Найти в Дзене
ИНОСМИ

Европа создала чудовище. Кризис на Украине после СВО погрузит Европу в хаос

   © РИА Новости Станислав Красильников
© РИА Новости Станислав Красильников

Steigan blogger | Норвегия

После окончания СВО кризис социальной сферы и безопасности на Украине может быть таким серьезным, что весь европейский континент рискует погрузиться в хаос, пишет Steigan. Сотни тысяч солдат ВСУ вернутся домой и не найдут там помощи, работы и образа будущего — такая ситуация станет питательной средой для экстремизма и организованной преступности.

Дан-Вигго Бергтун (Dan-Viggo Bergtun)

Европа называет это солидарностью. Оружие, деньги и иная поддержка текут на Украину непрерывным потоком, и Норвегия выступает одним из самых щедрых доноров. Но за этим благополучным фасадом притаилась проблема мрачная и взрывоопасная: кризис социальной сферы и безопасности, причем настолько глубокий, что рискует ввергнуть весь континент в хаос. Ведь когда сотни тысяч солдат вернутся с фронта домой — без помощи, без работы и без будущего — то с нашей легкой руки послужат питательной средой для чего-то еще худшего, чем просто коррупция: отчаяния, экстремизма и организованной преступности.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Я много лет работал с ветеранами на Украине. Совместно с организациями Европейской организацией военных ассоциаций и профсоюзов (EUROMIL) и гуманитарной организацией Lifeline Ukraine ("Спасательный круг Украины") мы разрабатывали программы реинтеграции для бывших фронтовиков — предлагая психологическую и социальную поддержку и трудоустройство. Мы видели, как люди заново обретали смысл жизни, как к ним возвращалась вера в будущее. Но мы также видели, как этому сопротивлялась сама система. Деньги разворовывались, поддержка исчезала, и в итоге проекты бесславно закрывались.

Европейцы против поджигателей войны: запугивания властей ЕС не сработали

Сегодня Украину грозит захлестнуть целая волна ветеранов, оказавшихся за бортом общества. С 2014 года через вооруженные силы страны прошли два миллиона человек. Многие из них получили физические и психические травмы. Большинству из них не выделяют никакую помощь. Агентство США по международному развитию и другие международные организации сократили или вовсе свернули свои программы поддержки. Местные инициативы себя исчерпали. На наших глазах мощнейший ресурс страны превращается в бомбу замедленного действия.

Когда солдаты возвращаются домой ни с чем, и их там ничто не ждет, они теряют не только надежду, но и верность. Без надежного будущего, без работы и без смысла жизни они становятся легкой добычей для темных сил, которые знают, как ими воспользоваться. Организованная преступность, контрабанда оружия, наркотрафик и экстремизм — здесь рады разочарованным ветеранам и уже предложили им "работу". Это не теоретические выкладки, а суровая реальность, запечатленная в докладах по европейской безопасности.

Я сам не раз встречал таких людей. Некоторые просто пытаются выжить. В других что-то надламывается. Третьи теряют все — семью, достоинство, интерес к жизни. И в этой обстановке мафия и вооруженные группировки чуют свой шанс. Они видят обученных и дисциплинированных, но глубоко отчаявшихся людей, которых можно использовать себе во благо. Сегодня это общественная проблема на одной Украине, завтра — угрозой безопасности по всей Европе.

Если мы продолжим бездействовать, то рискуем увидеть, как Украина выродится в страну, где насилие и преступность станут повседневностью, а вооруженные группировки будут покушаться на авторитет государства. Страна, построенная на психологических травмах, увечьях и коррупции, не может обеспечить стабильность. Мы рискуем тем, что новый партнер Европы станет обузой с точки зрения безопасности — экспортером беспорядков, оружия и нищеты.

Швеция настроена серьезно. Шведы приглашают к себе украинских ветеранов на лечение и реабилитацию. Проекты финансируются шведскими властями и осуществляются местными ветеранскими организациями с опытом в данной области. Они помогают конкретным людям, а не системе. Норвегия могла бы сделать то же самое, но предпочла воздержаться. Норвежские ветеранские организации с международным опытом готовы, но им не дают. На словах мы горим желанием помочь, но почему-то отказываемся обращаться к тем, кто действительно может это сделать.

Это не просто безответственно — это опасно. Европа не может закрывать глаза на участь украинских ветеранов. Потому что если они сломаются, рухнут и основы стабильной Украины. И когда страна с миллионами единиц оружия и населением, прошедшим суровую школу конфликта, выйдет из-под контроля, это выплеснется на пределы самой Украины по всей Европе.

Я ни в коем случае никого не очерняю. Я стараюсь быть реалистом. Нельзя строить мир на незалеченных ранах. Демократия ни за что не восторжествует в стране, которая подводит собственных солдат. Я видел это и раньше — в других конфликтах, в других странах. Все начинается с надежды, она сменяется коррупцией и, наконец, воцаряется отчаяние.

У нас еще есть время вмешаться. Европа и Норвегия должны разработать новую целевую программу по реинтеграции ветеранов в общество. Она должна основываться на реальном опыте и быть вне политики. Между EUROMIL, Lifeline Ukraine и скандинавскими странами, которые доказали, что им это по силам, необходимо наладить сотрудничество. Мы должны разумно расходовать наши средства на здравоохранение, профессиональное обучение и развитие общества. А не транжирить их на проекты, которые хорошо смотрятся на бумаге, но не спасают жизни.

Это наш моральный и стратегический компас. Либо мы поможем Украине выстроить общество, свободное от коррупции, преступности и экстремизма, либо вскоре нас ждет новый кризис, который мы сами же создали и профинансировали.

Европа должна понять, что мы боремся не с Россией — а последствиями собственного безразличия.

Дан Вигго Бергтун — опытный норвежский деятель ООН, участник общественных дискуссий, твердый сторонник мира, прав человека и благополучия ветеранов

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются