Пока они шли, Света слушала, что произошло в деревне. Тётя Нина говорила тихим голосом, будто боялась, что посторонние услышат ее грустный рассказ. Свете не верилось во все это, но факты говорили сами за себя: мать стала неуправляемой, истеричной до такой степени, что от нее можно было ожидать многого.
- Обманул ее Максим. – Нина смотрела прямо перед собой, почти незаметно двигая губами. – Выяснилось, что деньги отдавал своей жене и детям. Помню, как Вера говорила, что у него есть дом и там живет его старенькая мать. Но на самом деле, в нем живет жена с двумя ребятишками. Той жене Максим говорил, что работает в другой области, что-то вроде вахты. А Верке в уши заливал, будто у него заказы на срубы да сараи. Уезжал на несколько недель. А то и месяц. Жил на две семьи. К Верке приехал, потому что с той женой в ссоре был, а потом, видите ли, заскучал. Тосковал по детям. Ой, Свет, как они дрались…
глава 1
глава 27
Нина сделала короткую паузу.
- Оба пьяные, рвут друг на дружке одёжу, орут на всю ивановскую.
- А как мама узнала, что у него семья есть? – спросила Света.
- Жена Максима явилась. Ей кто-то доложил, где он днюет и ночует, вот она и прикатила. Хотя… я догадываюсь, кто. Дружок его, Васька. Ваське верить нельзя. Он и его жена – ушлые. Друг друга стоят. И как Верка с ними дружбу завела, ума не приложу. Ищет себе подруг не там, где надо. Раньше ведь мы с ней дружили. Еще в школе. А потом она с Машкой Терентьевой схлестнулась. Та ее и курить учила, и бражку пить. С детства Веру тянет не к тем людям.
- А сейчас где мама?
- Дома, где ж ей еще быть.
Нина вновь замолчала. Они подошли к автобусной остановке, Нина купила билеты, посадила Свету на стул в зале ожидания, села рядом.
- Свет, - Нина смотрела на нее внимательно, - ты девочка взрослая.
Света почувствовала, что тетя Нина еще не всё ей рассказала.
- Ты на мать не серчай. Видно, судьба у нее такая. – она громко вздохнула. – Там у нее новый муж объявился.
- Опять, - Света опустила уголки губ, расстроившись.
- Свет, по-бабьи – я ее понимаю, но если б я была на твоем месте… Ты не расстраивайся. Может быть, этот мужик на этот раз будет ей отличным мужем, а вам – отцом.
- Значит, вот, почему она ко мне не приезжала. Ни разу не навестила. Из-за нового мужа?
- Болела она, Светочка. Поэтому и не могла навестить.
Щеки Светы налились румянцем. Она понимала, что эта болезнь называется похмелье. Но вслух произносить не стала.
- Ты не переживай, Саша с Настей живут хорошо. Иногда ко мне приходили. Дома у вас чисто, еда на столе всегда есть.
- Да? – удивилась Света, уставившись на соседку.
Еда на столе? Для всех? И даже для ее брата и сестры?
- Сейчас Вера очень изменилась. Жарит-парит, пироги печет.
- Не верится даже. С чего вдруг?
- Так это… Свет… мужик в доме все же.
- Это я поняла. А откуда он?
- Ох Света, - глаза Нины забегали, - да Костя это. Вернулся он. Аньку свою бросил.
- Господи, - Света сцепила пальцы в замок, - опять. Вот, почему она про меня забыла.
Она прищурилась.
- А Люба? Она не хочет с отцом жить? – Света надеялась, что нет.
- Что ты, нет конечно.
Света улыбнулась. Нина продолжала:
- Люба его не признает. А вот Витя по нему скучает.
- Теть Нин, - Света взяла ее за руку, уставившись на нее таким жалостливым взглядом, что брови Нины поползли на лоб. – Не отдавайте ему Любку, пожалуйста. Я не хочу, чтобы она жила с нами.
- Почему? – Нина задала вопрос из любопытства. Она и не собиралась возвращать детей непутевому папаше.
- Не дружим мы с ней. Плохая она. Противная.
- Да? Странно, а Люба о тебе только хорошее говорит.
- Что? – глаза Светы расширились.
- Говорит, что ты самая лучшая девочка в классе. Она тебя сестрой считает…
***
Нина и Света подходили к дому медленным шагом. Света не спешила увидеться с родными. Она не хотела встретить в доме дядю Костю, который с первой встречи ей не понравился. Подойдя к калитке, Света остановилась и обернулась.
- Ну ты чего? – Нина улыбалась самой доброй из своих улыбок.
Света опустила плечи, открыла калитку.
- Тёть Нин, - негромко заговорила девочка, подходя к крыльцу с опущенной головой.
- Что?
- Окончу девять классов и уеду отсюда.
- Всё наладится, Светочка, - подбадривала ее Нина. – Вот увидишь, всё наладится.
Они вошли в дом. В кухне Нина громко объявила, что привезла Свету. Вера в это время кормила Костю ужином. Стол был накрыт богато. Как будто отмечался какой-то праздник. Света увидела копченую колбаску на столе и сглотнула. В воздухе витало огромным разнообразием аппетитных запахов. Света ощутила, как в животе заурчало. В больнице еда была вкусная, но там не давали жареного, а Света очень соскучилась по жареным котлеткам, которые были на столе.
- Нин, присаживайся, - Вера подошла к дочери. Ее улыбка заставила Свету вздрогнуть. Неожиданно, мать начала развязывать шарф на ее шее.
- Вер, пойду, - Нина стояла у порога. – Дел еще много. В следующий раз.
- Нин, ну что ты как не родная, - развел руками Константин. Он жевал котлету, говорил с набитым ртом. – Садись, повод есть.
- Какой, интересно?
- Я на работу устроилась, - Вера помогла дочери снять пальтишко.
Услышав ее слова, Света замерла.
- На работу? – Нина опешила. – И куда?
- В детский сад, нянечкой. – с гордостью в голосе ответила ей Вера.
- Поздравляю! – воскликнула Нина. – Но извините, некогда мне сидеть. Мне еще к Ольге забежать надо, потом к Наташе…
- Ну как хочешь, - Вера не настаивала.
Нина попрощалась и ушла. Света разулась, поставила сумку со сменной одеждой на лавку. Вера в это время резала соленые огурцы. Повернувшись к дочери, она сказала немного грубоватым голосом:
- Убери подальше от стола. Не хватало заразу нам сюда из больницы притащить. Думай головой, если у тебя там еще не все мозги отсохли. Отнеси в баню, завтра перестираешь. И за стол с нами не садись. Бери тарелку с едой, неси в комнату, к брату и сестре. Нам тут посекретничать нужно.
***
- Остановка «Липаново» - раздалось в покачивающемся вагоне, и Светлана очнулась от своих воспоминаний. Тяжело на душе, слезы просятся наружу. Тот день, после выписки, она запомнила надолго. Перед глазами стояла безобразная картинка: Света входит в комнату, за столом сидят Саша и Настя. Едят пустые макароны. Дети сказали, что им дали по одной котлетке, и они их уже съели, но Света не поверила. Мать кормила на убой своих мужиков, а дети… А что дети…
- Обойдутся, - это было самое любимое слово матери.
Электричка притормозила. Света обратила внимание на старушку, стоящую на перроне. Она смотрела прямо на Светлану. Сосредоточившись, Светлана прильнула лбом к запотевшему стеклу. Эта старушка в телогрейке и пуховом платке жутко напоминала ей бабушку Анну Павловну. Как же ей не хватало бабушки, кто бы знал! Её теплых, шершавых рук, нежного голоса, милой улыбки, этих глубоких морщинок вокруг глаз. Светлана еле сдерживалась, чтобы не расплакаться перед пассажирами.
«Будешь счастливой» - вспомнила она ее слова, которые бабушка произнесла во сне.
- Я счастлива, бабушка, честное слово, - прошептала Света, и воспоминания с новой силой обуяли ее сознание.
***
Мать работала в детском саду, приносила оттуда продукты, ужины, которые оставались лишками. Кормила Константина, который не работал, выпивал и днями лежал на кровати перед телевизором. Света продолжала батрачить на всю семью. Саша помогал ей. Дети мечтали уехать из деревни и больше никогда не возвращаться. Вера их за людей не считала, заставляла заботиться о ее муже, обстирывать, штопать его одежду, покупать ему водку. Света надеялась, что мужик найдет себе какую-нибудь женщину и съедет, но он не искал. Жил за счет Веры, ни в чем себе не отказывая. Свой дом Вера продолжала сдавать, деньги копила на поездку на море. Она мечтала позагорать на морском побережье, вкусить каких-то там коктейлей, отдохнуть от деревенской жизни. Настя, когда Вера приводила ее из садика домой, жаловалась Свете, что мама ее там обижает при детях. Поэтому они над ней смеются, и никто с ней не дружит. А однажды Настя простояла в углу несколько часов, потому что нечаянно облилась супом. Света слушала сестру и злилась на мать. Как можно унижать собственного ребенка прилюдно?
Света окончила девятый класс и решила поступать в училище районный город. Мать ее не отпускала, кричала, ругала за то, что Светка «думает только о себе».
- Я тебя вырастила, теперь твоя очередь помогать мне! Пока Настя не отучится, ты никуда не поедешь!
Но Света, получив аттестат, сбежала. Ночью, когда все спали, она разбудила Настю, пообещав ей, что скоро заберет ее с собой. Но это «скоро» затянулось на несколько лет.
(подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение истории)