Найти в Дзене

Архитектор Георгий Гольц. Необыкновенный Смоленск

Смоленск встречает лето яркой зеленью парков, тенистых бульваров и уютных скверов. Сияющие на солнце купола древних храмов, крепостная стена и башни жилых домов создают неповторимый облик исторического центра. Силуэты многоэтажных кварталов дополняют городской пейзаж, а в цветущих садах поблёскивают крыши усадеб. Глядя на современный город трудно представить масштаб разрушений, оставленных войной. Осенью 1943 года, сразу после освобождения города, начались восстановительные работы. Разработку генерального плана поручили группе архитекторов под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР Г. П. Гольца. Архитектор, театральный художник, график, член Академии архитектуры СССР Георгий Павлович Гольц родился в 1893 году. Его творческий путь начался с авангардного искусства: он участвовал в футуристических акциях, дружил с Владимиром Маяковским, играл в театре. За остроумие и общительность друзья прозвали его «бокалом шампанского». В юности Гольц мечтал стать художником-граф

Смоленск встречает лето яркой зеленью парков, тенистых бульваров и уютных скверов. Сияющие на солнце купола древних храмов, крепостная стена и башни жилых домов создают неповторимый облик исторического центра. Силуэты многоэтажных кварталов дополняют городской пейзаж, а в цветущих садах поблёскивают крыши усадеб. Глядя на современный город трудно представить масштаб разрушений, оставленных войной. Осенью 1943 года, сразу после освобождения города, начались восстановительные работы. Разработку генерального плана поручили группе архитекторов под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР Г. П. Гольца.

Архитектор, театральный художник, график, член Академии архитектуры СССР Георгий Павлович Гольц родился в 1893 году. Его творческий путь начался с авангардного искусства: он участвовал в футуристических акциях, дружил с Владимиром Маяковским, играл в театре. За остроумие и общительность друзья прозвали его «бокалом шампанского».

 Георгий Павлович Гольц
Георгий Павлович Гольц

В юности Гольц мечтал стать художником-графиком, но в 1920-х годах увлекся архитектурой. После полугодового путешествия по Италии и знакомства с творениями Брунеллески он сформулировал своё творческое кредо: «Искусство имеет будущее, когда использует своё прошлое». От экспериментальных проектов он перешёл к монументальной архитектуре. С 1930-х годов развивал принципы классической архитектуры в советском контексте. В 1941 году был отмечен Сталинской премией второй степени за проект жилого дома на Большой Калужской улице в Москве.

Осенью 1943 года, когда немецкие самолёты ещё совершали налеты на Смоленск, Георгий Гольц приступил к проектным работам по восстановлению города. Архивные фотографии того времени запечатлели чудовищные последствия сражений и бомбардировок — среди почерневших руин уцелели лишь немногие здания.

Вид города Смоленска. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ.
Вид города Смоленска. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ.

Были уничтожены мосты, дороги, водопровод, электростанция и трамвайное депо. Взорваны промышленные предприятия, выжжены фруктовые сады, вырублены парки и скверы. В ноябре 1945 года Смоленск возглавил список пятнадцати старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. 18 мая 1946 года Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план восстановления и реконструкции Смоленска.

Руины жилых домов в Смоленске. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ.
Руины жилых домов в Смоленске. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ.

Проект, разработанный Георгием Гольцем стал выдающимся событием в градостроительной жизни Советского Союза. На живописном берегу Днепра из руин и пепла восстанавливался красивый, удобный и современный советский город.

Кремль в Смоленске. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ.
Кремль в Смоленске. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ.

Архитектурная ценность проекта заключалась в гармоничном сочетании памятников русского зодчества с новыми зданиями советской эпохи. План определял стратегический путь развития города, направляя социалистический индустриальный Смоленск к светлому будущему коммунизма.

Вид Смоленска. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ
Вид Смоленска. Подготовительный материал к диссертации "Музей Города Смоленска" Пограницкой Н.В. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. 1944. Музей МАРХИ

По роковому стечению обстоятельств через неделю после утверждения плана жизнь Георгия Павловича оборвалась под колёсами неизвестного автомобиля. Трагическая смерть Гольца прервала его участие в реализации проекта, однако предложенные им градостроительные принципы были сохранены и развиты последователями. Летом 1946 года в соответствии с установленными генеральным планом в Смоленске развернулось масштабное жилищное строительство.

