Найти в Дзене
Газета "Приазовье"

Мечты Карла XII и турецкие угрозы: почему Россия сдала Азов без боя

Кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский, опираясь на письменные источники, раскрывает, что происходило до и после Азовского осадного сидения казаков, какие загадочные и яркие драмы разыгрывались на нашей земле в Петровский период, какие силы столкнулись в этом историческом водовороте.

В этой части он рассказывает, как искусная дипломатия и щедрая взятка спасли русскую армию от катастрофы на Пруте, позволив ей выйти из окружения с оружием и знаменами

Продолжение. Начало в №14 от 03.04.2024 г.

Теперь уже турки требовали отдать им всю Малороссию, ссылаясь на свой вариант договора, в котором было сказано, что царь отказывается от власти над всеми казаками. Они требовали также вывода русских войск из Речи Посполитой и расторжения союза с ней России. В декабре были казнены двое членов турецкого правительства, которые заключили Прусский мир. Остальные — отправлены в тюрьму. Их собственность была конфискована. Только благодаря вмешательству валиде-султан (матери султана) Мехмед-паша Балтаджи избежал казни. У него отобрали все имущество и отправили на остров Митилена, где он и умер в следующем году. Его враги, конечно же, распространяли слухи о его тайной казни. Больше всего пылал жаждой войны Девлет Гирей, который предлагал отбить Киев и захватить всю Украину, пока Россия продолжает войну со Швецией.

Об этом мечтали и мазепинцы. Орлика султан назначил гетманом Украины, которую еще нужно было завоевать. Но самые фантастичные планы были у Карла XII. Он считал возможным, что турки дадут ему стотысячную армию, во главе которой он без труда завоюет Россию, что Польша встанет под его знамена. Если вы думаете, что он просто фантазировал, то вы не правы. Он обещал за военную помощь и крымскому хану и турецким должностным лицам немалые взятки и платил их. Для этих целей он назанимал 3 миллиона золотых талеров.

Январь 1712 год. Турки в Азове. Оставлен Таганрог

В январе 1712 года, 2 числа, произошло событие, которое может показаться невероятным и на первый взгляд выглядит несколько фантасмагорично: турецкие войска вошли в Азов. В городе остались значительные запасы оружия и строительных материалов. Впоследствии эти запасы были проданы вместе с новыми русскими постройками, которые по условиям договора должны были быть уничтожены. Окончательно Азов был оставлен 21 мая 1712 года. Все постройки были взорваны и сожжены, несмотря на просьбы турок продать им эти материалы. Русский гарнизон отступил в крепость Новый Транжемент, которая строилась в спешке и располагалась между Азовом и Черкасском.

Хотя великий визир утверждал, что с трудом удержал султана от начала военных действий, на самом деле новое объявление войны было лишь уловкой, чтобы заставить Россию покинуть Азов. Турки не готовились к войне серьезно. И уловка сработала, хотя даже враждебно настроенные послы Англии и Голландии в Стамбуле не понимали причин поспешной сдачи мощных крепостей. Сами турки не ожидали, что их угрозы окажутся настолько эффективными. Столь легкая сдача Азова побудила турок вновь потребовать всю территорию Украины.

Подкупы и взятки сделали свое дело

Однако коррупция работает в обе стороны. Должностные лица Турции, Крыма, их переводчики и слуги, получая деньги от России, своевременно предоставляли информацию послу-заложнику в Стамбуле Шафирову. Хотя наш дипломат не имел прямой связи с царем, он был прекрасно информирован обо всех деталях ситуации. Были подкуплены три высокопоставленных чиновника Турции. Благодаря этому 5 апреля 1712 года было подписано новое соглашение о перемирии сроком на 25 лет.

Согласно этому перемирию позиции России в Причерноморье и Приазовье еще более ослаблялись. Россия признала утрату своего влияния на Правобережную Украину и Запорожье. К сентябрю 1712 года русские обязывались ликвидировать крепость Новый Транжемент у Черкасска, куда только-только удалось перевести артиллерию и припасы из оставленных Азова и Троицка – современного Таганрога. Нужно было вернуть захваченные в Азове 60 медных турецких пушек или заплатить за них.

На Нижнем Днепре России крепости строить запрещалось. Был изъят пункт о свободной торговле для русских купцов. Обходился вопрос о возобновлении выплат Крымскому ханству. Но главным для Петра было то, что Османская Порта никак не пыталась вмешаться в ход Северной войны на стороне Швеции. И поэтому царь 20 мая 1712 года подписал новый ещё более невыгодный для России мир.

