Найти в Дзене
Рассказы Ларисы Володиной

Замок из песка (часть 45)

Прошло долгих три месяца, прежде чем Владимир смог вернуться к привычной жизни. Позади бесконечные перевязки, боль, тошнотворный запах гноя и лекарств, белые стены больничной палаты и жалостливые взгляды близких. За время лечения Володька похудел, осунулся, но, главное, он снова мог ходить, выполнять небольшую работу руками и наблюдать мир вокруг себя. Жена, дочь и настоящая подруга, которой стала для семьи Лида, сгладили тягостные дни ожидания выздоровления. Когда человек в горе не один - это пятьдесят процентов успеха. Поддерживали Владимира не только родные и близкие. Практически каждые выходные приезжали навестить ребята из Вуктыла. Причём не только из бригады Владимира, но и из других, кто лично знал его и хотел подбодрить. А однажды к нему приехал первый секретарь Коми обкома КПСС, который считался коммунистом до мозга костей. О незаурядных организаторских способностях и человеческих качествах партийного лидера республики складывали легенды, а народ его любил за честность, прост

Прошло долгих три месяца, прежде чем Владимир смог вернуться к привычной жизни. Позади бесконечные перевязки, боль, тошнотворный запах гноя и лекарств, белые стены больничной палаты и жалостливые взгляды близких. За время лечения Володька похудел, осунулся, но, главное, он снова мог ходить, выполнять небольшую работу руками и наблюдать мир вокруг себя. Жена, дочь и настоящая подруга, которой стала для семьи Лида, сгладили тягостные дни ожидания выздоровления. Когда человек в горе не один - это пятьдесят процентов успеха.

Поддерживали Владимира не только родные и близкие. Практически каждые выходные приезжали навестить ребята из Вуктыла. Причём не только из бригады Владимира, но и из других, кто лично знал его и хотел подбодрить. А однажды к нему приехал первый секретарь Коми обкома КПСС, который считался коммунистом до мозга костей. О незаурядных организаторских способностях и человеческих качествах партийного лидера республики складывали легенды, а народ его любил за честность, простоту, открытость, настойчивость и требовательность.

- Наслышан о твоём трудовом подвиге, Владимир Плеханов. Поэтому приехал лично пригласить тебя на вручение партийного билета и медали "За трудовую доблесть". Такие герои нужны партии. Слышал, что в силу определённых обстоятельств дальнейшее твоё пребывание на стройке невозможно. Какие планы на будущее? - спросил он.

- Врачи обещали скоро выписать из больницы. Дождусь пуска магистрали Вуктыл - Ухта - Торжок, а дальше буду думать...

- Искренне жаль, что так случилось! Приток свежих, талантливых людей даёт толчок в развитии нашего края. Жизнь, Владимир, на этом не останавливается. Поэтому планирую вместе с партбилетом вручить тебе рекомендацию для нового места работы. Уверен, что люди с твёрдой жизненной позицией всегда найдут применение своим способностям, но хотел бы тебя видеть в числе активных коммунистов, тем более что все качества для этого у тебя есть. Раз ты планируешь быть на пуске газовой магистрали, то вручение партбилета и награды там и проведём. Пусть товарищи порадуются. О месте и времени мероприятия тебе сообщат заранее.

К моменту выписки Владимира из больницы долгая и нудная зима с однообразным снежным пейзажем начала сдавать свои позиции. Весело выстукивала весенний ритм капель с крыш, беззаботно растекались ручейки по дорогам, заливая подвалы домов.

Птичье песнопение разносилось по Ухте, своей мощью и оптимизмом разгоняя серые облака. На первых проталинках показались жёлтые цветочки мать-и-мачехи, которые добавляли яркости в пасмурные дни и напоминали о пришествии настоящей весны.

Лиду уговорили остаться работать в больнице, в отделении, в котором лежал Владимир. Её оптимизма и терпения хватало на всех больных. Из палаты постоянно слышалось: "Кто-нибудь, поправьте мне подушку! Нет, не так!". "А как лучше? Хорошо, давайте поправим по-другому". Коллеги удивлялись, как Лида выдерживала этот кошмар.

Едва она официально приступила к работе, в отделение поступил пожарный тридцати восьми лет от роду со множественными ожогами. Врачи долго боролись за его жизнь. Состояние больного удалось стабилизировать, но предстояло длительное восстановление. Лиду насторожило, что Алексея никто не посещает, кроме пожилой матери. Маленькая худенькая, по всей видимости, сама имеющая проблемы со здоровьем, она каждый день приходила к сыну. А сын за жизнь особо не цеплялся, ни с кем не разговаривал, лишь односложно отвечал: "да" или "нет".

В очередной визит женщины Лида осмелилась поинтересоваться причиной такого странного поведения своего пациента.

