Свадьба Клавдии Семечкиной и Андрея Петрова состоялась в сентябре 1939 года. День выдался ясный, солнечный, будто сама природа благословляла их союз. В доме Семечкиных, что стоял посреди деревни, собралось много людей. Как же - Андрюша Петров, тракторист, женится на одной из самых красивых девчат в деревне! Да тогда и принято было всем селом и свадьбы справлять, и рождение ребенка праздновать, да и людей все вместе хоронили.
В тот день столы во дворе ломились от угощений: картофельные оладьи, солёные грибы, квашеная капуста, сало, отварное свиное мясо, куры и чёрный хлеб. Самогон и квас лились рекой - год родня с двух сторон к этому событию готовилась.
Таисия сидела рядом с подругой, держала её за руку и улыбалась. Она была рада за неё, хоть и считала, что Клава рано замуж выходит - едва на днях восемнадцать справили. Вот она отца послушает, торопиться не будет, ведь главное - не ошибиться в этом деле.
Но после свадьбы, когда гости разошлись, Клавдия взяла Таисию за руки и улыбнулась, прошептав:
- Видишь, как на тебя Прохор смотрит? А ты молчишь, как рыба. Будто не замечаешь его взглядов. Вот танцевать позвал, чего не пошла?
- Молчун твой брат. За всю свадьбу лишь раз тост сказал, да один раз ко мне обратился, когда танцевать все пошли. Скучно мне с ним будет.
- А ты сама говори, - Клавдия рассмеялась, но в смехе её слышалась забота. - Он добрый, Тая. И честный. Таких сейчас мало. Мне бы очень хотелось с тобой породниться.
Таисия кивнула и покраснела. Прохор ей и в самом деле нравился, вот только не знала она, что он к ней чувствует. А как узнаешь, коли он молчун такой?
Клавдия это заметила. Нет, она давно видела, как Тая смотрит на Прохора украдкой, так если эти двое не могут сойтись сами, может быть им помочь?
На следующий день Клавдия устроила разговор с братом. Они стояли во дворе родительского дома, где он рубил дрова.
- Ты что, слепой? - спросила она, уперев руки в бока и нарочито грозным взглядом посмотрела на Прохора. - Видишь, как она на тебя смотрит? А ты молчишь, как будто воды в рот набрал. Смелость твоя где? Али не по нраву Таечка тебе?
- Да боюсь я, - тихо сказал он, отбросив топор.
- Чего? Она не кусается, - усмехнулась Клава.
- Не знаю на какой козе к ней подъехать, а вдруг оттолкнет?
- Не будет она отталкивать. Ты вот что... В саду у матушки цветы нарви, притащи Тае, да гулять позови.
- Матушкины цветы? - он испуганно огляделся. - Ты смерти моей хочешь?
- А ты на козу спихни, скажи, что она вытоптала. Тем более, как ты рвешь, оно и похоже будет. Давай, действуй. Прохор, я очень тебя прошу - женись на моей подруге. Вы же будете хорошей парой, по нраву друг другу, я давно это заметила.
- Вся в матушку, - буркнул он и улыбнулся, глядя на Клаву.
Послушав сестру, вечером, пока мать не пришла с колхоза, Прохор отправился в материн цветник, но так как боялся Полины Андреевны похлеще огня, постарался цветы сорвать аккуратно и незаметно.
Увидев Прохора с цветами, направлющегося к ней, Таисия покраснела от смущения. И где он взял их? Неужто тетки Полины не побоялся и в саду нарвал?
Она стояла у колодца с ведром воды, и уж явно не самой красивой была в этот момент - волосы после стирки растрепаны, фартук мокрый, а на ногах галоши, в которых она управлялась по хозяйству.
- Таечка, это тебе, - Прохор смущенно протянул ей цветы и схватился за ведро. - А это мне. Давай донесу.
- От мамки не попадет за цветы? - она вдохнула аромат осенних цветов.
- Авось, не узнает.
Тая тихо рассмеялась. Вот такой Прошка всегда был - тихий-тихий, а иногда может удивить.
С Клавой Тая дружила с самого детства, а вот Проша с ними не водился, он старше на три года был, и всё с ребятней, с мальчишками больше играл. А как выросли все, так и не до игр и общения было, учеба, потом и работа заняло их время.
- Ну проходи, раз пришел. Только в дом не зову, не прибрано еще у меня.
- Дети?
- Они самые, - вздохнула Тая и крикнула сестре Варе: - Варька, порядок наводите, скоро батька с мамкой придут.
- Как ты с ними управляешься? - покачал головой Прохор. - Аж четверо! Нас с Клавой двое было, да только всё равно мать с отцом говорили, что никакого сладу с нами нет.
- Наверное, это больше про Клаву было, - прыснула от смеха Тая. - Она всегда задирой была и озорницей. А с моими... Сложно, но меня, как старшую, побаиваются.
- Тая, а пойдем сегодня погуляем, - предложил он, набравшись смелости.
- На танцы?
Парень помолчал. Он не любитель был шумных сборищ и танцев, но тут же кивнул - если Тая хочет, то он с ней хоть куда. Только вот девушка не была глупой, сообразила, что не очень он хочет туда идти, потому и сама предложила:
- Давай лучше в старом саду посидим, сверчков послушаем.
***
Свадьба их состоялась 15 апреля 1941 года. Всё было так же скромно. Не хотели молодые осени дожидаться, когда урожай соберут, да на столе побольше кушаний будет.
Таисия надела красивое платье Клавдии, в котором та замуж выходила. Такому платью все девчата в округе обзавидовались, ведь мать Клавы в город специально ездила к портнихе, самые лучшие белые кружева достала из сундука, что еще до революции у нее были от бабки.
Прохор впервые за всю жизнь надел галстук, криво завязал, но улыбался так, что солнце, казалось, светило только для него. Нет, не нужно ждать осени, весной вон как красиво - всё цвести начинает, да и Таисия будто стеснялась всю деревню на свадьбу зазывать - соседи только, да родственники собрались.
***
Великая Отечественная война пришла, как гром среди ясного неба.
26 июня 1941 года в деревню приехал военком. Собрал всех мужчин призывного возраста на площади у сельсовета, среди которых были и Прохор с Андреем. Таисия держала мужа за руку, чувствуя, как страх выходит из неё липким потом на ладошки. И вот звучат среди других фамилии Андрея и Прохора. Клава заплакала надрывно, придерживая рукой выступающий живот, а Тая просто молча глотала слёзы.
- Клава, не надо так убиваться, - успокаивал жену Андрей. - Мы вернемся живыми и невридимыми.
- Да, Клава, даже родить не успеешь, - Прохор с любовью посмотрел на сестру. - До рождения племянника обернемся.
- Племянников, - поправила его Клава. - Тетка Агриппина говорит, что двоих я ношу.
- А что же ты мне не сказала, родная моя? - ахнул Андрей.
- Так вот, сегодня она мне об этом и сказала, не успела я просто. Ты уж, Андрюшенька, расстарайся так, чтобы до родов успеть, прогоните всю эту нечисть и возвращайтесь. Мне одной никак с двумя не управиться.
Андрей обнял жену, обещая ей вернуться, а Прохор стоял, обнявшись с Таей.
Через месяц Таисия и Клавдия получили по первому письму. Читая весточку от Прохора, Тая уже знала, что внутри неё есть маленькая жизнь. Сегодня радостную весть услышала от фельдшера, когда её с поля привели в медпункт с головокружением.
ПРОДОЛЖЕНИЕ