Приглашаю вас продолжить путешествие по вечернему Смоленску и представить, каким мог бы стать город по замыслу академика архитектуры Георгия Гольца.
👉 Начало нашего путешествия по ссылке ниже: 👇
На выставке «Архитектура памяти», проходящей в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых, представлены исторические документы — архитектурные развёртки улиц Ленина и Большой Советской. Благодаря этим экспонатам можно внимательно рассмотреть замысел их восстановления.
Что такое архитектурная развертка и зачем она нужна
Архитектурная развёртка — это способ графического моделирования городской застройки. Представьте: вы как будто «разворачиваете» фасады зданий, вытянутых вдоль улицы, на одной плоскости. Благодаря такому приёму удаётся увидеть застройку целиком и понять, как отдельные здания сочетаются между собой.
Лист развёртки проекта восстановления и реконструкции центра Смоленска состоит из двух частей, разделённых широкой коричневой полосой:
🚧в верхней части изображена планируемая застройка улиц;
🚧нижняя часть демонстрирует силуэты домов, сохранившихся после войны.
👉Все детали проекта — в карусели фотогалереи. Просто пролистайте👇
📍Улица Ленина.
Из руин к новому облику
Сегодня, прогуливаясь по ухоженной улице Ленина, мы редко задумываемся о том, какой титанический труд был вложен в восстановление города из руин. Смоленск не просто вернули к жизни — его буквально возродили из пепла, превратив разрушенный войной город в прекрасный современный центр, которым мы по праву гордимся.
Тяжёлые бои и два года фашистской оккупации превратили Смоленск в руины. За каждым разрушенным домом — человеческие судьбы. Семьи лишились крова, привычный уклад жизни был уничтожен.
Практически сразу после освобождения начались работы по восстановлению разрушенного города. В едином строю плечом к плечу работали смоляне, вернувшиеся из эвакуации, фронтовики и специалисты со всей страны.
Три года героического труда, с 1944 по 1946 годы, стали временем настоящего подвига.
Первый архитектурный код Смоленска
В мае 1946 года утвердили генплан Смоленска, разработанный академиком архитектуры Георгием Павловичем Гольцем. Документ стал базой для реконструкции послевоенного города. Проект был не просто планом восстановления, а концепцией переосмысления городского пространства.
На мой взгляд, этот проект стал первым опытом формирования архитектурного кода Смоленска. Он вошёл в историю как один из самых амбициозных градостроительных замыслов послевоенного периода СССР.
В профессиональной среде распространено мнение, что «московские архитекторы не прочувствовали город», из-за чего проект остался на бумаге. Однако подобная оценка упрощает сложную историческую реальность. Разберёмся, почему Гольц предложил принципиально новый архитектурный код для Смоленска.
Архитектура Неоклассицизма
В городе, как во всяком живом организме, как в каждом произведении искусства, как в каждом явлении природы, есть главное и есть второстепенное. Дело художника — распознать это главное, то, на чем должен быть сосредоточен интерес восприятия. Необходимо, выявляя целостность, уметь себя ограничивать в частностях. Если все будет главным, то все делается второстепенным, как во многих наших домах, улицах, скульптурах, картинах. Тогда богатство переходит в бедность, красота подменяется роскошью.
Из рукописи статьи «О городе» [1940—1945]. Архив Г. П. Гольца.
Архитектура никогда не была лишь строительным искусством — она всегда была отражением духа эпохи.
Сталинский Неоклассицизм, утвердившийся ещё до войны, стал доминирующим стилем в послевоенном строительстве. Этот архитектурный язык умело соединял классические архитектуру с новым идеологическим содержанием.
Перед Георгием Гольцем стояла задача не просто восстановить разрушенный войной город, а создать его совершенно новый облик. После восстановления Смоленск должен был превратиться в подлинную «витрину» советской градостроительной мысли.
👉 Узнать больше о Георгие Гольце и его вкладе в развитие архитектурного облика Смоленска вы можете в статье по ссылке: 👇
Архитектор представлял Смоленск будущего как единый гармоничный организм. По его замыслу, город должен был стать целостным классицистическим ансамблем, где каждая деталь служила бы общему архитектурному образу.
Реконструкция Смоленска превратилась для мастера в масштабный творческий проект. Башни, портики, шпили становились материальным воплощением мощи и стабильности советского государства — именно такую идеологическую нагрузку должен был нести город эпохи сталинского Неоклассицизма.
Парадная улица города
Улицы имеют и самостоятельное значение. Среди них есть главные и второстепенные, есть торжественные и лирические, торговые и тихие. Каждая улица имеет свое функциональное транзитное значение, свое лицо, свой образ, и от этого зависит та архитектура, которая организует эту улицу.
Из рукописи статьи Г. П. Гольца. «О городе» [1940—1945].
Улица Ленина — сердце Смоленска. Она хранит в себе уникальную историю города. Её неповторимый облик привлекает туристов и создаёт особый, узнаваемый образ города. Сегодня архитектурное наследие конца XIX — начала ХХ века бережно охраняется и имеет статус памятников архитектуры.
Однако принципы архитектуры конца XIX — начала ХХ века противоречили послевоенной идеологии и подвергалась резкой критике. Здания в стиле эклектики и модерна воспринимались как символы буржуазного общества и проявление классового неравенства. В результате многие постройки были либо частично утрачены, либо перестроены с искажением первоначального облика.
Новый город должен был демонстрировать мощь государства, подчёркивать единство страны-победительницы, представлять монументальный облик, восстановленного из руин города.
Улица эпохи Возрождения
В своём проекте Георгий Гольц предложил создать единый архитектурный ансамбль — целостную композицию, в которой каждый фасад работал на формирование общего образа «нового советского города».
Кроме этого была создана система визуальных осей, связывающих ключевые точки города в единую композицию. От площади Ленина по современной улице Глинки должен был проходить луч проспекта Отечественной войны. На пересечении с улицей Коммунистическая образовывалась небольшая площадь, где располагались два дома с ротондами. Посмотрите на развёртку, там отчётливо проступают силуэты будущих башен.
Неосуществлённый генеральный план Смоленска называют «нереализованной мечтой», ведь его воплощение могло бы кардинально изменить облик города.
Новый облик улицы Ленина опирался на ренессансные принципы: симметрию, ясные пропорции, чёткое деление на цокольную, среднюю и венчающую части. Фасады зданий обрели новую пластику, где каждый элемент — от изящных оконных наличников до монументальных аттиков — работал на создание единого архитектурного образа. Подобные приёмы визуально «подтягивали» улицу до уровня столичных проспектов.
Георгий Гольц сохранял исторический контур улицы, но предложил выровнять высоту зданий до 4–5 этажей — и это превратило хаотичную застройку в чёткую визуальную «линейку» По проекту здания смыкались углами, будто образуя сплошную «стену» — непрерывный архитектурный фронт. Фасады домов унифицировались в стиле Неоклассицизма.
В результате улица Ленина перестала быть набором разрозненных домов. Она превратилась в единый сценический занавес, где всё подчинялось общему ритму.
Наследие проекта
Улица Ленина живёт по динамичным и прагматичным законам урбанистики. С утра до позднего вечера здесь работают многочисленные кафе и не умолкает музыка. В этом современном движении потоков неожиданно проступает замысел Георгия Гольца.
Неоновая подсветка визуально сглаживает разнородные фасады, создавая ту самую горизонталь, к которой стремился архитектор. Технологичная среда XXI века невольно иллюстрирует ренессансную концепцию единства через тёплый свет имитации космического неба.
👉Продолжить путешествие по необыкновенному Смоленску Георгия Гольца можно по ссылке:👇