Найти в Дзене

Не могу перестать улыбаться. Почему это всех раздражает.

В автобусе рядом сел мужчина с измученным лицом. Взглянув на Милу, он сначала удивился, потом вертикальные ролики. Чему радуешься-то в семь утра? - проворчал он. - Издеваешься, что ли? Мила растерянно провела рукой по лицу. Губы действительно были растянуты. Она даже не помнила, когда начала так улыбаться. Может, в детстве, когда мама говорила: "Улыбайся, солнышко, а то дядям и тетям грустно будет". А может, позже, когда поняла: улыбающихся любят больше. На работе коллега Светлана отозвала её в сторону: Слушай, ты что, над нами стебешься? У нас аврал, все на нервах, а ты ухмыляешься как чеширский кот. Директор думает, что тебе вообще все параллельно. Мила попыталась объяснить, что не ухмыляется, но слова звучали неубедительно даже для неё самой. Она ушла в туалет и долго смотрела в зеркало. Лицо было спокойным, но губы упорно изгибались кверху. Она попробовала их распрямить - получилось на секунду, потом мышцы снова расслабились в привычное положение. "Как же это получилось?" - думала
Оглавление

Мила проснулась в понедельник с тем же выражением лица, что и всегда - с легкой улыбкой, играющей в уголках губ. Она этого не замечала, как не замечают дыхания или моргания. Улыбка была частью её лица, как веснушки или родинка на щеке.

В автобусе рядом сел мужчина с измученным лицом. Взглянув на Милу, он сначала удивился, потом вертикальные ролики.

Чему радуешься-то в семь утра? - проворчал он. - Издеваешься, что ли?

Мила растерянно провела рукой по лицу. Губы действительно были растянуты. Она даже не помнила, когда начала так улыбаться. Может, в детстве, когда мама говорила: "Улыбайся, солнышко, а то дядям и тетям грустно будет". А может, позже, когда поняла: улыбающихся любят больше.

На работе коллега Светлана отозвала её в сторону:

Слушай, ты что, над нами стебешься? У нас аврал, все на нервах, а ты ухмыляешься как чеширский кот. Директор думает, что тебе вообще все параллельно.

-2

Мила попыталась объяснить, что не ухмыляется, но слова звучали неубедительно даже для неё самой. Она ушла в туалет и долго смотрела в зеркало. Лицо было спокойным, но губы упорно изгибались кверху. Она попробовала их распрямить - получилось на секунду, потом мышцы снова расслабились в привычное положение.

"Как же это получилось?" - думала Мила, идя домой. И вдруг вспомнила.

Ей было семь лет. Родители разводились. Каждый день - крики, слёзы, хлопанье дверей. Маленькая Мила сидела в своей комнате и слушала, как рушится её мир. Тогда-то она и научилась улыбаться. Не от радости - от страха. Улыбка говорила: "Со мной всё хорошо, не беспокойтесь обо мне". Улыбка была щитом.

Позже в школе её дразнили одноклассники. "Дурочка улыбается" - кричали они. Но Мила продолжала улыбаться, потому что не знала, что ещё делать со своим лицом. Улыбка стала маской, за которой можно было спрятать всё остальное - растерянность, боль, злость, страх.

Годы шли. Улыбка приросла к лицу, стала автоматической. Мила улыбалась на похоронах и радостных событиях, в магазине и на собеседованиях. Мышцы запомнили это положение как единственно правильное.

В тот вечер Мила встретилась с подругой Аней в кафе.

У меня проблемы, - сказала она, стараясь держать лицо серьёзным, но всегда улыбаюсь.

Аня рассмеялась:

Впервые слышу такую проблему!

Не смейся. Люди думают, что я над ними издеваюсь. А я просто не могу контролировать свои губы.

Аня посмотрела внимательнее:

А знаешь что... Твоя улыбка какая-то пустая. В ней нет тебя. Как у манекена в витрине.

Эти слова больно кольнули. Мила поняла - её улыбка действительно была не её. Это была улыбка испуганного ребёнка, который боялся расстроить взрослых. Улыбка-извинение за своё существование.

Дома она снова встала перед зеркалом. Расслабила лицо полностью. Получилось выражение усталое, но честное. Потом улыбнулась по-настоящему - от воспоминания о смешном видео. Эта улыбка была другой - живой, с морщинками у глаз.

"заметный, я умею улыбаться по-разному", - поняла она.

На следующий день Мила проводила эксперимент. Каждые полчаса проверяла своё лицо. Когда чувствовала привычное напряжение в уголках губ, сознательно расслабляла мышцы. 1. время лицо казалось странно пустым, незащищённым.

