Смоленск встречает лето яркой зеленью парков, тенистых бульваров и уютных скверов. Сияющие на солнце купола древних храмов, крепостная стена и башни жилых домов создают неповторимый облик исторического центра. Силуэты многоэтажных кварталов дополняют городской пейзаж, а в цветущих садах поблёскивают крыши усадеб. Глядя на современный город трудно представить масштаб разрушений, оставленных войной. Осенью 1943 года, сразу после освобождения города, начались восстановительные работы. Разработку генерального плана поручили группе архитекторов под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР Г. П. Гольца.
Архитектор, театральный художник, график, член Академии архитектуры СССР Георгий Павлович Гольц родился в 1893 году. Его творческий путь начался с авангардного искусства: он участвовал в футуристических акциях, дружил с Владимиром Маяковским, играл в театре. За остроумие и общительность друзья прозвали его «бокалом шампанского».
В юности Гольц мечтал стать художником-графиком, но в 1920-х годах увлекся архитектурой. После полугодового путешествия по Италии и знакомства с творениями Брунеллески он сформулировал своё творческое кредо: «Искусство имеет будущее, когда использует своё прошлое». От экспериментальных проектов он перешёл к монументальной архитектуре. С 1930-х годов развивал принципы классической архитектуры в советском контексте. В 1941 году был отмечен Сталинской премией второй степени за проект жилого дома на Большой Калужской улице в Москве.
Осенью 1943 года, когда немецкие самолёты ещё совершали налеты на Смоленск, Георгий Гольц приступил к проектным работам по восстановлению города. Архивные фотографии того времени запечатлели чудовищные последствия сражений и бомбардировок — среди почерневших руин уцелели лишь немногие здания.
Были уничтожены мосты, дороги, водопровод, электростанция и трамвайное депо. Взорваны промышленные предприятия, выжжены фруктовые сады, вырублены парки и скверы. В ноябре 1945 года Смоленск возглавил список пятнадцати старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. 18 мая 1946 года Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план восстановления и реконструкции Смоленска.
Проект, разработанный Георгием Гольцем стал выдающимся событием в градостроительной жизни Советского Союза. На живописном берегу Днепра из руин и пепла восстанавливался красивый, удобный и современный советский город.
Архитектурная ценность проекта заключалась в гармоничном сочетании памятников русского зодчества с новыми зданиями советской эпохи. План определял стратегический путь развития города, направляя социалистический индустриальный Смоленск к светлому будущему коммунизма.
По роковому стечению обстоятельств через неделю после утверждения плана жизнь Георгия Павловича оборвалась под колёсами неизвестного автомобиля. Трагическая смерть Гольца прервала его участие в реализации проекта, однако предложенные им градостроительные принципы были сохранены и развиты последователями. Летом 1946 года в соответствии с установленными генеральным планом в Смоленске развернулось масштабное жилищное строительство.
Академический подход к градостроительству, заложенный в генеральном плане, определил уникальный облик Смоленска. Георгий Гольц мастерски использовал характерный ландшафт Смоленска для создания выразительного архитектурного силуэта. В центре города древние смоленские постройки гармонично сочетались с новыми зданиями. Город развивался в нескольких направлениях : в северном до района Королевки и речки Вязовеньки, вдоль Рославльского и Киевского шоссе до речки Ясенной к югу, в юго-западном направлении городская черта должна была проходить по землям совхоза Кловка, а на юго-востоке крайние городские улицы должны были пролегать по полям деревни Поповки.
С прогулочной площадки смоленской набережной открывался вид на новую рыночную площадь.
Новый вокзал с просторной привокзальной площадью, плавно спускающейся к берегу Днепра, образовывал единый комплекс с пассажирской пристанью. Железнодорожные пути пересекались с городскими магистралями на нескольких уровнях. Вредные производства перемещались в новые промышленные районы. Важной составляющей генерального плана развития города стало создание комплексной системы защитных зелёных зон. Большая Советская улица оставалась главной транспортной артерией города. У пролома крепостной стены сооружалась триумфальная арка в честь Советской Армии.
От нее вверх по склону холма планировалось расположить сложную сеть извилистых дорог. От Троицкого монастыря к площади Смирнова протягивалась череда новых и восстановленных зданий.
Среди них особенно выделялся Дом Красной Армии (ныне старый корпус Смоленской сельхозакадемии).
На месте разрушенного двухэтажного дома с часами планировалось возведение четырёхэтажного здания с башней на углу.
👉Прогуляться вдоль Большой Советской можно по ссылке ниже👇
Первоочередной задачей послевоенного восстановления Смоленска стала реконструкция центра города. Система площадей, проспектов, парков и скверов объединялась в гармоничную композицию. Главная площадь проектировалась на высоком берегу Днепра, в центре площади планировалось возведение монумента.
С южной стороны на площадь выходил полукруглый фасад дома с квадратными башнями, которые создавали архитектурное единство с историческими башнями крепостной стены. Смотровая площадка открывала исторический вид на Успенский собор и просторы Заднепровья.
От площади начиналась главная лучевая, постепенно расширяющаяся, магистраль города — проспект Отечественной войны.
Проспект проходил между Вознесенским монастырём и областным театром, пересекал административный центр города – площадь Карла Маркса.
По проекту пространство довоенной площади должно было увеличиться за счет сноса трёх двухэтажных домов, расположенных вдоль сада Блонье. Запланированный снос домов был осуществлён спустя 20 лет — в 1967 году, во время масштабной реконструкции площади.
На месте разрушенного Дома Советов планировалось возвести новое здание. Слева от Дома Советов планировалось строительства нового Горсовета. Высокая башня Советов со шпилем должна была создать мощную городскую вертикаль Смоленска, видимую отовсюду.
👉 Узнать подробнее о здании Горсовета вы можете в статье по ссылке:
В архитектурном оформлении площади Георгий Гольц стремился подчеркнуть характер города, создать особый архитектурный диалог между новыми постройками в центре Смоленска и главными башнями московского кремля. Весте с этим гармония куполов христианских храмов, высоких колоколен и башен жилых домов напоминала итальянский город.
👉Увидеть сходство и прочитать подробнее можно в статье по ссылке:
От площади Карла Маркса луч проспекта проходил по современной улице Глинки вдоль фасада филармонии до пересечения с улицей Пролетарской( ныне Коммунистическая).
👉 Разбор развёртки улицы Ленина по ссылке: 👇
На пересечении проспекта Отечественной войны с Пролетарской улицей образовывалась небольшая площадь. В плане перекрёсток находился на месте руин здания Городского совета (Дом с каланчей), подготовленных к сносу. На этой площади с западной и восточной сторон проспекта располагались два дома с ротондами.
👉 Подробнее об оформлении начала главной магистрали можно прочитать по ссылке: 👇
Важнейшей задачей запланированного проспекта стало увековечивание исторической памяти города. На смоленских землях, во время Отечественной войны 1812 года, решилась судьба наполеоновской армии. А в годы Великой Отечественной войны у стен древнего города был нанесён серьёзный удар по фашистским захватчикам.
В память об этих событиях у сада Блонье, на месте разрушенной школы между улицами Малой Пролетарской и Маяковского (где сейчас установлен памятник Владимиру Куриленко), планировалось возвести монумент в честь полководца М. И. Кутузова. Памятник с орлами из Кутузовского садика предполагалось переместить на центральную ось проспекта Отечественной войны.
Проспект соединял центральную площадь Ленина с новой городской площадью Сталина, которая создавалась на пересечении магистрали с кольцевой дорогой. На этой площади планировалось установить монумент Победы и статую генералиссимуса Сталина. Проспект Отечественной войны завершался общегородским стадионом.
Строительство лучевого проспекта являлся долговременным и дорогим для города мероприятием, поэтому план реализовывался постепенно. После войны смоляне нуждались в жилье, а коробки зданий, попадающих в пространство луча проспекта, сохранились после войны в хорошем состоянии. В качестве временной меры облисполком разрешил восстановить некоторые из них, включая здание Городского совета (Дом с каланчей). В 1955 году, по заказу Смоленского отделения железной дороги, коробка дома с каланчой была перестроена в жилой дом с башней. На первом этаже сегодня работает известный смоленский ресторан.
Генеральный план Гольца предусматривал масштабное преобразование города, однако проект не был воплощен полностью. Сказались экономические трудности послевоенного периода, сложность реализации некоторых архитектурных решений, смена приоритетов в государственном планировании и профессиональные разногласия. Несмотря на частичное исполнение плана реконструкции Смоленска, разработанные Георгием Гольцем идеи существенно повлияли на облик города. Архитектурные доминанты советских зданий, созданные на основе его замыслов, органично вписались в городской ландшафт и стали неотъемлемой частью Смоленска.
Нереализованный проект проспекта Отечественной войны пополнил список утопических архитектурных мечтаний того времени.
Сегодня на месте запланированной главной площади города, среди буйных зарослей скрываются мрачные руины башни-коммуны.
Современная смотровая площадка смещена вправо от запланированной Гольцем. Здесь установлен монумент Памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. С площадки открывается панорама Заднепровья, однако Успенский собор остаётся вне поля зрения.
Новый проект Дома Советов, в стиле советского монументального классицизма, был разработан группой ленинградских архитекторов. В 1967 году напротив Дома Советов был установлен гранитный монумент В.И. Ленину. Здание Областного театра драмы сохранило свой исторический довоенный облик.
В 1950 году на Всесоюзном архитектурном конкурсе «Лучшие жилые дома РСФСР» за проект «Дома с часами» главный архитектор города Д.П. Коваленко получил третью премию.
В 1952 году была проведена корректировка генерального плана города. Вместо запланированной Гольцем башни горсовета площадь замкнул многоэтажный жилой дом. Разработка проекта дома была поручена молодому архитектору Виталию Бухтееву.