Гольц Г.П.,Райтман С.С.  Развёртка по ул. Большая Советская. 1945. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 39,0х185,5. Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П.,Райтман С.С. Развёртка по ул. Большая Советская. 1945. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 39,0х185,5. Музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Академический подход к градостроительству, заложенный в генеральном плане, определил уникальный облик Смоленска. Георгий Гольц мастерски использовал характерный ландшафт Смоленска для создания выразительного архитектурного силуэта. В центре города древние смоленские постройки гармонично сочетались с новыми зданиями. Город развивался в нескольких направлениях : в северном до района Королевки и речки Вязовеньки, вдоль Рославльского и Киевского шоссе до речки Ясенной к югу, в юго-западном направлении городская черта должна была проходить по землям совхоза Кловка, а на юго-востоке крайние городские улицы должны были пролегать по полям деревни Поповки.

С прогулочной площадки смоленской набережной открывался вид на новую рыночную площадь.

Дырмонт З.Е. Городской рынок в Смоленске. На втором плане изображен храм Петра и Павла с колокольней до реставрации. Проект диссертационный. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры АА СССР. Бумага, карандаш, тушь, акварель. Музей МАРХИ.
Дырмонт З.Е. Городской рынок в Смоленске. На втором плане изображен храм Петра и Павла с колокольней до реставрации. Проект диссертационный. Руководитель Гольц Г.П. Институт аспирантуры АА СССР. Бумага, карандаш, тушь, акварель. Музей МАРХИ.

Новый вокзал с просторной привокзальной площадью, плавно спускающейся к берегу Днепра, образовывал единый комплекс с пассажирской пристанью. Железнодорожные пути пересекались с городскими магистралями на нескольких уровнях. Вредные производства перемещались в новые промышленные районы. Важной составляющей генерального плана развития города стало создание комплексной системы защитных зелёных зон. Большая Советская улица оставалась главной транспортной артерией города. У пролома крепостной стены сооружалась триумфальная арка в честь Советской Армии.

Г. П. Гольц. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Панорама города со стороны Днепра. 1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1.Левая часть. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Панорама города со стороны Днепра. 1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1.Левая часть. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Панорама города со стороны Днепра (правая часть) Вид на Петропавловский мост и ул. Дзержинского. 1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1.Левая часть. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Панорама города со стороны Днепра (правая часть) Вид на Петропавловский мост и ул. Дзержинского. 1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1.Левая часть. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

От нее вверх по склону холма планировалось расположить сложную сеть извилистых дорог. От Троицкого монастыря к площади Смирнова протягивалась череда новых и восстановленных зданий.

Гольц Г.П, Райтман С.С.  Развертка улицы Большой Советской со зданием Дома Красной Армии в центре. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка улицы Большой Советской со зданием Дома Красной Армии в центре. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Среди них особенно выделялся Дом Красной Армии (ныне старый корпус Смоленской сельхозакадемии).

Проект Дома Красной Армии в г. Смоленске. Не позднее 1946 г. Перспектива главного фасада. Руководитель проекта: Гольц Г.П. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР . 1947.Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Проект Дома Красной Армии в г. Смоленске. Не позднее 1946 г. Перспектива главного фасада. Руководитель проекта: Гольц Г.П. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР . 1947.Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

На месте разрушенного двухэтажного дома с часами планировалось возведение четырёхэтажного здания с башней на углу.

👉Прогуляться вдоль Большой Советской можно по ссылке ниже👇

Первоочередной задачей послевоенного восстановления Смоленска стала реконструкция центра города. Система площадей, проспектов, парков и скверов объединялась в гармоничную композицию. Главная площадь проектировалась на высоком берегу Днепра, в центре площади планировалось возведение монумента.

Г. П. Гольц. Панорама города со стороны Днепра. Фрагмент с видом на ул. Большая Советская, триумфальную арку и площадь на бровке высокого берега Днепра.1945. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Панорама города со стороны Днепра. Фрагмент с видом на ул. Большая Советская, триумфальную арку и площадь на бровке высокого берега Днепра.1945. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

С южной стороны на площадь выходил полукруглый фасад дома с квадратными башнями, которые создавали архитектурное единство с историческими башнями крепостной стены. Смотровая площадка открывала исторический вид на Успенский собор и просторы Заднепровья.

От площади начиналась главная лучевая, постепенно расширяющаяся, магистраль города — проспект Отечественной войны.

Гольц Г.П. Детальный план центра г. Смоленска. Проект восстановления и реконструкции 1946 Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П. Детальный план центра г. Смоленска. Проект восстановления и реконструкции 1946 Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Проспект проходил между Вознесенским монастырём и областным театром, пересекал административный центр города – площадь Карла Маркса.

Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка застройки по бровке возвышенной части г. Смоленска по ул. Пржевальского от Вознесенского монастыря до здания Горсовета. Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка застройки по бровке возвышенной части г. Смоленска по ул. Пржевальского от Вознесенского монастыря до здания Горсовета. Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

По проекту пространство довоенной площади должно было увеличиться за счет сноса трёх двухэтажных домов, расположенных вдоль сада Блонье. Запланированный снос домов был осуществлён спустя 20 лет — в 1967 году, во время масштабной реконструкции площади.

Ситуационный план центральной площади (Ленина) г. Смоленска. Проект реконструкции 1946 г. Руководитель проекта: Гольц Г.П. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. 1947. фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Ситуационный план центральной площади (Ленина) г. Смоленска. Проект реконструкции 1946 г. Руководитель проекта: Гольц Г.П. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. 1947. фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С.  Развертка Центральной площади Карла Маркса(ныне Ленина) и прилегающей ул. Ленина от здания Горсовето в направлении ул. Большой Советской. Бумага, карандаш, акварель, тушь . 39х139,2 см. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка Центральной площади Карла Маркса(ныне Ленина) и прилегающей ул. Ленина от здания Горсовето в направлении ул. Большой Советской. Бумага, карандаш, акварель, тушь . 39х139,2 см. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

На месте разрушенного Дома Советов планировалось возвести новое здание. Слева от Дома Советов планировалось строительства нового Горсовета. Высокая башня Советов со шпилем должна была создать мощную городскую вертикаль Смоленска, видимую отовсюду.

👉 Узнать подробнее о здании Горсовета вы можете в статье по ссылке:

Гольц Г.П. Райтман С. С. Проект реконструкции центральной площади (Ленина) г. Смоленска. Вид на башню Советов и Дом Советов. 1946.  Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П. Райтман С. С. Проект реконструкции центральной площади (Ленина) г. Смоленска. Вид на башню Советов и Дом Советов. 1946. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Г. П. Гольц. Панорама города со стороны Днепра. Фрагмент. Вид на набережную, район ул. Войкова, ул. Ногина, в центре возвашается башня Советов.1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.. Щусева.
Г. П. Гольц. Панорама города со стороны Днепра. Фрагмент. Вид на набережную, район ул. Войкова, ул. Ногина, в центре возвашается башня Советов.1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.. Щусева.

В архитектурном оформлении площади Георгий Гольц стремился подчеркнуть характер города, создать особый архитектурный диалог между новыми постройками в центре Смоленска и главными башнями московского кремля. Весте с этим гармония куполов христианских храмов, высоких колоколен и башен жилых домов напоминала итальянский город.

👉Увидеть сходство и прочитать подробнее можно в статье по ссылке:

От площади Карла Маркса луч проспекта проходил по современной улице Глинки вдоль фасада филармонии до пересечения с улицей Пролетарской( ныне Коммунистическая).

Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по новой лучевой улице от здания с ротондой, расположенного на месте дома с каланчой, в сторону Вознесенского собора. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 39,2х139 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по новой лучевой улице от здания с ротондой, расположенного на месте дома с каланчой, в сторону Вознесенского собора. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 39,2х139 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по улице Ленина: от Дома культуры профсоюзов до гимназии им. Пржевальского. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 39,3х149,5 см.Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по улице Ленина: от Дома культуры профсоюзов до гимназии им. Пржевальского. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 39,3х149,5 см.Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развёртка по новой лучевой улице.  Проект восстановления и реконструкции центра города. 1944-1946 гг. г. Смоленск. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 39,3х149,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развёртка по новой лучевой улице. Проект восстановления и реконструкции центра города. 1944-1946 гг. г. Смоленск. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 39,3х149,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

👉 Разбор развёртки улицы Ленина по ссылке: 👇

На пересечении проспекта Отечественной войны с Пролетарской улицей образовывалась небольшая площадь. В плане перекрёсток находился на месте руин здания Городского совета (Дом с каланчей), подготовленных к сносу. На этой площади с западной и восточной сторон проспекта располагались два дома с ротондами.

Гольц Г.П, Райтман С.С. Площадь на стыке Социалистической и Пролетарской улиц в г. Смоленске. Проект реконструкции 1946 г. Перспектива. Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Площадь на стыке Социалистической и Пролетарской улиц в г. Смоленске. Проект реконструкции 1946 г. Перспектива. Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по Социалистической и Пролетарской улицам в г. Смоленске. Сейчас здесь расположена Коммунистическая улица. Вид от Большой Советской до банка, далее от дома с каланчой, до мэрии. Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по Социалистической и Пролетарской улицам в г. Смоленске. Сейчас здесь расположена Коммунистическая улица. Вид от Большой Советской до банка, далее от дома с каланчой, до мэрии. Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

👉 Подробнее об оформлении начала главной магистрали можно прочитать по ссылке: 👇

Важнейшей задачей запланированного проспекта стало увековечивание исторической памяти города. На смоленских землях, во время Отечественной войны 1812 года, решилась судьба наполеоновской армии. А в годы Великой Отечественной войны у стен древнего города был нанесён серьёзный удар по фашистским захватчикам.

Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по Пролетарской улице в г. Смоленске. Вид на сад Блонье, торец здания филармонии, новое здание на месте Дворца пионеров, перестроенный дом "Железного потока". Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г.П, Райтман С.С. Развертка по Пролетарской улице в г. Смоленске. Вид на сад Блонье, торец здания филармонии, новое здание на месте Дворца пионеров, перестроенный дом "Железного потока". Фотобумага, отпечаток серебряно-желатиновый. 10,5х22,5 см. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

В память об этих событиях у сада Блонье, на месте разрушенной школы между улицами Малой Пролетарской и Маяковского (где сейчас установлен памятник Владимиру Куриленко), планировалось возвести монумент в честь полководца М. И. Кутузова. Памятник с орлами из Кутузовского садика предполагалось переместить на центральную ось проспекта Отечественной войны.

Памятник Владимиру Куриленко в Смоленске. Скульптор: Константин Пастернак. Фото: июль 2025.
Памятник Владимиру Куриленко в Смоленске. Скульптор: Константин Пастернак. Фото: июль 2025.

Проспект соединял центральную площадь Ленина с новой городской площадью Сталина, которая создавалась на пересечении магистрали с кольцевой дорогой. На этой площади планировалось установить монумент Победы и статую генералиссимуса Сталина. Проспект Отечественной войны завершался общегородским стадионом.

Улица Глинки в Смоленске. Место прохождения луча проспекта от площади Ленина (бывш. Карла Маркса). Фото: июль 2025.
Улица Глинки в Смоленске. Место прохождения луча проспекта от площади Ленина (бывш. Карла Маркса). Фото: июль 2025.

Строительство лучевого проспекта являлся долговременным и дорогим для города мероприятием, поэтому план реализовывался постепенно. После войны смоляне нуждались в жилье, а коробки зданий, попадающих в пространство луча проспекта, сохранились после войны в хорошем состоянии. В качестве временной меры облисполком разрешил восстановить некоторые из них, включая здание Городского совета (Дом с каланчей). В 1955 году, по заказу Смоленского отделения железной дороги, коробка дома с каланчой была перестроена в жилой дом с башней. На первом этаже сегодня работает известный смоленский ресторан.

