Найти в Дзене
автоТОП

Что стало с заводом "ЗИЛ", где выпускали грузовики и седаны: съездил и показываю

Забвение и пыль:что осталось от гиганта Почему закрылся ЗИЛ: не только санкции Что будет с территорией дальше? Почему это не конец,а диагноз эпохи Есть в Москве места, которые не найти в туристических путеводителях, но которые говорят с тобой голосами прошлого. Одно из них — территория легендарного Завода имени Лихачева, того самого ЗИСа, а потом ЗИЛа, чьи грузовики и представительские седаны были каркасом советской, а затем и российской промышленности. Сегодня, проезжая по Автозаводской улице, можно увидеть не трубы и цеха, а краны и стройплощадки. Я прошелся по тому, что от него осталось, и делюсь не просто фотографиями, а диагнозом целой эпохи. Сразу скажу: попасть на саму территорию бывшего завода сегодня почти невозможно. Она огорожена высокими заборами с колючей проволокой, повсюду посты охраны. Но даже с внешних ракурсов, с набережной Москвы-реки, масштаб происходящего поражает. То, что когда-то было символом индустриальной мощи, сегодня напоминает декорации к постапокалиптиче
Оглавление

Оглавление

Забвение и пыль:что осталось от гиганта

Почему закрылся ЗИЛ: не только санкции

Что будет с территорией дальше?

Почему это не конец,а диагноз эпохи

-2

Есть в Москве места, которые не найти в туристических путеводителях, но которые говорят с тобой голосами прошлого. Одно из них — территория легендарного Завода имени Лихачева, того самого ЗИСа, а потом ЗИЛа, чьи грузовики и представительские седаны были каркасом советской, а затем и российской промышленности. Сегодня, проезжая по Автозаводской улице, можно увидеть не трубы и цеха, а краны и стройплощадки. Я прошелся по тому, что от него осталось, и делюсь не просто фотографиями, а диагнозом целой эпохи.

Забвение и пыль: что осталось от гиганта?

Сразу скажу: попасть на саму территорию бывшего завода сегодня почти невозможно. Она огорожена высокими заборами с колючей проволокой, повсюду посты охраны. Но даже с внешних ракурсов, с набережной Москвы-реки, масштаб происходящего поражает.

То, что когда-то было символом индустриальной мощи, сегодня напоминает декорации к постапокалиптическому фильму. От гигантских цехов, где на конвейере рождались «стотысячные» ЗИЛ-130, остались лишь остовы каркасов, зияющие пустыми проемами окон. Крыши во многих местах обрушены, по стенам ползет ржавчина. Знаменитая ТЭЦ завода, которая когда-то снабжала энергией весь район, молчит – ее трубы, некогда дымившие сутками, теперь просто упираются в небо, как памятники самим себе.

Самое сильное впечатление – это тишина. Ее почти физически можно ощутить. Здесь не слышно грохота прессов, гула моторов на испытательных стендах, не чувствуется запаха солярки и металлической стружки. Только ветер гуляет между бетонными громадами, напоминая, что жизнь отсюда ушла безвозвратно.

Почему закрылся ЗИЛ: не только санкции

-3

Принято списывать все на санкции и «тяжелые времена». Но корни проблемы уходят гораздо глубже. Кризис ЗИЛа – это классическая история промышленного гиганта, который не смог вписаться в новые экономические реалии.

1. Потеря рынка. В 90-е годы государственный заказ, который был основой существования завода, иссяк. Армия и крупные госпредприятия перестали массово закупать технику. А на смену пришел частный перевозчик, которому нужен был не мощный, но прожорливый и дорогой в обслуживании ЗИЛ, а экономичный и надежный иностранный грузовик – тот же MAN, Volvo или Scania.

2. Технологическое отставание. Двигатели ЗИЛа не отвечали современным экологическим стандартам. Без огромных инвестиций в разработку новых силовых агрегатов и кабин конкурировать с западными аналогами было невозможно. Попытки наладить сборку корейских грузовиков Dart лишь ненадолго отсрочили агонию.

3. Нерентабельность. Содержать гигантскую территорию в центре Москвы, инфраструктуру и многотысячный коллектив стало неподъемной ношей. Земля под заводом оказалась в разы дороже, чем сам бизнес по производству грузовиков.

Последний грузовой автомобиль сошел с конвейера ЗИЛа еще в 2013 году. А в 2021 году было ликвидировано и юридическое лицо ПАО «ЗИЛ». Санкции 2022 года стали лишь последней точкой в истории, которая была предопределена за десятилетия до этого.

Что будет с территорией дальше?

-4

Если вы думаете, что здесь будет пустырь, вы ошибаетесь. Судьба «ЗИЛовских» земель предрешена, и она типична для пост-индустриальной столицы. На месте завода развернута грандиозная стройка элитного жилого района с инфраструктурой – проект «ЗИЛарт».

Уже сейчас видны очертания будущего «города в городе»:

· Многоэтажные жилые комплексы бизнес-класса.

· Современные школы, детские сады и поликлиники.

· Парки, набережные и общественные пространства.

· Офисные центры и апартаменты.

Часть исторических фасадов, например, здание Главного входа, обещают сохранить и интегрировать в новую застройку как памятник конструктивизма. Но дух завода, дух труда и металла, будет навсегда стерт с этого места. Через 10 лет здесь будут гулять мамы с колясками, а не рабочие в спецовках.

Почему это не конец, а диагноз эпохи

Москву-реку», невольно ловишь себя на мысли: мы становимся свидетелями смены эпох. Индустриальная Москва, город заводов и фабрик, окончательно уступает место Москве деловой, финансовой, айтишной.

ЗИЛ – это не просто завод. Это был градообразующий гигант, со своей поликлиникой, дворцом культуры, жилыми кварталами для рабочих. Его закрытие – это финал целой философии, где завод был центром жизни для сотен тысяч людей.

Опыт разумного наблюдателя

Стоит ли грустить по ЗИЛу? С одной стороны, это наша история, наша гордость, «ЗИС-5» – легенда Великой Отечественной, а «ЗИЛ-4104» – символ целой эпохи в политике. С другой стороны, экономика – вещь безжалостная. Нерентабельное производство в центре мегаполиса было обречено. Современные российские грузовики, like КамАЗ или ГАЗель Next, собираются на новых, более эффективных производствах, и именно они сегодня держат страну на колесах.

История ЗИЛа – это суровый урок о том, что ни один, даже самый великий бренд, не может существовать вечно, если он не умеет быстро меняться. И пока новые башни растут на костях старого завода, есть надежда, что память о нем не канет в лету, а станет напоминанием для новых промышленников: останавливаться нельзя, даже если ты – легенда.