Разбираем бизнес-модель и маркетинг известной торговой марки. Идеи компании вас вдохновят. Несмотря на скромный объем продаж (9,3 млрд долл.), этот бренд имеет не только известность, но и влияние. Готовы погрузиться в мир настоящего бизнеса? Тогда поехали!
Разбор бизнес-модели. Она гениальна и проста в понимании.
Для начала отметим, что это успешный пример гибридной бизнес-модели, который сочетает лицензирование и прямые продажи (DTC). Разберем всё по порядку.
Calvin Klein работает сразу в нескольких сегментах:
- Mass Market, основной сегмент — широкая аудитория, которая ищет модные, качественные и доступные вещи.
- "Доступная роскошь" — требовательные покупатели, которые хотят премиальный продукт, но не готовы за него слишком переплачивать.
- Премиум — для тех, кому нужны эксклюзивность и авторский дизайн.
- Партнеры-лицензиаты, которые покупают право использовать торговую марку.
Помню одну даму, которая повелась на мужчину, потому что увидела у него выглядывающие из штанов трусы Calvin Klein и решила, что он при деньгах.
На чем строится ценность бренда для конечных клиентов?
Главная ценность — приобретение покупателем статуса принадлежности к миру сексуальности и современности. Это, как сигнал окружающим.
В прошлых своих публикациях я не раз говорил, что одежда — это не только защита тела, но и в первую очередь средство коммуникации с внешним миром, наш способ заявить о себе.
Calvin Klein продает не одежду, а образ жизни и уверенность в себе.
Снова повторю свою мантра — если вы работаете в потребительском секторе, то продавайте образ жизни и решение эмоциональной задачи своего покупателя. Характеристики товара — это просто рациональное объяснение клиента самому себе иррациональной причины купить.
Ценность для лицензиатов.
Если вы производитель, который продает оптом или развиваете франчайзинг, обратите внимание!
Главная ценность для лицензиатов (а также оптовиков, франчайзи, дилеров и дистрибьюторов) универсальна для всех ниш — простота продаж. Это то, что вы должны предложить и обеспечить, если хотите иметь успех, продавая оптом.
Продукт не является ценностью, он — финансовая нагрузка и источник головной боли. Ваши бизнес-партнеры строят именно бизнес, а вы для них инструмент зарабатывания денег.
Технология ценности. Мало заявить о ценности, её нужно создать, и вот, как это делается в Calvin Klein.
1. Маркетинг и управление брендом, которые работают на создание и поддержание желание купить. Я скажу об этом дальше. Хочу отметить, что бренд — инструмент маркетинга, его основной продукт Не получится без него стабильно развивающегося бренда.
Напомню, что суть маркетинга — не впарить, а создать коммуникацию с аудиторией. Желание купить строится на базовой потребности человека, способом решения которой и выступает бренд. Смысл рекламы — убедить клиента в том, что ваш способ решение его проблемы лучший.
2. Дизайн и творчество. Calvin Klein постоянно работает над новыми коллекциями. И этот процесс не сам по себе, он обслуживает задачи маркетинга.
Некоторые дизайнеры, решившие создать свой бренд, возводят в степень значение своих коллекций. Они забывают, что их творчество — это не просто способ самовыражения (что имеет место быть, и это хорошо), а инструмент решения бизнес-задачи и создания у аудитории интереса к бренду.
3. Продажи и управление партнерством. Тут важный момент, особенно для тех, кто продает оптом. Calvin Klein не просто ищет сбыт и продает всем, кто готов купить. Их задача выстроить такую систему, которая будет поддерживать ценность бренда и положительный опыт для конечного покупателя.
И, да, не забываем, что CK продают еще и напрямую через свои магазины.
Собственные магазины решают сразу несколько задач (не обязательно это имеет отношение к Calvin Klein). Во-первых, формируют модель прямых продаж и позволяют забрать всю маржу себе. Во-вторых, на них можно отрабатывать технологию работы с конечным покупателем и делиться ею со своими дилерами, чтобы они правильно работали с брендом, продавая в розницу.
4. И конечно, в Calvin Klein следят за качеством, потому что это измеримая характеристика, по которой бренд могут оценивать. И важно, чтобы эта оценка была всегда высокой.
Почему и на чем зарабатываются деньги?
Вот, основные источники дохода:
- роялти (от лицензиатов);
- оптовые продажи;
- прямые розничные продажи.
Как видите, компания смогла создать несколько способов зарабатывания денег, не фокусируя внимание только на каком-то одном. И, конечно, это требует продуманной структуры бизнеса, чтобы не создавать конфликт интересов и не развалить сеть.
