Письмо тридцать первое.
Здравствуй, сынушка!
Здравствуй! Это ведь приветствие для живых? Но у Бога все живы! Так говорят священники. Значит, здравствуй? Впрочем, ты все время со мной. В моих мыслях, в моих думах, в моих воспоминаниях.
Вчера начищала кухню и вспоминала, как это делал ты. Мы ушли с отцом к бабушке в новогодний вечер 2024 года – покормить ее, переодеть…А ты, пользуясь нашим отсутствием, принялся драить кухонный гарнитур, хотя я его и так вроде мыла между делом – между готовкой салатов и наряжанием елки. Но ты обычно все делал очень кардинально, энергично, по максимуму, в руках все кипело…Пришли домой – а здесь - шик, блеск, красота…Ты умел удивлять.
И еще про новый год…Ты помнишь, я никогда не забуду, как к вам с Настей пришли Дед Мороз со Снегурочкой с подарками. И как вы с Настей застыли в нерешительности. Снегурочка очень похожа на маму. Но не мама же…
Ты был очень маленьким. В тот год ветрянка на вас с Настей напала как раз накануне праздника. Вы все в зеленке. Сидели с папой дома, пока мама с Дедом Морозом разносила гоковской детворе подарки.
Так вот. А тогда, в 1986 году по телевизору шла очень активная реклама про вафельки «Ку-ку-руку». В жизни бы не вспоминала бы, если бы не тот случай. Наш профсоюзный комитет ГОКа закупил не только шоколадки и конфеты для детских подарков, но и эти ку-ку-руку. И я лично стояла при формировании подарков на этих «ку-ку». И подарков было около пяти тысяч! И помню, что в один из подарков ку-ку не хватило. Всего лишь в один. Помню, что-то добавили вместо них. Но когда мы пришли с Дедом Морозом к нам домой с кульками, выяснилось, что этих ку-ку не хватило как раз тебе! А вы их так ждали! И тогда Дед Мороз – по совместительству - наш комсомольский секретарь Володя Четвериков, решительно достал из своего большого мешка кулек, предназначенный его сыну, и отдал тебе, Алеш, мгновенно прекратив твой горестный плач. У Володи ребенок тогда был совсем маленький и конфет еще не ел. Ты говорил, что помнишь этот случай.
Как легко тогда можно было решить все проблемы. Не зря говорят: маленькие детки – маленькие бедки.
Ты любил красоту. Вспоминаю, как ты украшал свое жилище, где бы вы тогда с Ольгой не жили – и в общежитии, и в нашей квартире на Гранитном, и на Северном в своей трешке. И елка обязательная, и гирлянды. И потом уже и наш дом весь окутал уличными гирляндами. Память о тебе осталась…
Смотрю на ваши фотографии с Ольгой, хорошая пара была. И хорошие отношения сохранились до конца.
Сегодня утром мне позвонила мама Сникерса, с которым ты уходил на свое первое и последнее боевое задание. Ты, сыночек, уже дома давно. А вот Диму не найдут до сих пор. Помню, в первые дни после объявления тебя без вести пропавшим, Насте в одном из чатов написали, что ты, к сожалению, погиб. Парень, который это писал, сказал, что хорошо запомнил тебя еще во время подготовки. Я тогда не поверила. В это вообще было трудно поверить. Мы с Настей даже поссорились на этой почве. Она настаивала, чтобы я реально смотрела на вещи и не пребывала в розовых очках. И готовилась к любому повороту событий. А я не могла…Как так? В первом же бою? Ты же обещал вернуться. Какая мать может в это поверить вот сразу?!
Ну, так вот…Мама Димы Сникерса ждет уже семь месяцев своего сыночка. Я уже рассказывала немного про нашего командира. Он выходил к ней на связь и предлагал свою помощь в поисках останков сына за определенную сумму. Сумма оказалась настолько неподъемной для солдатской мамы, что она, поразмыслив, где их взять, вынуждена была отказаться. Да и где гарантия, что за деньги найдут именно ее сына, а не кого-то другого?
- Каким образом будете искать? – спросила.
- Ну, вы вышлете фотографию Сникерса.
- Какое фото поможет через семь месяцев на поле боя? Вы серьезно?
Командир продолжал настаивать, говорил, что эти деньги не ему предназначены, а эвакуационной бригаде.
Именно тогда Ирина узнала, что в Невском идет масштабная эвакуация и, возможно, зная об этом наверняка, командир хотел еще раз подзаработать. Было это месяц назад или чуть больше. Сникерса так и не нашли. Но недавно Ирине позвонил сослуживец сына, и сказал , что в части сменилось руководство (хотя оно уже менялось летом) и новый командир берется за дело очень решительно. Дал команду брать лопатки, копать завалы и вытаскивать тела погибших. До этого, видимо, доставали только лежащих на поверхности. Причем, сразу в нескольких населенных пунктах, где были наиболее ожесточенные бои и много погибших. В общем, ждем вестей…Хотелось бы хороших, конечно, но не особо приходится. Сестре Сникерса Насте снится брат, как и когда-то его маме, лежащим на каких-то досках, сено-солома на досках. А рядом еще трое ребят. Что это значит, непонятно.
Правда, тот самый парень, который писал о том, что Барик погиб, писал тогда же, что Сникерс куда-то зашел, их было трое или четверо ребят, и там что-то взорвалось…и засыпало землей.
Мама Сникерса, узнав, что начались раскопки, попросила командира дать координаты, где мог погибнуть сын. До этого командир писал ей, что знает, где искать и помощь в поисках поможет ему загладить вину перед ребятами (знал ведь, куда отправлял, на верную гибель!). Но наш взводный отказался это делать и заблокировал маму своего солдата. Вот тебе и чувство вины перед матерями!
Пишу, сыночек, так подробно об этом для тех, кто спрашивает, а при чем здесь командир? Кто в теме, тот поймет.
Вот уже почти семь месяцев прошло. Легче не становится. Судя по нашему закрытому чату «Невское» такое чувство не только у меня. То мы что-то делали – искали, писали письма, ходили по инстанциям, ждали, верили, надеялись…Многие уже дождались. Ходят, как на работу, на могилу своих родных, где становится немного легче.
Недавно мы были в Острогожске, в парке «Патриот», где создана Аллея памяти СВО. Ее создали еще в 2022 году. И на ней уже 84 портрета ребят. Острогожск помнит своих героев.
У нас пока такой аллеи нет. Надеемся, что все таки будет. И память павловских ребят будет увековечена. Непонятно только, почему до этого никто не додумался раньше.
Дорогие друзья! На улице – холодный осенний дождь. В душе- грустно и печально. Мое 31-ое письмо получилось каким-то вымученным. Спасибо вам всем за участие и поддержку. Особый поклон тем, кто поминает моего сыночка! Здоровья вам всем и мирного благоденствия!