Найти в Дзене
История транспорта

Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3: хроника производства и эксплуатации, часть II

Окончание. Начало здесь.

04.01.1940

Опыт эксплоатации десяти экспериментальных двухэтажных троллейбусов в Москве показал, что в них есть много для удобства пассажиров и облегчения работы водителей. Необходимо сделать ряд конструктивных изменений и улучшений. В частности, помимо входной двери в двухэтажном троллейбусе «ЯТБ-3», будет сделана и выходная дверь в передней части пассажирского салона. Двухэтажные троллейбусы будут иметь цельнометаллический сварной кузов.

10.06.1940

ВТОРЫЕ ДВЕРИ В ДВУХЭТАЖНЫХ ТРОЛЛЕЙБУСАХ

В двухэтажных троллейбусах имеется лишь одна дверь, в которую пассажиры входят и выходят. Из-за этого на каждой остановке двухэтажные троллейбусы подолгу задерживаются в ожидании, пока одни пассажиры сойдут, а другие войдут в машину. Сейчас трест «Мостроллейбус» решил во всех двухэтажных троллейбусах сделать в передней части первого этажа вторые двери специально для выхода пассажиров. В двух троллейбусах уже начата переделка кузовов.

Троллейбус ЯТБ-3 № 1010 с двумя пассажирскими дверями у ВСХВ, 1940 год. Фото Эммануила Евзерихина, goskatakog.ru
Троллейбус ЯТБ-3 № 1010 с двумя пассажирскими дверями у ВСХВ, 1940 год. Фото Эммануила Евзерихина, goskatakog.ru

20.07.1940

ДВУХЭТАЖНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС НОВОГО ТИПА

Академия коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР закончила разработку схемы усовершенствованного двухэтажного троллейбуса. Планировка кузова, изменена. Конструкторы предполагают устроить две или три двери и расширить лестницу, ведущую на второй этаж. Это позволит пассажирам быстро входить и выходить на остановках. Благодаря более мощному мотору и улучшенной конструкции тормозов троллейбус будет более быстроходным, чем курсирующие сейчас машины. Предложено установить на нем усиленную аккумуляторную батарею. В случае необходимости водитель сможет выключить токоприемник из сети. Опытный троллейбус будет выпущен Ярославским автомобильным заводом.

26.11.1940

136.000 километров без капитального ремонта прошел двухэтажный троллейбус № 1006. Водители- тт. Федотов и Антонов.

Бригадир-водитель А.Ф. Федотов. Газета «Вечерняя Москва» 26.11.1940 г. Автор фото: Л. Смирнов
Бригадир-водитель А.Ф. Федотов. Газета «Вечерняя Москва» 26.11.1940 г. Автор фото: Л. Смирнов

27.04.1941

НОВЫЙ ДВУХЭТАЖНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

В Академии коммунального хозяйства закончено проектирование нового двухэтажного троллейбуса. В отличие от курсирующих сейчас по Москве двухэтажных троллейбусов в новом вагоне предусмотрены две двери и две лестницы для входа и выхода. Кузов нового троллейбуса длиннее и шире старого. В нем будет 91 место на 5 больше, чем в нынешнем троллейбусе. Новый мощный двигатель дает возможность значительно повысить скорость движения. На случай перерыва электропитания или обрыва линии троллейбус, питаясь от аккумулятора, сумеет самостоятельно двигаться около двух километров и таким образом обойти место аварии. В дальнейшем это нововведение может быть использовано троллейбусом для переезда самоходом через площади, чтобы разгрузить площади от паутины проводов. По предварительным подсчетам, себестоимость перевозок в новом троллейбусе снижается на 14 процентов по сравнению с существующим двухэтажным троллейбусом и на 37 процентов по сравнению с одноэтажным. Проект нового троллейбуса передан в производство Ярославскому заводу.

17.06.1941

В день открытия XVIII с'езда ВКП(б) в столице начал курсировать двухэтажный троллейбус № 1006. На нем бессменно работают водители тт. А. Федотов и А. Антонов. Они тщательно ухаживают за машиной. Троллейбус № 1006 уже прошел 180 тысяч километров и ни разу не ремонтировался.

16.06.1942

Водить такую машину, как троллейбус, долгое время вообще не поручали женщине, тем более, когда речь шла о двухэтажном троллейбусе. Не каждому водителю-мужчине доверяли управлять двухэтажным троллейбусом. Управление им значительно сложнее и ответственнее, нежели одноэтажным. Одна из лучших водительниц 1-го троллейбусного парка тов. Шепилова решила все же овладеть техникой вождения этой сложной машины. За два года работы водителем обычного троллейбуса тов. Шепилова не только не имела аварий, но и даже замечаний за свою работу. С помощью старейшего водителя стахановца тов. Фокина она изучила особенности большой машины и все ее сложное оборудование. Скоро дирекция парка прикрепила тов. Шепилову к двухэтажному троллейбусу № 1001.

26.06.1942

Водители семи двухэтажных троллейбусов, курсирующих на линии № 12, перешли на лунинские методы работы. Они сами ремонтируют машины. В числе лунинцев три женщины тт. Шепилова, Секретова и Белякова, первыми овладевшие мастерством вождения больших машин. Лунинское движение возглавляет старейший работник парка тов. Фокин, обучивший четырех женщин водить двухэтажные троллейбусы.