Но и он оказался ничего нестоящим листком. События на Пруте продолжали питать надежду Карла XII, Девлет Гирея и поляков, сторонников Станислава Лещинского. Они вновь попробовали начать войну. На сей раз сначала попытались поднять восстание в Польше. Это привело к задержке вывода оттуда русских войск. Для Турции, которая уже начала считать, что Польша станет их вотчиной, это стало поводом для разрыва перемирия. Теперь уже Турция натравила на Левобережную Украину казаков Орлика. К новому проекту войны против России подключилась Франция, которая предлагала ни много ни мало шведскому королю военный союз, который с помощью Турции должен был привести к потере Россией Киева. Она сулила за это большие деньги полякам и шведам. Позже подключилась и Англия.

В преддверии турецкого похода

В ожидании турецкого похода укреплялся Киев. Велись хитроумные переговоры с Крымским ханом о переходе его в русское подданство, с Австрией о союзе. Устаивались щедрые приемы и раздавались взятки. Все было тщетно. Правда следует сказать, что гнев турецкого султана разгорался очень медленно. Только 31 октября 1712 года Турция в третий раз объявила войну России. Все русские дипломаты и персонал посольства, включая слуг, был прошен в тюрьму. Султан считал, что как только он объявит войну — царь еще раз уступит и отдаст Турции всю Украину. Французский посол советовал туркам сжечь все городки по обоим берегам Дона на 500 км от Азова. Султан ограничился угрозами, а заодно, в очередной раз решил выставить из своих владений шведского короля. Дело дошло до боя, в котором король был взят в плен и отправлен в ссылку во внутренние районы Османской империи.

Это не помешало начать набеги на русские земли. В конце февраля 1713 года кубанские ногайцы и казаки-некрасовцы стали жечь казачьи городки на Северском Донце дойдя до Бахмута. Днестровские ногайцы начали набег в направлении на Киев. Не прекращались набеги и в последующие месяцы. Для обороны границ была собрана большая и отлично снабженная армия, но ей было предписало находиться в глухой обороне. Это по мнению правительства не давало противнику поводов для начала военных действий. Приказ стоил русским двадцать тысяч человек, которых угнали в рабство. Турки трезво оценивали свои силы и невозможность похода на Киев, и тем более, на Левобережную Украину. Но последнюю они очень хотели и рассчитывали получить ее, организовывая набеги крымских татар и других вассалов на русские земли. Ну, а заодно была мечта снести все русские укрепления в Подонье на расстояние 50 часов езды от Азовского моря

Предпосылки и заключение третьего мирного договора в Адрианополе

Пассивная оборона оказала России дурную услугу. Для турок и крымских татар это было свидетельством слабости, и они усилили давление требуя от Москвы выплаты дани крымским татарам. Татары были настойчивы. Вся их экономика держалась на набегах или отступных за отсутствие набегов. По сути, Крымское ханство было сходно с современными преступными организациями. Плюс возникло требование отдать запорожским казакам, в качестве барьерной земли, между Россией и Крымским ханством, земли до Полтавы или хотя бы до междуречья Самары и Орели (притоки Днепра). Таким образом, между Азовским морем и Россией была бы воздвигнута еще одна преграда в виде вассального туркам образования — Запорожской Сечи. С учётом того, что казаки земли бы не пахали, это означало бы что земли Северного Приазовья еще на десятилетия останутся пустынными.

Положение Петра Павловича Шафирова осложнялось тем, что он в течении 8 месяцев 16 раз запрашивал у царя инструкции, но не получал никакого ответа. Ему приходилось на свой страх и риск вести сложную игру против нескольких противников сразу под постоянными угрозами и ему лично и его государству. И он и его спутники могли погибнуть много раз в заточении или просто быть убиты.

13 июня в Адрианополе послы были вынуждены подписать уже третий мирный договор. В нем граница России сдвигалась на север на 100-200 км в междуречье Самары и Орели и шла далее до Северского Донца. При этом, строить укрепления на этой новой границе запрещалось. Крымским татарам формально это тоже не разрешалось, но это им и не было нужно. Единственное, что удалось добиться послам – это обойти вопрос о выплате отступного крымских татарам. Царь должен был ратифицировать его в 90 дней, иначе война будет объявлена снова.

Пётр I, не оказавший помощи послам и не ответивший на их запросы об инструкциях, оценил мир как приемлемый. Однако, он посчитал оскорбительной статью о запрете проезда через территорию Польши. Также он счёл сомнительной статью о границе в междуречье Самары и Орели. Кроме того, он категорически отверг идею о возобновлении выплат Крыму. Пётр I предпочёл вести войну на два фронта и потерять всю Малороссию, чем платить «этим псам».

СВО
1,21 млн интересуются