В обед к ней подошла Светлана:

Ты чего такая грустная? Что-то случилось?

Нет, - ответила Мила. - Просто перестала автоматически улыбаться.

А... я и не заметила, что ты всегда улыбалась. Думала, тебе просто всегда весело.

Мила поняла - люди видели не её радость, а её страх быть отвергнутой. Улыбка-защита раздражала других, потому что в ней не было искренности.

Прошла неделя. Мила училась носить своё настоящее лицо. Иногда оно было грустным, иногда сосредоточенным, иногда - искренне радостным. Коллеги стали относиться к ней иначе - как к живому человеку, а не как к улыбающейся маске.

Однажды утром в автобусе она встретила того же мужчину с измученным лицом. На этот раз он не сказал ни слова. А когда Мила улыбнулась ему по-настоящему - просто от того, что утро было солнечным, - он улыбнулся в ответ.

Вечером Мила звонила маме:

Мам, помнишь, ты говорила мне в детстве всегда улыбаться?

Говорила, наверное. А что?

Ничего. Просто я научилась улыбаться только тогда, когда мне этого хочется.

И часто хочется?

Мила посмотрела в зеркало. Её лицо было спокойным и открытым.

Чаще, чем раньше, - ответила она и улыбнулась - по-настоящему, от души.

Это не про улыбку. Это про то, как наша психика в детстве создает спасательные круги, которые потом, во взрослой жизни, мешают плавать.

Что на самом деле происходило с Милой?

Ее улыбка - это не выражение радости. Это след травмы, застывший на лице. В семь лет, когда рушился мир ее родителей, маленькая девочка интуитивно нашла способ выжить: стать "непроблемной". Улыбка была щитом от взрослых проблем и булавкой для собственного страха. Это классический механизм психологической защиты - гиперкомпенсация. Она как бы говорила миру: "Со мной все в порядке, не обращайте на меня внимания, я не добавлю вам хлопот".

Со временем этот защитный механизм "прирос" к личности. Улыбка стала ее невротическим панцирем. Она выполняла ту же функцию, что и броня: защищала уязвимую, испуганную девочку внутри, но одновременно и отделяла Милу от мира, не давая установить настоящий, живой контакт.

Почему это всех раздражало?

Люди, сами того не осознавая, считывают неконгруэнтность - несоответствие между внешним выражением и внутренним состоянием. Представьте: в автобусе все уставшие и раздраженные, а один человек неестественно сияет. Подсознательно другие чувствуют: "Это фальшь. Нас не принимают в расчет. Наш дискомфорт игнорируют". Ее улыбка была, по сути, сообщением: "Я вне вашей общей реальности", и это отталкивало.

Коллега Светлана сказала ключевую фразу: "В ней нет тебя". Она попала в точку. Люди раздражались не на саму улыбку, а на ее обезличенность. Это была социальная маска, за которой не было живого человека.

Как ей удалось измениться?

То, что сделала Мила, - это готовый план терапии, который она интуитивно сама для себя составила.

Осознание. Она не просто заметила проблему, а докопалась до корня - до той семилетней девочки. Это самый важный шаг. Пока мы не понимаем, откуда ноги растут, мы боремся со следствием, а не с причиной.

Эксперимент. Она начала вести себя по-другому, хотя поначалу это было страшно и непривычно. Чувство "странно и пусто" - обычное дело. Она годами жила в панцире, и снять его - все равно как выйти на холод без одежды.

Разделять. Она научилась отличать улыбку-защиту от улыбки-радости. Это колоссальное чтобы достичь! Она вернула себе право на весь спектр эмоций: быть грустной, серьезной, уставшей. И только тогда ее радость стала настоящей.

Что получится?

Мила проделала путь от реактивной жизни (где ее эмоции были автоматическим щитом из детства) к проактивной. Она начала сама управлять своим лицом и своими чувствами.

Тот финальный диалог с мамой - это символичное завершение терапии. Она не обвиняет мать ("ты научила меня улыбаться"), а просто констатирует факт: "Я научилась сама". Она отделилась от родительского послания и стала автором своих собственных эмоций.

Ее история - прекрасный пример того, как можно переписать свой жизненный сценарий. Она сменила роль "удобной, улыбающейся девочки" на роль "взрослой женщины с правом на любые чувства".

И самое удивительное - когда она разрешила себе не улыбаться, ее настоящая улыбка стала звучать чаще и ярче. Потому что свобода быть собой - это и есть главный повод для искренней радости.