Найти в Дзене

🏛️ Смоленск Георгия Гольца шаг за шагом. Глава 2. Улица Ленина

Приглашаю вас продолжить путешествие по вечернему Смоленску и представить, каким мог бы стать город по замыслу академика архитектуры Георгия Гольца. 👉 Начало нашего путешествия по ссылке ниже: 👇 На выставке «Архитектура памяти», проходящей в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых, представлены исторические документы — архитектурные развёртки улиц Ленина и Большой Советской. Благодаря этим экспонатам можно внимательно рассмотреть замысел их восстановления. Архитектурная развёртка — это способ графического моделирования городской застройки. Представьте: вы как будто «разворачиваете» фасады зданий, вытянутых вдоль улицы, на одной плоскости. Благодаря такому приёму удаётся увидеть застройку целиком и понять, как отдельные здания сочетаются между собой. Лист развёртки проекта восстановления и реконструкции центра Смоленска состоит из двух частей, разделённых широкой коричневой полосой: 🚧в верхней части изображена планируемая застройка улиц; 🚧нижняя часть демонстрирует силуэты д
Оглавление

Приглашаю вас продолжить путешествие по вечернему Смоленску и представить, каким мог бы стать город по замыслу академика архитектуры Георгия Гольца.

👉 Начало нашего путешествия по ссылке ниже: 👇

На выставке «Архитектура памяти», проходящей в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых, представлены исторические документы — архитектурные развёртки улиц Ленина и Большой Советской. Благодаря этим экспонатам можно внимательно рассмотреть замысел их восстановления.

Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. 1944-1946. Фотография экспозиции выставки «Архитектура памяти» в Смоленске. К. Тихонова. Октябрь 2025.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. 1944-1946. Фотография экспозиции выставки «Архитектура памяти» в Смоленске. К. Тихонова. Октябрь 2025.

Что такое архитектурная развертка и зачем она нужна

Архитектурная развёртка — это способ графического моделирования городской застройки. Представьте: вы как будто «разворачиваете» фасады зданий, вытянутых вдоль улицы, на одной плоскости. Благодаря такому приёму удаётся увидеть застройку целиком и понять, как отдельные здания сочетаются между собой.

Лист развёртки проекта восстановления и реконструкции центра Смоленска состоит из двух частей, разделённых широкой коричневой полосой:

🚧в верхней части изображена планируемая застройка улиц;

🚧нижняя часть демонстрирует силуэты домов, сохранившихся после войны.

👉Все детали проекта — в карусели фотогалереи. Просто пролистайте👇

📍Улица Ленина.

Из руин к новому облику

Сегодня, прогуливаясь по ухоженной улице Ленина, мы редко задумываемся о том, какой титанический труд был вложен в восстановление города из руин. Смоленск не просто вернули к жизни — его буквально возродили из пепла, превратив разрушенный войной город в прекрасный современный центр, которым мы по праву гордимся.

Восстановление будущего здания Исторического музея. 1945. В 1945-1961 гг. в этом здании находились Главпочтамт и областное Управление связи. Источник:Смоленск освобожденный. Смоленск, 2008.
Восстановление будущего здания Исторического музея. 1945. В 1945-1961 гг. в этом здании находились Главпочтамт и областное Управление связи. Источник:Смоленск освобожденный. Смоленск, 2008.

Тяжёлые бои и два года фашистской оккупации превратили Смоленск в руины. За каждым разрушенным домом — человеческие судьбы. Семьи лишились крова, привычный уклад жизни был уничтожен.

Разрушенный магазин "Кулинария" на Ленинской улице. Источник:Смоленск освобожденный. Смоленск, 2008.
Разрушенный магазин "Кулинария" на Ленинской улице. Источник:Смоленск освобожденный. Смоленск, 2008.

Практически сразу после освобождения начались работы по восстановлению разрушенного города. В едином строю плечом к плечу работали смоляне, вернувшиеся из эвакуации, фронтовики и специалисты со всей страны.

Три года героического труда, с 1944 по 1946 годы, стали временем настоящего подвига.

Слева - здание Окружного суда 2-й половины XIX в., справа - здание гостиницы "Европейская" конца XIX в. ("Дом с часами"). Конец сентября 1943 г. Автор:М.И. Савин. Источник:Смоленск освобожденный. Смоленск, 2008
Слева - здание Окружного суда 2-й половины XIX в., справа - здание гостиницы "Европейская" конца XIX в. ("Дом с часами"). Конец сентября 1943 г. Автор:М.И. Савин. Источник:Смоленск освобожденный. Смоленск, 2008

Первый архитектурный код Смоленска

В мае 1946 года утвердили генплан Смоленска, разработанный академиком архитектуры Георгием Павловичем Гольцем. Документ стал базой для реконструкции послевоенного города. Проект был не просто планом восстановления, а концепцией переосмысления городского пространства.

