Найти в Дзене

Массовое мышление: инструкция по эксплуатации личности

То, что вы называете «личным мнением», обычно выглядит как набор чужих голосов, приправленных вашими интонациями. Подумайте сами: когда вы в последний раз меняли убеждение не потому, что так стало модно, а потому что провели личное расследование с фактами, контраргументами и внутренним скептиком? Я, например, поймала себя на том, что презираю «громких» женщин. Почему? Потому что так воспитана? Нет. Потому что «громкие» — это те, кому завидуют тихие. Особенно, если эти тихие — вы. Внутренний голос — штука удобная. Особенно когда он говорит то, что уже принято, одобрено и обкатано тысячами до вас. Не думать в обществе, где все уже подумали за вас, — это не лень. Это инфраструктура. Вы не выбираете мнение, вы вписываетесь в шаблон. Начнём с Карла Юнга. Он полагал, что внутри нас живёт коллективное бессознательное — склад архетипов, где всё давно распределено: кто жертва, кто герой, кто тень. Вы думали, это вы выбрали быть сильными и ранимыми одновременно? Увы. Это просто самая ходовая мод
Оглавление

То, что вы называете «личным мнением», обычно выглядит как набор чужих голосов, приправленных вашими интонациями.

Подумайте сами: когда вы в последний раз меняли убеждение не потому, что так стало модно, а потому что провели личное расследование с фактами, контраргументами и внутренним скептиком?

Я, например, поймала себя на том, что презираю «громких» женщин. Почему? Потому что так воспитана? Нет. Потому что «громкие» — это те, кому завидуют тихие. Особенно, если эти тихие — вы.

Внутренний голос — штука удобная. Особенно когда он говорит то, что уже принято, одобрено и обкатано тысячами до вас. Не думать в обществе, где все уже подумали за вас, — это не лень. Это инфраструктура. Вы не выбираете мнение, вы вписываетесь в шаблон.

Что такое коллективное мышление (Юнг, Барт, Бернштейн).

Начнём с Карла Юнга. Он полагал, что внутри нас живёт коллективное бессознательное — склад архетипов, где всё давно распределено: кто жертва, кто герой, кто тень. Вы думали, это вы выбрали быть сильными и ранимыми одновременно? Увы. Это просто самая ходовая модель.

Ролан Барт пошёл дальше: вы — не субъект, вы — приемник. «Автор мёртв», — сказал он. И с тех пор в нас говорит то реклама, то мама, то учитель, который цитировал Достоевского, не читая его.

А Ричард Докинз добил всех: культурные мемы — это вирусы. Их цель не истина, а воспроизводимость. Как TikTok-челлендж, только для идей. Они не спрашивают вашего мнения. Они и есть ваше мнение.

Добавим ещё одного гостя — Маршалла Маклюэна, автора идеи «медиа — это сообщение». Телевидение, радио, соцсети не просто транслируют информацию, они формируют структуру мышления.

Включите новости, пролистайте заголовки, и вот уже «личная тревога» имеет строго очерченный формат, заданный редактором и саунд-дизайном. Неудивительно, что ваше «меня волнует» звучит как чья-то вчерашняя сводка.

Как культура формирует убеждения, вкусы, реакции.

Когда мне было пятнадцать, я ненавидела слово «амбициозная», особенно в адрес девушек. Мне казалось, что это почти оскорбление. С годами я поняла: мне просто навязали образ «хорошей девочки», которой амбиции не к лицу.

Культура не стучится в дверь, она просачивается. Через формулировки, шутки, интонации.

Язык не просто описывает — он кодирует. Согласно гипотезе Сепира–Уорфа, границы языка — это границы мысли.

Например, если в языке нет слова «унижать», то унижение становится труднее идентифицировать. Добавьте сюда ещё один факт: до XIX века слова «личность» в современном значении не существовало. Был характер, был нрав, но не было автономного «я». Делайте выводы.

Мы живём в языковой клетке, тщательно обставленной нашими же предпочтениями, точнее, тем, что нам продали как предпочтения.

Примеры: мода, ценности, страхи.

Я носила очки без диоптрий. Для статуса. Серьёзная, думающая. Подающая надежды. И всё это пока не поняла, что эти очки давят на переносицу, а «серьёзность» — это просто культурная мода на минимализм в эмоциях.

Наши ценности — это коллекции чужих установок, склеенные эмоциональным клеем. Самостоятельность, успех, эмоциональный интеллект — никто толком не может их определить, но все знают, что это важно.

Почему вы боитесь показаться «слишком»? Слишком яркими, слишком злыми, слишком влюблёнными? Потому что «слишком» — это культурное табу, замаскированное под здравый смысл. Вас учили быть «в меру». Только вот мера всегда не ваша.

Как начать «мыслить собой». И возможно ли это.

Честно? Полностью «мыслить собой» — миф. Ум не автономен, он встроен в контекст. Но вы можете отслеживать: кто сейчас думает во мне? Это мама с её «будь попроще»? Или это коуч из интернета, обещающий квантовый скачок через визуализацию?

Я завела себе привычку: если в голове звучит категоричное утверждение, я мысленно сажусь напротив него. И спрашиваю: ты откуда? Кто тебя прислал? И, что особенно важно, — почему ты звучишь так убедительно? Часто оказывается: потому что я слышала это тысячу раз. Повторение — мать не мудрости, а внушаемости.

Свобода мысли — это не что вы думаете, а как вы отслеживаете влияние.

Свобода — это не говорить громче. Это замечать, когда вы говорите в унисон, считая, что импровизируете. Мы не избавимся от влияний. Но мы можем отказаться быть бездумным рупором.

Мыслящий человек — это не тот, кто оригинален. А тот, кто в состоянии отличить голос собственного сомнения от чужого лозунга.

Ум — это не крепость. Это перекрёсток. Но если вы хотя бы раз остановитесь и прислушаетесь, кто именно сейчас говорит от вашего имени, у вас уже есть шанс сказать что-то действительно своё.

И вот финальный тест: если вы не знаете, кто говорит внутри вас — значит, это не вы.

Автор: Татьяна (GingerUnicorn)

Подписывайтесь на наш Telegram канал