Найти тему
Цитадель адеквата

Кто сжёг Александрийскую библиотеку?

Есть мнение, что Александрийскую библиотеку в 394 году сожгли христиане, чтобы уничтожить историю ненавистную богомольным святошам. Семьсот тысяч книг отправились в топки публичных бань. Уничтожения избежала лишь тайная – для посвящённых – литература. Это мнение противоречит известным историческим фактам, но что с того, если история многократно переписывалась?

-2

Ну… если фактам доверять нельзя, то может и сама библиотека – вымысел? Стояла она не в Александрии, а в Александрове, и не горела, а была унесена потоками во время Великого Прорыва Канализации (события, Ватиканом из истории города Александров вымаранного). Причём, безвозвратно утрачена была подшивка газеты «Советский спорт» за 1983-88 годы.

-3

Следовательно, фактам доверять приходится.

Александрийская библиотека начала создаваться по указанию македонского царя Египта Птолемея I Сотера, и начала работать около 280 года до н. э. при Птолемее II. Коллекция собиралась агентами по всему Средиземноморью при всемерной политической и финансовой поддержке государства. Однако, уже во II веке библиотека была лишена финансирования Птолемеем VIII. С 145 года до н. э. предприятие постепенно приходило в упадок, но ещё долго слава его гремела.

Первым сжёг Александрийскую библиотеку Юлий Цезарь в 48 году до н. э.. Случайно. Так получилось, что оба корпуса занимали стратегическое положение в городе и если начинались бои, их приходилось брать штурмом. Но затем библиотека была восстановлена, и снова горела, снова восстанавливалась. Пока не разорилась окончательно. Последний раз её случайно сожгли во время взятия Александрии легионеры Аврелиана в 273 году. И если что, Аврелиан был лютый язычник.

...То есть, бесценное античное наследие уничтожили не христиане, а язычники римляне?.. Такое замечание было бы слишком банальным, да ещё и ложным. Периодические сожжения Александрийской библиотеки никакого отношения к утрате шедевров греческой литературы не имели. Причём, ошибочное представление об огромном негативном значении пожаров распространены не только в альтернативных кругах. В конце концов, Птолемеи, собирая под одной крышей десятки тысяч свитков не могли не понимать, что папирус даже в мирное время (хотя, обычно, Египет войну с кем-нибудь вёл) может вспыхнуть от любой искры. И что тогда?

Пожары были неизбежны. Но проблема-то в чём? Коллекция собиралась не для хранения, а для изготовления копий на продажу. В одном из корпусов библиотеки имелись в том числе и читальные залы для студентов, но в было принято, что состоятельный грек или римлянин, желая получить экземпляр той же «Илиады», заказывает его в Александрии. Сотрудники библиотеки воссоздали аутентичный текст Гомера, сличив всё многообразие списков. Переписчики же работали аккуратно, профессионально и быстро.

Библиотека – не только Александрийская, – любая, – до изобретения книгопечатания, работала прежде всего, как издательство. Если кому-то, – как он думал, – случалось написать что-то замечательное, то как бы он мог в античную эпоху своё творчество монетизировать? Проще всего, отсылая произведение в библиотеку, коммерческий отдел которой займётся рекламой и распространением.

-4

Проще говоря, зрелище горящей (в очередной раз) Александрийской библиотеки не повергало греков и римлян в ужас. За год библиотека производила вдесятеро больше свитков, нежели хранилось в ней. Она и существовала затем, чтобы сгоревший при пожаре список произведения не оказался уникальным – последним. После пожара кураторы снова собирали коллекцию и перезапускали бизнес.

Утрата античного наследия началась после того, как около 260 года крупнейшая библиотека Средиземноморья разорилась, ввиду падения спроса. С этого момента взамен истлевших папирусов уже не производились новые.

...То есть, ложным является представление о древней библиотеке, как о месте, где письменную мудрость собирают и хранят (а иногда ещё и хранят в тайне, показывая только избранным). Причём, хранят, почему-то, всегда в единственном экземпляре, не смущаясь риском его утраты… Позвольте, а откуда при таком подходе возьмётся прибыль? Уж пожалуй греки были не менее предприимчивы, чем наследовавшие им средневековые монахи, – постоянно искавшие на чём можно заработать. Монастыри всегда были центрами в том числе и экономической активности.

Основано же данное представление на современном видении проблемы… Сейчас в библиотеках книги именно хранят, – ибо размножение взяли на себя типографии. Но и в наше время, – допустим, – сгорает крупная библиотека. При этом погибнут сотни тысяч книг... почти все из которых существуют ещё в десятках тысяч экземпляров, разбросанных по частным коллекциям. Тем не менее, погибнут и книги уникальные, драгоценные, древние, – может быть последние их экземпляры… Это катастрофа.

Но греки-то так не думали. Древность древними греками не ценилась. Ветхий, имеющий исчисляемый столетиями возраст, папирус с их точки зрения не становился от плохого состояния дороже. Следовательно, текст нужно было скопировать и, таким образом, спасти. А обтрёпанный, утративший товарный вид носитель в любом случае подлежал утилизации.

Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала

Может быть и в банях. Почему нет-то?

Представления о ценности древностей, как таковых, формируются лишь в эпоху Возрождения, когда возникает профессия антиквара.