Найти в Дзене

Дом с башней. История забытого шпиля

В апреле воздух города насыщается теплом и светом. Талая вода ручьями расползается по тротуарам, превращая центральную площадь Смоленска в Гранд-канал. Мокрый асфальт отражает силуэты городских зданий, а по его блестящей поверхности скользит воображаемая гондола. Если бы четырёхгранную башню дома увенчал треугольный шатёр, силуэт венецианской колокольни проступал бы очевиднее. В этом рисунке я запечатлела удивительный момент, когда мокрый асфальт отражает силуэт дома с башней, создавая иллюзию бездонного озера. Графитовый карандаш позволил передать все нюансы отражения: от чётких контуров до размытых бликов на поверхности воды-асфальта. Это рассказ о том, как обычная городская сцена превращается в картину, где реальность переплетается с отражением, а привычный пейзаж обретает новое измерение. Оттепель. Солнечный свет Играет рябью по лужам Зеркальцем круглым ты ловишь его. Удивительно, что по проекту архитектора Виталия Бухтеева башню должен был украшать высокий шпиль. Вначале его уста
Оглавление

В апреле воздух города насыщается теплом и светом. Талая вода ручьями расползается по тротуарам, превращая центральную площадь Смоленска в Гранд-канал. Мокрый асфальт отражает силуэты городских зданий, а по его блестящей поверхности скользит воображаемая гондола. Если бы четырёхгранную башню дома увенчал треугольный шатёр, силуэт венецианской колокольни проступал бы очевиднее.

Ксения Тихонова. Серия: Удивительный Смоленск. Лист:  Апрель. Оттепель. 2025. Бумага, графит. 39х42.
Ксения Тихонова. Серия: Удивительный Смоленск. Лист: Апрель. Оттепель. 2025. Бумага, графит. 39х42.

Рисунок

В этом рисунке я запечатлела удивительный момент, когда мокрый асфальт отражает силуэт дома с башней, создавая иллюзию бездонного озера. Графитовый карандаш позволил передать все нюансы отражения: от чётких контуров до размытых бликов на поверхности воды-асфальта. Это рассказ о том, как обычная городская сцена превращается в картину, где реальность переплетается с отражением, а привычный пейзаж обретает новое измерение.

Оттепель. Солнечный свет

Играет рябью по лужам

Зеркальцем круглым ты ловишь его.

История создания дома с башней

Удивительно, что по проекту архитектора Виталия Бухтеева башню должен был украшать высокий шпиль. Вначале его установку отложили на неопределённый срок, затем о шпиле забыли.

Идея установки башни со шпилем была предложена Георгием Гольцем в проекте послевоенного восстановления Смоленска. По замыслу архитектора на этом месте должно было располагаться здание горсовета.

Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 1-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 1-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

По словам доктора архитектуры В.Е. Быкова, для центра Смоленска Гольц разработал пять вариантов проекта здания горисполкома. Четырехэтажное здание горисполкома запроектировано в виде небольшого прямоугольного объема, связанного переходом с башней, господствующей над окружающей застройкой. План здания с большим вестибюлем для ожидания посетителей в первом этаже, с рабочими кабинетами и залом заседаний в верхних этажах во всех четырех вариантах однотипен.

Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 2-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Для первых трех вариантов характерна тонкая, почти ювелирная разработка белокаменных деталей здания и башни, увенчанной легким золоченым шпилем. Формы зданий характеризуются нарядностью, противопоставлением тонко профилированных белокаменных деталей гладким поверхностям красной кирпичной стены. Архитектурный декор: тонкие вытянутые колонки или лопатки по углам объема, арочки, напоминающие систему кокошников, резные карнизы и тяги, бриллиантовый руст и др. близки к формам и деталям русской архитектуры XVI и XVII столетий.

Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 3-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 3-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Однако и здесь Гольц переработал эти мотивы на основе излюбленного им принципа разграничения тектонико-конструктивных и декоративных элементов. В двух последних вариантах проекта больше монументальности и представительности, но меньше национальных черт, изящества и легкости. Вероятно, сам Гольц отдавал предпочтение первым вариантам, поместив их на основных развертках застройки центра Смоленска.

Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 4-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гольц Г. П. Восстановление и реконструкция г.Смоленска. Здание Горсовета. 4-й вариант.1945. Бумага, акварель, темпера. 82,5х73,5. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Поворотный момент в истории архитектуры

Историческое решение было принято ЦК КПСС и Совета Министров СССР в ноябре 1955 года с выходом Постановления № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Документ положил конец эпохе «сталинского ампира» и открыл путь к функциональной типовой архитектуре. Дом с башней стал классическим образцом смоленского зодчества середины 50-х годов ХХ века, а его архитектурная недосказанность символично растворилась в лирическом пейзаже Оттепели.

Хотите узнать больше об архитектурном рисунке? Пишите в комментариях или личных сообщениях! Буду рада поделиться опытом и ответить на ваши вопросы.

#архитектура #Смоленск #искусство #графика #история #творчество #Удивительный_Смоленск