Найти в Дзене

Дом с башней. История забытого шпиля

В апреле воздух города насыщается теплом и светом. Талая вода ручьями расползается по тротуарам, превращая центральную площадь Смоленска в Гранд-канал. Мокрый асфальт отражает силуэты городских зданий, а по его блестящей поверхности скользит воображаемая гондола. Если бы четырёхгранную башню дома увенчал треугольный шатёр, силуэт венецианской колокольни проступал бы очевиднее. Оттепель. Солнечный свет Играет рябью по лужам Зеркальцем круглым ты ловишь его. В этом рисунке я запечатлела удивительный момент, когда мокрый асфальт отражает силуэт дома с башней, создавая иллюзию бездонного озера. Графитовый карандаш позволил передать все нюансы отражения от чётких контуров до размытых бликов на поверхности асфальта. Это рассказ о том, как обычная городская сцена превращается в картину, где реальность переплетается с отражением, а привычный пейзаж обретает новое измерение. Удивительно, что по проекту архитектора Виталия Бухтеева башню должен был украшать высокий шпиль. Вначале его установку
Оглавление

В апреле воздух города насыщается теплом и светом. Талая вода ручьями расползается по тротуарам, превращая центральную площадь Смоленска в Гранд-канал. Мокрый асфальт отражает силуэты городских зданий, а по его блестящей поверхности скользит воображаемая гондола. Если бы четырёхгранную башню дома увенчал треугольный шатёр, силуэт венецианской колокольни проступал бы очевиднее.

Оттепель. Солнечный свет

Играет рябью по лужам

Зеркальцем круглым ты ловишь его.

Ксения Тихонова. Серия: Удивительный Смоленск. Лист:  Апрель. Оттепель. 2025. Бумага, графит. 39х42.
Ксения Тихонова. Серия: Удивительный Смоленск. Лист: Апрель. Оттепель. 2025. Бумага, графит. 39х42.

О рисунке

В этом рисунке я запечатлела удивительный момент, когда мокрый асфальт отражает силуэт дома с башней, создавая иллюзию бездонного озера. Графитовый карандаш позволил передать все нюансы отражения от чётких контуров до размытых бликов на поверхности асфальта. Это рассказ о том, как обычная городская сцена превращается в картину, где реальность переплетается с отражением, а привычный пейзаж обретает новое измерение.

История о забытом шпиле

Удивительно, что по проекту архитектора Виталия Бухтеева башню должен был украшать высокий шпиль. Вначале его установку отложили на неопределённый срок, затем о шпиле забыли.

Идея установки башни со шпилем была предложена Георгием Гольцем в проекте послевоенного восстановления Смоленска. По замыслу архитектора на этом месте должно было располагаться здание горсовета. Для центра Смоленска Гольц разработал пять вариантов проекта здания горисполкома.

Историческое решение было принято ЦК КПСС и Совета Министров СССР в ноябре 1955 года с выходом Постановления № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Документ положил конец эпохе «сталинского ампира» и открыл путь к функциональной типовой архитектуре. Дом с башней стал классическим образцом смоленского зодчества середины 50-х годов ХХ века, а его архитектурная недосказанность символично растворилась в лирическом пейзаже Оттепели.

Об архитекторе Георгии Павловиче Гольце можно прочитать по ссылке: