Найти в Дзене

🏛Смоленск Георгия Гольца шаг за шагом. Часть 1. Где на самом деле должна была быть башня Горсовета?

На выставке «Архитектура памяти» представлены уникальные проекты восстановления послевоенного Смоленска. Рассматривая их, невольно задумываешься о том, каким мог стать наш город, если бы грандиозный замысел академика архитектуры Георгия Гольца был воплощён полностью. Поэтому я приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие по городу, созданному воображением архитектора. Вместе мы сможем представить, как бы выглядели улицы, площади и архитектурные ансамбли, если бы все задумки Георгия Павловича нашли своё воплощение в реальности. 👉 Узнать больше о Георгие Гольце и его вкладе в развитие архитектурного облика Смоленска вы можете в статье по ссылке: Мой рассказ начинается у здания Дома Советов (ныне Администрация), расположенного на Площади Ленина — центральной площади Смоленска.  Прогуливаясь здесь, ощущаешь связь времён и поколений, видишь, как в едином архитектурном пространстве переплетаются прошлое и настоящее. До 1967 года эта площадь носила имя Карла Маркса, сохраняя память о

На выставке «Архитектура памяти» представлены уникальные проекты восстановления послевоенного Смоленска. Рассматривая их, невольно задумываешься о том, каким мог стать наш город, если бы грандиозный замысел академика архитектуры Георгия Гольца был воплощён полностью. Поэтому я приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие по городу, созданному воображением архитектора. Вместе мы сможем представить, как бы выглядели улицы, площади и архитектурные ансамбли, если бы все задумки Георгия Павловича нашли своё воплощение в реальности.

👉 Узнать больше о Георгие Гольце и его вкладе в развитие архитектурного облика Смоленска вы можете в статье по ссылке:

Мой рассказ начинается у здания Дома Советов (ныне Администрация), расположенного на Площади Ленина — центральной площади Смоленска. 

Дом Советов. Группа архитекторов: В. Я. Ярошевский, М. П. Савкевич, Л. Л. Шретер. 1953. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025.
Дом Советов. Группа архитекторов: В. Я. Ярошевский, М. П. Савкевич, Л. Л. Шретер. 1953. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025.

Прогуливаясь здесь, ощущаешь связь времён и поколений, видишь, как в едином архитектурном пространстве переплетаются прошлое и настоящее. До 1967 года эта площадь носила имя Карла Маркса, сохраняя память о революционных событиях прошлого. Справа от Дома Советов расположено здание Областного театра драмы им. А. С. Грибоедова.

Смоленский театр им. Грибоедова. Архитектор С. А. Ильинская. 1939. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025
Смоленский театр им. Грибоедова. Архитектор С. А. Ильинская. 1939. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025

Для путешествия я выбрала один осенний вечер, возможно, такой же холодный, как и в 1943 году, когда академик архитектуры Георгий Гольц впервые приехал в освобождённый Смоленск. Архивная фотография запечатлела трагическое состояние площади им. Карла Маркса. На снимке отчётливо виден разрушенный Дом Советов.

Разрушенный Дом Советов, Драматический театр на Площади Карла Маркса. Конец сентября 1943 года. Панорама из трех снимков. Автор фото:М.И. Савин.
Разрушенный Дом Советов, Драматический театр на Площади Карла Маркса. Конец сентября 1943 года. Панорама из трех снимков. Автор фото:М.И. Савин.

В предложенном Гольцем проекте возрождённого Смоленска площадь Карла Маркса сохранялась смысловым и градостроительным центром. На месте разрушенного войной конструктивистского Дома Советов планировалось возвести новое здание, где должен был разместиться Облисполком.

Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Проект реконструкции центральной площади (Карла Маркса) г. Смоленска. Вид на башню Советов и Дом Советов. 1946. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Проект реконструкции центральной площади (Карла Маркса) г. Смоленска. Вид на башню Советов и Дом Советов. 1946. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

По проекту простую форму здания Дома Советов украшали арочные проёмы белокаменного портала. Его кирпичный фасад гармонично сочетался с розовыми тонами колоннады обновлённого театра драмы.

Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Дом Советов. Проект восстановления и реконструкции центра города. 1944-1946 гг. г. Смоленск.Бумага, карандаш, акварель, тушь . Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Дом Советов. Проект восстановления и реконструкции центра города. 1944-1946 гг. г. Смоленск.Бумага, карандаш, акварель, тушь . Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Слева от Дома Советов планировалось возведение здания Горсовета с высокой башней Советов. Эти здания соединялись изящным мостиком с аркой. Башня со шпилем должна была создать мощную городскую вертикаль — вершину Смоленска, видимую отовсюду как главенствующее сооружение города.

Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Проект реконструкции центральной площади (Ленина) г. Смоленска. Вид на башню Советов и Дом Советов. 1946. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Проект реконструкции центральной площади (Ленина) г. Смоленска. Вид на башню Советов и Дом Советов. 1946. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Георгий Гольц создал пять уникальных вариантов проекта здания Горсовета, каждый из которых был по-своему интересен. Творческий процесс поиска был впечатляющим. Архитектор тщательно прорабатывал каждую деталь, экспериментировал с декором и пропорциями здания, стремясь создать идеальный образ городской доминанты. При этом неизменным элементом всех проектов оставался величественный шпиль на башне.

👉 Посмотреть как менялся облик здания в процессе работы над проектом, и оценить поиски Георгия Гольца можно по ссылке ниже:

На выставке представлен второй вариант проекта 1945 года — впечатляющее крупноформатное изображение четырёхэтажного здания, выполненного акварелью и темперой.

Безупречная графическая подача архитектурного проекта Георгия Гольца заставляет замирать от восхищения. Сквозь отражённые в стекле блики каждый фрагмент акварельного листа дышит жизнью и смыслом. Тщательная детализация проекта позволяет рассмотреть тот самый лёгкий золочёный шпиль с гербом, венчающий башню здания Горсовета.

Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

При первом взгляде на проект возникает ощущение, что здание довольно компактное. Но если посмотреть внимательнее, то можно увидеть людей на ступеньках здания. Именно они «раскрывают» истинный масштаб. Оказывается, это вовсе не небольшое строение, а весьма внушительный высокий дом. Сравните пропорции — и вы увидите, насколько монументальным задумывалось здание.

Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент. 1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент. 1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Особую прелесть сооружению придают уникальные часы со знаками зодиака. Эта деталь не просто украшает фасад, а превращает здание в своеобразный «календарь небес». В ней слились воедино инженерная точность и философский взгляд на время — настоящий шедевр архитектурной мысли.

На фотографиях ниже — фрагменты проекта. Обратите внимание на проработку деталей и оцените мастерство исполнения.

Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант.1945. Фрагмент. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант.1945. Фрагмент. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент. 1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент. 1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент. 1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкция Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент. 1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкцияи Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Проект восстановление и реконструкцияи Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант. Фрагмент.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Проект Георгия Гольца не был воплощён, но его идеи заметно повлияли на облик Смоленска. Концепция вертикальной доминанты — высокой башни, которая задавала бы масштаб всему городу, получила продолжение в новом проекте. В начале 1950-х молодой архитектор В. И. Бухтеев взялся за развитие этой идеи. Он разработал проект жилого дома, сохранив ключевую задумку — создать выразительную высотную отметку. Шпиль, который должен был увенчать постройку и превратить её в настоящую городскую доминанту, в итоге не был установлен.

👉 Фотографии современного вида Дома с башней на площади Ленина смотрите ниже👇

Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025.
Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025.
Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025
Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025
Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025.
Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: Тихонова К.А. Октябрь 2025.

👉 Прогулку по улице Ленина можно посмотреть по ссылке👇:

#выставка_архитектура_памяти_смоленск #георгий_гольц #архитектура #Смоленск #культура #искусство #графика #художник_ксения_тихонова #удивительный_смоленск_ксении_тихоновой