Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему в древнем мире не ценили древности

Вопрос об отношении древних к древностям появился в комментариях к статье об Александрийской библиотеке, в которой среди прочего говорилось, что известнейшее издательство античного Средиземноморья горело вовсе не раз, – регулярно горело, – печи же, в которых сжигались папирусы, работали на территории предприятия непрерывно. Агенты библиотеки скупали свитки по всему известному в тот момент миру, свозили их в Александрию, а уж там текст либо признавался интересным и копировался переписчиками на продажу, либо нет. Ветхий оригинал отправлялся в топку в обоих случаях. То что ему, может быть, несколько веков, библиотекарей совершенно не волновало.

-2

...То есть, как отмечалось выше, древние презирали древность, совершенно не ценили её и, одновременно, благоговели перед древностью, сакрализируя прошлое. Все это непротиворечиво совмещалось, поскольку одно другому и не противоречило.

Римлянин знал историю осады Трои наверняка лучше истории осады Карфагена, – даже если сам в последней участвовал. События легендарного прошлого были важнее недавних. Однако, найдя в земле ржавый сломанный меч, он бы его просто выкинул. Старинные вещи могли цениться несмотря на их возраст, но не благодаря возрасту.

Понять в чём тут суть можно представив того же римлянина, – образованного, допустим, – нашедшим в руинах на Крите необычный сосуд. Горшок он мог бы оставить себе, если тот красив и сохранен, но скорее просто не взял бы. А с какой стати? Непонятно что это за горшок. Его могли обжечь и десятки лет назад и тысячи. Но и в последнем случае не имелось никаких оснований полагать, что из этого горшка кашу лопал, допустим, Тесей… Если б так, то… Но оснований-то не было.

Древняя история для древнего человека была историей деяний конкретных лиц. Конечно, предмет принадлежавший легендарному царю или герою стал бы драгоценной реликвией. Но он и выглядеть должен был бы соответствующе, представляя собой нечто прекрасное. А тут – не золотой клад, а просто горшок.

...То есть, нужно сосредоточиться: древность была для римлянина историей легендарных героев, а вовсе не цивилизаций. Такими категориями он не мыслил, да и цивилизацию способен был вообразить только одну – греко-римскую. О существовании минойской цивилизации римлянин информирован не был, полагая что на Крите всегда – и во времена Минотавра – жили греки. Всегда же пользовавшиеся такими горшками, как сейчас… Горшок непривычно выглядит? А может он египетский?

Это была ещё одна причина отсутствия интереса к старинным предметам. На средневековых картинах персонажи античной истории оказываются одеты по последней европейской моде, – но так художник и помыслить не мог, что когда-то и где-то люди одеваются иначе. Он банально не знал о существовании других культур.

Интерес к материальным древностям возник в XV веке на волне «возрождения» – моды на всё античное. К этому моменту образованный европеец уже обладал опытом у римлянина отсутствовавшим, – знал о существовании другой цивилизации (греко-римской) в прошлом. Соответственно, он уже мыслил такими категориями, как «цивилизации», и стремился античную цивилизацию изучать.

Очень быстро тогда появились и специалисты, умеющие отличать подлинные римские артефакты от новодела – антиквары. Они-то уже не выбрасывали выкопанные горшки.