Иногда я сталкиваюсь с тем, что компания, пытаясь продавать оптом, одновременно создает конкуренцию своим оптовикам. Это противоречие может создать проблемы в бизнесе.
Маркетинг Calvin Klein
Вообще, это тема целой книги. Я же постараюсь быть кратким. Для продвижения любой торговой марки нужны стратегия, маркетинговая упаковка и каналы коммуникации.
Стратегия — это логика, по которой работает маркетинг, чтобы решать задачи бизнеса. У меня нет инсайдерской информации на этот счет, но кое что могу предположить.
- Ставка на сексуальность. Бренд предлагает рецепты стиля, которые решают важную задачу для конечного клиента — создание впечатления о себе.
- Вдохновляющий визуал. Их контент цепляет, удерживает внимание и продает ситуацию. Ты вдруг хочешь сам оказаться в том образе, который видишь.
- Провокационные рекламные кампании. Они работают на эмоции, обращаясь к желанию человека быть сексуальным.
- Привлечение знаменитостей и амбассадоров. Это ролевые модели, на которые ориентируются многие люди. И если Дж. Бибер вдруг в Calvin Klein, его поклонники начинают копировать стиль или обращать внимание на бренд.
- Развитие каналов коммуникации — SMM, контекстная реклама, таргетинг, ТВ, спонсорство и т.п.
Есть еще один момент, о котором хочу сказать. Не знаю, имеет ли это в полной мере отношение к Calvin Klein. Но для вас будет инсайт.
Вы можете кратно увеличить бюджет на продвижение своего бренда без привлечения собственных средств. Вот, как это сделать:
- Оказывайте маркетинговую поддержку бренда, собирайте вокруг него лояльную аудиторию и развивайте технологии маркетинга.
- Разработайте маркетинг-кит — инструкцию для дилеров (а также франчайзи, лицензиатов и просто оптовиков), как продвигать ваш бренд в своем регионе.
- Создайте систему мотивации для дилеров, чтобы у них было больше стимулов вкладываться. И это не только финансы. Статус, поддержка со стороны головной компании, предоставление технологий в числе первых и т.п.
Скорее всего, Calvin Klein также следуют по этому пути в той или иной мере.
Хотя, обратил внимание, что CK не учитывают региональных отличий. Сайт компании имеет одинаковые кампейны (рекламные фото) и в Польше, и в Германии, и в других странах. На мой взгляд, контент должен немного отличаться и опираться на менталитет.
В заключение
Бизнес-модель Calvin Klein — пример этично выстроенной пирамиды, где массовый рынок и лицензиаты генерируют денежный поток, который возможен, благодаря созданной ценности.
Если мы откроем топ-100 российских компаний, то не найдем там бренды в потребительском секторе, и это печальный факт. Российские супергиганты в мире одежды — просто карлики в сравнении с их американскими коллегами.
Между тем, мода — это мягкая сила государства, которая расширяет культурное влияние. Но чтобы реализовать этот потенциал для нашей страны, необходимо:
- Уважение бизнеса со стороны государства и общества.
- Понятные правила игры, которые не меняются с той же скоростью, что ветер меняет свое направление.
- Финансовая среда. В России всегда и особенно сейчас очень дорогие деньги, что вкупе со всем остальным создает риски для бизнеса.
И я хочу, чтобы у нас появлялись компании уровня Calvin Klein, Nike, Adidas. Но это комплексная задача, решение которой требует еще и наличие у предпринимателей длинной воли.
Между тем уже сейчас мы можем что-то делать — сотрудничать друг с другом, выстраивать маркетинг и строить бренды. Это позволит в условиях турбулентности получить стратегическое преимущество и пережить непростые времена, не распыляясь на "мутки".
Кризис — подходящее время для создания брендов, если выйти из парадигмы необходимости высокой доходности здесь и сейчас. Если вы, как инвестор, создадите ценность на рынке, востребованный бренд и качественную бизнес-модель, то даже в условиях низкой доходности этот актив может иметь высокую рыночную стоимость. Подумайте об этом.
P.S.
Меня зовут Максим Шарун. Вместе со своей командой я создаю маркетинговую упаковку и выстраиваю каналы коммуникации. Через нас вы получите смыслы, сайт, соцсети, рекламные креативы, витрины маркетплейсов, инструменты отдела продаж, рекламу и SMM.
Есть готовые инструменты и подходы, которые позволят даже малому бизнесу выйти на новый уровень работы. И, конечно, если вы крупная компания, у нас есть предложения и для вас, которые дадут результат в масштабе.
https://maxsharun.ru — маркетинг вашего бренда топ уровня и на привлекательных даже для МСБ условиях.
Вы получите не только рост продаж, но и особое отношение аудитории.
Читайте также: