был сторонником императора, то есть гибеллином и нёс гибель гвельфам (то есть, сторонникам Папы) из Пистойи. А, например, во Флоренции гвельфы делились ещё на белых и чёрных (не спрашивайте как, я сам всегда путаюсь), и в 1302 году великий поэт Данте Алигьери был изгнан из своего родного города, так как принадлежал к партии белых гвельфов, а чёрных он в своей «Божественной комедии» помещал в круги ада, но, вот, к его сожалению, они пришли при его жизни к власти во Флоренции.
В той же Флоренции клан Медичи вырезал другой влиятельный клан Пацци в 1478 году… так, мы тут остановимся и немного откатимся назад ко времени создания рассматриваемой картины Паоло Уччелло.
Точнее, это разрезанное на три части полотно с первоначальной длиной в 9,5 метра и на ней изображена, согласно названию, битва при Сан-Романо, которая произошла между флорентийцами и сиенцами 1 июня 1432 года в 30 километрах от Флоренции.
По одним источникам, эта картина была заказана участником боестолкновения, почтенным жителем Флоренции и потом продана Лоренцо Великолепному из семьи Медичи, а по версии более распространённой она заказана дедом Лоренцо, Козимо Медичи. Так или иначе клан Медичи способствовал тому, что картина Учелло считается сейчас мировым шедевром.
Вообще, Медичи фактически инициировали и запустили эпоху Возрождения, которая и стала основой современного западного мира. Они покровительствовали множеству известных художников, скульпторов, архитекторов того времени и сейчас Флоренция является кладовой западного искусства. Например, Боттичелли, автор знаменитых полотен «Рождение Венеры» и «Весна», находился при их дворе и рисовал упомянутых представителей враждебной семьи Пацци в виде повешенных на городской ратуши (фреска, к сожалению, не сохранилась).
Что мы видим на картине Уччелло?
Флорентийская армия, профинансированная семьёй Медичи, под предводительством Никколо да Толентино, наёмником Козимо, наносит поражение армии Сиены, возглавляемой Франческо Пиччинино. Хотя, кстати, в городских хрониках Сиенны считается, что выиграли сиенцы, но вот сила искусства – кто написал картину, тот и победил.
На её трёх частях мы видим несколько поединков. На первой «Атака Никколо да Толентино» изображена атака флорентийского авангарда, на второй ключевой момент битвы, её перелом – «Николло да Толлентино сбивает Бернардино делла Кадро», а на третьем – «Контратака Микелотто да Котиньолы», которая закрепила успех флорентийцев.
Чем характерно и революционно это полотно? Во-первых, массовостью события – на картине изображено куча народа, множество фигур, повторюсь, это если не первая батальная картина, то одна из первых.
Во-вторых, Учелло применяет законы перспективы, открытые флорентийским архитектором Брунеллески в 1425 году, которые делают фигуры объёмными на плоскости. Обратите внимание на 200-го рыцаря в левом нижнем углу первой части, он лежит «вглубь» картины. Бросается в глаза объёмный и шикарный головной убор Николло де Толентино, он называется маццоччи – протоитальянцы были модниками, даже на войну одевались с шиком и блеском, да и сейчас Италия – законодательница мод.
Как хорошо выписаны кони! Строение их тел, их динамика. Их объём и массивность отражены не только с применением законов перспективы, но и с помощью игры светотени – это первые попытки использования этой художественной техники. На второй картине внизу мы также видим объёмные туловища двух поверженных коней.
На третьей обратите внимание на складки флагов и на лицо чёрного ржущего коня, которое повёрнуто на зрителя. И на всех трёх частях мы видим множество деталей, таких как блестящие украшения на сбруях коней.
Самое драматическое событие отображено во второй части, именно эта часть картины, как самая значимая, оставлена во Флоренции (другие «уехали» в Лондон и Париж). На ней присутствует атавизм – зачастую полотна на религиозные темы, из которых и развилась живопись, представляли собой что-то вроде комиксов, т.е на фресках или картинах, изображающих житие святых, изображена была серия картинок, выстроенных в хронологическом порядке. И на второй картине мы видим два хронологических момента – как прямо направленное копьё сбивает предводителя сиенцев, и они обращаются в бегство – только толстые ляжки чьего-то коня взметнулись вверх.
Но как отважно рыцарь принимает смертельный удар, в то время как его войско дрогнуло и бежит! Какое упорство и какая трагедия! Да, он низвержен, но он сражался достойно и героически. А герои, как известно, не умирают.
Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для @wargonzoya