10.10.1942

Иван Романович Фокин ведет двухэтажный троллейбус № 1011. Первый лунинец парка, он, как никто, умеет ухаживать за своей громадной машиной. Пассажиры линии № 12 давно оценили Фокина. В парке есть много отзывов о работе лучшего водителя. Он экономит время пассажиров, плавно ведет машину и никогда не допускает, чтобы она отправилась на линию неисправной. Иван Романович сам подобрал себе сменщицу. Он обучил своему искусству Катю Волженцеву и с гордостью заявляет, что она работает теперь не хуже старых водителей. Волженцева, действительно, оказалась способной ученицей. Она старается копировать во всех процессах работы своего учителя, и ей хорошо удается это. Два водителя троллейбуса № 1011 добились в соревновании серьезного успеха. У Фокина заведен такой порядок: приезжая в парк, он осматривает машину, если нужно, сам ремонтирует ее и лишь тогда передает подготовленный к новому рейсу троллейбус своей сменщице. Точно так же работает Катя Волженцева. Однажды Фокин самостоятельно произвел такой сложный ремонт, как смена тягового мотора, и показал себя неплохим специалистом-электриком. Соревнуясь между собой, Фокин и Волженцева одновременно соревнуются с бригадой двухэтажного троллейбуса № 1004. Два водителя этой машины Козырев и Ищенко- также принадлежат к числу лучших работников парка. Между обеими бригадами идет упорная борьба за первенство, и в этой борьбе достигаются новые производственные успехи. Козырев почти никогда не отстает от Фокина в выполнении плана. Он умеет совмещать экономию электроэнергии с точным соблюдением графика движения. Как и Фокин, Козырев любит свою машину и никогда не уйдет после целого дня работы из парка, прежде чем не приведет ее в образцовый порядок. Два двухэтажных троллейбуса вывели линию № 12 на первое место в Москве. Но опыт передовых бригад используется в парке пока еще недостаточно. Правда, здесь уже есть много лунинских машин, но все же первый троллейбусный парк отстает от лучшего в Москве третьего парка, где почти все водители стали лунинцами.

31.03.1943

Все двухэтажные троллейбусы маршрута № 12 переходят на двухсменную работу и будут находиться ежедневно в эксплоатации не 12, а 18 часов.

24.11.1943

Закончено строительство троллейбусной линии от поселка Коптево до канала Москва-Волга. Сегодня в 8 часов утра она будет сдана в эксплоатацию. Новая линия служит продолжением маршрута № 12. Центр города будет связан теперь троллейбусным сообщением с Волоколамским шоссе и большими жилыми массивами в районе Покровское-Стрешнево и Покровское-Глебово. Кроме того, троллейбус будет перевозить жителей пригородных местностей, приезжающих в Москву поездами и делающих пересадку на железнодорожной платформе «Покровское-Стрешнево». Длина новой линии 2,6 километра. По ней будут курсировать 34 троллейбуса, в том числе 10 двухэтажных. Интервал между рейсами установлен в 3-4 минуты. Стоимость проезда от центра города до канала Москва-Волга- 80 копеек.

04.06.1945

Управление треста Мостроллейбус совместно со Всесоюзным научно-инженерным техническим обществом городского электротранспорта разрабатывает новые типы троллейбусов для столицы. Новые одноэтажные машины типа «ЯТБ-6» будут более вместительны. Количество мест для сидения увеличивается с 33 до 42. Расширяются проходы, вдоль которых устанавливаются металлические хромированные поручни, увеличивается расстояние между сидениями. Намечено также изготовление стоместных двухэтажных троллейбусов типа «ЯТБ-7».

19.12.1945

Аккумуляторная тяга применялась также на двухэтажных троллейбусах для маневровой эксплоатации.

07.06.1946

В марте завод начал восстанавливать двухэтажные троллейбусы; несколько таких машин в течение шести лет стояли в бездействии, от них остались только остовы. Вчера закончено восстановление первого двухэтажного троллейбуса. Новая машина сдана комиссии треста «Мостроллейбус». В течение ближайших двух-трех дней троллейбус пройдет обкатку, а затем выйдет на линию. Он будет курсировать по улице Горького и Ленинградскому шоссе. Заканчивается восстановление еще одного двухэтажного троллейбуса.

11.02.1948

Ежедневно москвичи видят двухэтажный троллейбус № 1007, курсирующий по Ленинградскому шоссе и улице Горького. К каждой остановке подходит он точно по расписанию. Водитель этой машины Алексей Федорович Козлов сделал за 1947 год и январь этого года 3.887 рейсов по жесткому графику, ни разу не нарушив его. Он не допустил ни одной аварии, ни одной поломки. Его машина прошла свыше 190 тысяч километров без капитального ремонта. Строгое соблюдение жесткого графика движения главное требование, пред'являемое водителю. Тов. Козлов выполняет его с пунктуальной точностью. У него рассчитана каждая секунда. Он прекрасно освоил свой маршрут, заранее знает, где надо увеличить или уменьшить скорость, ведет машину ровно, без резких торможений и рывков. Забота о пассажирах, стремление соблюсти график и сберечь ценную машину — вот что обеспечивает водителю-лунинцу все новые успехи в работе. Тов. Козлов в совершенстве изучил механизмы троллейбуса, твердо помнит и строго соблюдает правила уличного движения. Он стал подлинным мастером, спокойно и уверенно ведущим огромный троллейбус по самым оживленным магистралям.

07.01.1949

ДВУХЭТАЖНЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ НА ЯРОСЛАВСКОМ ШОССЕ

На Ярославском шоссе и 1-й Мещанской улице появились пять двухэтажных троллейбусов. По этой оживленной магистрали открыт короткий маршрут № 9 от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки до Колхозной площади. Протяженность его 8,3 километра.

04.10.1949

Выдающегося результата достиг водитель первого парка коммунист тов. Козлов. Его двухэтажный троллейбус прошел около 240 тысяч километров и находится в хорошем техническом состоянии.

Спасибо за внимание.

Начало:

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование только с письменного согласия автора.