- Жена от Лёши ушла, аккурат перед бедой. Зная его характер, боялась, что будет искать смерти и лезть на рожон. Так и вышло. Спас людей, а сам пострадал. Ладно, что жив остался...

- Видимо, любил её?

- Любил, будь она неладна... Посвистушка молодая. Для чего замуж за него вышла, не пойму. Хотя почему не пойму, на деньги позарилась. Зарабатывал Лёша всегда хорошо и не жалел тратить на неё. Одел, обул, украшений накупил, на руках носил, а она даже ребёнка родить не захотела. Пошла тайком и сделала аборт. Сказала, что рано ей становится матерью. Алексей и это пережил... А месяц назад посвистушка и вовсе сбежала с каким-то шабашником и даже записки не оставила. Соседи видели, как она вещи в машину грузила. Никогда не лезла в их дела, но сразу увидела, что из себя представляла его жена. Да и не послушался бы всё равно. С детства имел своё мнение. Сама таким воспитала...

Женщина горько вздохнула, промокнула кончиком платка слёзы и сказала: - Но ничего, сын у меня с сильным характером. Переживёт и эту беду...

- Вы не ходите каждый день! Вам же тяжело. Я присмотрю за Алексеем... - предложила Лида, проникшись трагедией пострадавшего пожарного. Она в чём-то перекликалась с её личной, от того хотелось ещё больше поддержать человека.

Не обращая внимание на его отстранённость, Лида разговаривала со сложным пациентом.

- Когда ты к нам попал, телефон в отделении не умолкал. Звонили сослуживцы, люди из дома, который ты отвоёвывал у огня, просто жители Ухты и интересовались твоим здоровьем. Столько даже начальникам не звонят. Все в один голос говорили, что будут за тебя молиться, вернее, за твоё здоровье, так что ты у нас очень важная персона, - во время перевязки вселяла Лида в него уверенность.

Теперь помимо перевязок Лида вынуждала Алексея говорить, придумывая для того различные "ловушки", приносила из дома собственноручно состряпанные пирожки. Рассказывала смешные истории из медицинской практики. Вскоре на такую заботу последовала закономерная реакция.

Лида сумела отвлечь пациента от горя и болезни. Она и сама с помощью Алексея поборола в себе горечь разлуки с любимым человеком, горечь отвергнутой женщины. Новому знакомому о своих переживаниях я не рассказала. Да и он не спрашивал, почему она такая грустная.

Алексей понемногу начал общаться, а вскоре при помощи Лиды начал вставать с кровати. Иногда она ловила на себе взгляд Алексея, который уже не выглядел безжизненным. И хотя впереди у него долгая дорога к выздоровлению, не только физическому, но и душевному, все вокруг заметили, что Алексей готов к этой борьбе.

Нина отдавалась заботам о ребёнке и своём Володьке. Неделю после выписки он дома приходил в себя и с упоением занимался с Наденькой.

- Доченька, смотри, какая у папы есть игрушечка... - привычным делом стало слышать его разговор с ребёнком. Малышка смотрела большими глазками на отца и улыбалась, приводя непосредственной улыбкой в восторг молодого родителя. Он часто стоял у её кроватки - большой, красивый, ласково смотрел на Надюшу и любовался.

В апреле 1969 года началась промышленная эксплуатация первой очереди газопровода "Вуктыл - Ухта - Торжок", получившего с лёгкой руки строителей наименование "Сияние Севера". Эта газовая магистраль была построена в рекордно короткие сроки. По существующим нормам на строительство такого газопровода отводилось три года, однако высокая производительность труда и самоотверженность, с которой комсомольцы, выросшие в атмосфере социалистического соревнования, взялись за дело, позволила уложиться в беспрецедентно короткий промежуток времени - всего за полтора года. 20 апреля 1969 года первый вуктыльский газ поступил на Череповецкий металлургический комбинат.

Поездка в Вуктыл и встреча с бригадой воодушевила Владимира. Ребята поделились последними новостями. А ещё они собрали молодой семье пострадавшего товарища приличную сумму денег для обустройства жизни на новом месте.

Нина от соседей узнала, что пассия Семёна обманула, и по сей день забеременеть у неё не получается. Тамара начала делиться с подружками сомнениями насчёт здоровья Семёна, мол, жена у него не беременела, и она не может. И если так пойдёт и дальше, то у неё на примете есть запасной вариант - парень из соседней бригады...

Зато сколько добрых слов и сожалений было сказано в адрес Владимира. Люди по праву его уважали и понимали, что он не бежит от трудностей. К слову сказать, руки Володьки пока не терпели даже лёгкого воздействия холода, поэтому приходилось беречься и ходить в перчатках. Такое состояние здоровья делало невозможным положение работы в Вуктыле. Так, получив партбилет и высокую награду Родины, вопрос переезда был предрешён. Семья Плехановых возвращалась домой, где прошли их детство и юность...