На мой взгляд, этот проект стал первым опытом формирования архитектурного кода Смоленска. Он вошёл в историю как один из самых амбициозных градостроительных замыслов послевоенного периода СССР.

В профессиональной среде распространено мнение, что «московские архитекторы не прочувствовали город», из-за чего проект остался на бумаге. Однако подобная оценка упрощает сложную историческую реальность. Разберёмся, почему Гольц предложил принципиально новый архитектурный код для Смоленска.

Солдатский клуб в здании средней школы № 7(ныне Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского) на ул.Парковой (ул.Ленина). Сентябрь 1943. Источник: Амелин С.А., Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Смоленск в оккупации. СПб., 2015.
Солдатский клуб в здании средней школы № 7(ныне Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского) на ул.Парковой (ул.Ленина). Сентябрь 1943. Источник: Амелин С.А., Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Смоленск в оккупации. СПб., 2015.

Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского (бывш. здании средней школы № 7).Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского (бывш. здании средней школы № 7).Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фрагмент. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Фотография экспозиции выставки «Архитектура памяти» в Смоленске. Октябрь 2025.
Г. П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фрагмент. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Фотография экспозиции выставки «Архитектура памяти» в Смоленске. Октябрь 2025.

Архитектура Неоклассицизма

В городе, как во всяком живом организме, как в каждом произведении искусства, как в каждом явлении природы, есть главное и есть второстепенное. Дело художника — распознать это главное, то, на чем должен быть сосредоточен интерес восприятия. Необходимо, выявляя целостность, уметь себя ограничивать в частностях. Если все будет главным, то все делается второстепенным, как во многих наших домах, улицах, скульптурах, картинах. Тогда богатство переходит в бедность, красота подменяется роскошью.

Из рукописи статьи «О городе» [1940—1945]. Архив Г. П. Гольца.

Г.П. Гольц, С.С. Райтман.Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фрагмент. Справа здание средней школы № 7.( ныне Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского), в центре ул.Октябрьской Революции и проект павильона, слева Сад Блонье. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь
Г.П. Гольц, С.С. Райтман.Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фрагмент. Справа здание средней школы № 7.( ныне Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского), в центре ул.Октябрьской Революции и проект павильона, слева Сад Блонье. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь

Архитектура никогда не была лишь строительным искусством — она всегда была отражением духа эпохи.

Сталинский Неоклассицизм, утвердившийся ещё до войны, стал доминирующим стилем в послевоенном строительстве. Этот архитектурный язык умело соединял классические архитектуру с новым идеологическим содержанием.

Вида на ул.Октябрьской Революции, слева Сад Блонье.  Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Вида на ул.Октябрьской Революции, слева Сад Блонье. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.

Перед Георгием Гольцем стояла задача не просто восстановить разрушенный войной город, а создать его совершенно новый облик. После восстановления Смоленск должен был превратиться в подлинную «витрину» советской градостроительной мысли.

👉 Узнать больше о Георгие Гольце и его вкладе в развитие архитектурного облика Смоленска вы можете в статье по ссылке: 👇

Архитектор представлял Смоленск будущего как единый гармоничный организм. По его замыслу, город должен был стать целостным классицистическим ансамблем, где каждая деталь служила бы общему архитектурному образу.

Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Вид на Блонье. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Вид на Блонье. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Вид на Сад Блонье.Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Вид на Сад Блонье.Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.

Реконструкция Смоленска превратилась для мастера в масштабный творческий проект. Башни, портики, шпили становились материальным воплощением мощи и стабильности советского государства — именно такую идеологическую нагрузку должен был нести город эпохи сталинского Неоклассицизма.

Парадная улица города

Улицы имеют и самостоятельное значение. Среди них есть главные и второстепенные, есть торжественные и лирические, торговые и тихие. Каждая улица имеет свое функциональное транзитное значение, свое лицо, свой образ, и от этого зависит та архитектура, которая организует эту улицу.

Из рукописи статьи Г. П. Гольца. «О городе» [1940—1945].

Улица Ленина — сердце Смоленска. Она хранит в себе уникальную историю города. Её неповторимый облик привлекает туристов и создаёт особый, узнаваемый образ города. Сегодня архитектурное наследие конца XIX — начала ХХ века бережно охраняется и имеет статус памятников архитектуры.

Вид на улицу Ленина. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Вид на улицу Ленина. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.

Однако принципы архитектуры конца XIX — начала ХХ века противоречили послевоенной идеологии и подвергалась резкой критике. Здания в стиле эклектики и модерна воспринимались как символы буржуазного общества и проявление классового неравенства. В результате многие постройки были либо частично утрачены, либо перестроены с искажением первоначального облика.

Новый город должен был демонстрировать мощь государства, подчёркивать единство страны-победительницы, представлять монументальный облик, восстановленного из руин города.

 Бывшее здание «Общества взаимного кредита»(кон.XIX в.)Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Бывшее здание «Общества взаимного кредита»(кон.XIX в.)Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.

Улица эпохи Возрождения

В своём проекте Георгий Гольц предложил создать единый архитектурный ансамбль — целостную композицию, в которой каждый фасад работал на формирование общего образа «нового советского города».

Кроме этого была создана система визуальных осей, связывающих ключевые точки города в единую композицию. От площади Ленина по современной улице Глинки должен был проходить луч проспекта Отечественной войны. На пересечении с улицей Коммунистическая образовывалась небольшая площадь, где располагались два дома с ротондами. Посмотрите на развёртку, там отчётливо проступают силуэты будущих башен.

Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фрагмент улицы Ленина, на втором плане видны башни, расположенные по бокам луча проспекта. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фрагмент улицы Ленина, на втором плане видны башни, расположенные по бокам луча проспекта. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
 Бывшее здание «Общества взаимного кредита». Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Бывшее здание «Общества взаимного кредита». Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.

Неосуществлённый генеральный план Смоленска называют «нереализованной мечтой», ведь его воплощение могло бы кардинально изменить облик города.

Новый облик улицы Ленина опирался на ренессансные принципы: симметрию, ясные пропорции, чёткое деление на цокольную, среднюю и венчающую части. Фасады зданий обрели новую пластику, где каждый элемент — от изящных оконных наличников до монументальных аттиков — работал на создание единого архитектурного образа. Подобные приёмы визуально «подтягивали» улицу до уровня столичных проспектов.

Георгий Гольц сохранял исторический контур улицы, но предложил выровнять высоту зданий до 4–5 этажей — и это превратило хаотичную застройку в чёткую визуальную «линейку» По проекту здания смыкались углами, будто образуя сплошную «стену» — непрерывный архитектурный фронт. Фасады домов унифицировались в стиле Неоклассицизма.

Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.

В результате улица Ленина перестала быть набором разрозненных домов. Она превратилась в единый сценический занавес, где всё подчинялось общему ритму.

Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фоагмент. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. Фоагмент. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.

Наследие проекта

Улица Ленина живёт по динамичным и прагматичным законам урбанистики. С утра до позднего вечера здесь работают многочисленные кафе и не умолкает музыка. В этом современном движении потоков неожиданно проступает замысел Георгия Гольца.

Неоновая подсветка визуально сглаживает разнородные фасады, создавая ту самую горизонталь, к которой стремился архитектор. Технологичная среда XXI века невольно иллюстрирует ренессансную концепцию единства через тёплый свет имитации космического неба.

Улица Ленина. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Улица Ленина. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Бывшее здание Смоленского окружного суда (вт. пол. XIX в.).  Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Бывшее здание Смоленского окружного суда (вт. пол. XIX в.). Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Областной дворец культуры профсоюзов и Здание Окружного суда. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Областной дворец культуры профсоюзов и Здание Окружного суда. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
 Областной дворец культуры профсоюзов (кон. XIXв.)Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Областной дворец культуры профсоюзов (кон. XIXв.)Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь.
Здание Евангелического общества (нач ХХ в.). Ныне кафе Дона Клара. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Евангелического общества (нач ХХ в.). Ныне кафе Дона Клара. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Кирхи (кон. XIXв.) Ныне Шахматный клуб и шахматная школа олимпийского резерва. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Кирхи (кон. XIXв.) Ныне Шахматный клуб и шахматная школа олимпийского резерва. Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Евангелического общества (нач ХХ в.) .Ныне кафе Искатели. 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Евангелического общества (нач ХХ в.) .Ныне кафе Искатели. 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Исторического музея Смоленского государственного музея-заповедника (вт. пол. XIX). Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Здание Исторического музея Смоленского государственного музея-заповедника (вт. пол. XIX). Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Бывший дом купца А. Ранфта (кон.XIX в.). Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.
Бывший дом купца А. Ранфта (кон.XIX в.). Октябрь 2025. Фото К.Тихоновой.

👉Продолжить путешествие по необыкновенному Смоленску Георгия Гольца можно по ссылке:👇