Дом с каланчой. Архитектор И. Д. Софинский. Площадь на стыке бывш. ул. Социалистической  и ул. Пролетарской. Фото: июль 2025.
Дом с каланчой. Архитектор И. Д. Софинский. Площадь на стыке бывш. ул. Социалистической и ул. Пролетарской. Фото: июль 2025.

Генеральный план Гольца предусматривал масштабное преобразование города, однако проект не был воплощен полностью. Сказались экономические трудности послевоенного периода, сложность реализации некоторых архитектурных решений, смена приоритетов в государственном планировании и профессиональные разногласия. Несмотря на частичное исполнение плана реконструкции Смоленска, разработанные Георгием Гольцем идеи существенно повлияли на облик города. Архитектурные доминанты советских зданий, созданные на основе его замыслов, органично вписались в городской ландшафт и стали неотъемлемой частью Смоленска.

Жилой дом с башней на ул. Ленина. Архитектор И. Д. Софинский. Фото: июль 2025.
Жилой дом с башней на ул. Ленина. Архитектор И. Д. Софинский. Фото: июль 2025.

Нереализованный проект проспекта Отечественной войны пополнил список утопических архитектурных мечтаний того времени.

Вознесенский монастырь. Осип Старцев, Данила Калинин, Кондрат Мымрин. Справа от собора место начала проспекта Отечественной войны. Фото: июль 2025.
Вознесенский монастырь. Осип Старцев, Данила Калинин, Кондрат Мымрин. Справа от собора место начала проспекта Отечественной войны. Фото: июль 2025.

Сегодня на месте запланированной главной площади города, среди буйных зарослей скрываются мрачные руины башни-коммуны.

Руины Дома-башни имени Парижской коммуны.Опытно-показательный дом для рабочего жилищно-строительного кооператива «Труд». Архитектор О.А. Вутке.1931-1933. Фото: июль 2025.
Руины Дома-башни имени Парижской коммуны.Опытно-показательный дом для рабочего жилищно-строительного кооператива «Труд». Архитектор О.А. Вутке.1931-1933. Фото: июль 2025.

Современная смотровая площадка смещена вправо от запланированной Гольцем. Здесь установлен монумент Памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. С площадки открывается панорама Заднепровья, однако Успенский собор остаётся вне поля зрения.

Вид на Заднепровье со смотровой площадки монумента Памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фото: июль 2025.
Вид на Заднепровье со смотровой площадки монумента Памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фото: июль 2025.

Новый проект Дома Советов, в стиле советского монументального классицизма, был разработан группой ленинградских архитекторов. В 1967 году напротив Дома Советов был установлен гранитный монумент В.И. Ленину. Здание Областного театра драмы сохранило свой исторический довоенный облик.

Дом Советов. Группа архитекторов:  В. Я. Ярошевский, М. П. Савкевич, Л. Л. Шретер. 1953. Фото: июль 2025.
Дом Советов. Группа архитекторов: В. Я. Ярошевский, М. П. Савкевич, Л. Л. Шретер. 1953. Фото: июль 2025.
Смоленский театр им. Грибоедова. Архитектор С. А. Ильинская. 1939. Фото: июль 2025.
Смоленский театр им. Грибоедова. Архитектор С. А. Ильинская. 1939. Фото: июль 2025.

В 1950 году на Всесоюзном архитектурном конкурсе «Лучшие жилые дома РСФСР» за проект «Дома с часами» главный архитектор города Д.П. Коваленко получил третью премию.

Дом с часами.  Архитектор  Д.П. Коваленко. 1950.  Фото: июль 2025.
Дом с часами. Архитектор Д.П. Коваленко. 1950. Фото: июль 2025.

В 1952 году была проведена корректировка генерального плана города. Вместо запланированной Гольцем башни горсовета площадь замкнул многоэтажный жилой дом. Разработка проекта дома была поручена молодому архитектору Виталию Бухтееву.

Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: июль 2025.
Дом с башней. Архитектор В. И. Бухтеев. 1954. Фото: июль 2025.