Октябрь – месяц темный, колдовской. Осенью вообще как-то тянет на ужастики, нет?
Как бы то ни было, я решила пойти «по классике» и сделать подборочку о «нехороших» квартирах и домах. Смотрите, что интересного удалось накопать.
Скотт Томас «Килл крик»
18+
592 страницы
2023 год
Ужастики настолько входят в моду, что даже вот «Рипол-Классик» решило запустить собственную серию «New Horror». Книга, которая меня заинтересовала там, относится к жанру южной американской готики.
Неподалеку от Канзас-Сити в местности с впечатляющим названием Кровавый ручей стоит старый заброшенный дом. Его хозяин когда-то строил его с любовью, рассчитывая на счастливую жизнь в нем. Но мечты не сбылись: человека убили. Трагедия легла на ни в чем не повинный дом черной тенью, и с тех пор он только и делает, что притягивает зло. Нечто жуткое поселилось внутри него. Оно годами ждет, чтобы проявить себя.
И вот однажды злу представится отличный шанс: в заброшенный дом придут люди. Они всего лишь хотели устроить развлекательное шоу. Но у зла свои планы.
«Дом, обагренный кровью, не может избежать жестокого приговора молвы. Городские жители, которым случалось ехать по тихой проселочной дороге в Канзас-Сити, начали говорить об особняке так, словно он был живым существом. Они рассказывали, какую жалость будил в них бедный печальный дом, осиротевший, в точности как сотни детишек, чьи родители погибли в жестоких приграничных боях перед Гражданской войной. Никто не мог знать, что творилось в пустом здании долгими темными зимними ночами, когда ветер вырывался из лесной чащи и заставлял дребезжать оконные рамы. Просто было там нечто, вынуждавшее путешественников ускорять шаг на дороге близ Кровавого ручья». (Скотт Томас «Килл крик»)
Райли Сейгер «Дом на краю темноты»
16+
416 страниц
Если вам нравится франшиза «Ужас Амитвилля», созданная по мотивам реальных происшествий в Амитвилле в 1974 году, то, вероятно, вам может понравиться и книга, вдохновленная этим сюжетом.
Двадцать пять лет назад семья Мэгги Холт въехала в старинный особняк Бейнберри Холл, чтобы однажды ночью в спешке покинуть его и никогда больше не вернуться обратно.
Двадцать пять лет назад отец Мэгги, Юэн Холл написал книгу об этих событиях. Все двадцать пять Мэгги была вынуждена расти и взрослеть, ощущая на себе давление отцовской книги, ведь она была «девочкой из Бейнберри Холл», пережившей шокирующие и страшные вещи.
И ее это жутко злит. Она уверена, что отец выдумал все – от первого и до последнего слова, потому что она сама ничего подобного не помнит. Она считает, что у нее было вполне нормальное детство – до тех пор, как папочка не испоганил его своей книгой.
И вот наступает момент, когда она может «закрыть гештальт». Получив в наследство проклятый дом, Мэгги (она дизайнер) намерена подготовить его к продаже и забыть, наконец, о дурацкой выходке отца.
Намерение похвальное, но, как вы наверняка догадываетесь, неисполнимое. Всё получится наоборот, а секреты старого дома окажутся куда страшнее, чем те, что напридумывал отец Мэгги.
«У каждого дома есть своя история и свой секрет. Обои в столовой могут скрывать пометки карандашом с ростом детей, живших здесь десятки лет назад. А под выцветшим линолеумом может быть дерево, по которому когда-то ходили солдаты революции.
Дома всегда меняются. Слоя краски. Ряды ламината. Новые ковры. Они скрывают истории и секреты до тех пор, пока кто-то не придет, чтобы их раскрыть».( Райли Сейгер «Дом на краю темноты»)
«Дом экзорциста» Ник Робертс
18+
352 страниц
Эту книгу выпустило АСТ в неоднозначной серии «Мастера ужасов». На взгляд многих любителей жанра, в серию попало слишком много «шелухи», а переводы, по большей части, выполнены небрежно. В данном случае я тоже сразу заметила недостаточность редакторской работы, но все-таки (на фоне того безобразия с переводами, которое АСТ часто допускает) текст читать все-таки можно, а сюжет мне показался любопытным.
Небольшая уединенная ферма среди холмов Западной Виргинии. Психолог Дэниел Хилл покупает давно заброшенную землю и дом, чтобы перевезти сюда из города семью: он полагает, что маленькой дочери и беременной жене на природе будет лучше. Но первоначальные восторги и умиления быстро проходят после того, как Хилл обнаруживает в подвале скрытую комнату, а в ней – колодец, забитый досками с нарисованным на них крестом.
Только теперь новые хозяева узнают о жутких слухах, которыми издавна окружена эта ферма. Согласно легендам, предыдущий владелец был экзорцистом и погиб, не справившись с чем-то, что вошло в стены его жилища.
Дэниел осознает свою ошибку, но бежать уже поздно. И теперь всей семье придется расхлебывать последствия его легкомыслия.
«В залившем кухню желтом свете увидел, что все кухонные ножи, сколько у него их было, воткнуты в потолок над головой.
— Господи, помилуй! — прошептал он.
Пусть даже он ранее уже сталкивался с проявлением силы, сам факт того, что она теперь в его собственном доме, тревожил до самого нутра. Было гораздо проще, когда он врывался в чей-то чужой кошмар, приходя на вызов и зная, что после выполнения миссии вернется под безопасные своды своего родного жилища».
Ричард Лаймон «Подвал»
18+
263 страницы
2024 год
Ростовское издательство «Феникс» сделало подарок любителям ужасов: запустило серию «Архивы Ричарда Лаймона» с новыми и старыми переводами этого автора, уже практически классика жанра, но у нас все еще мало известного. Лаймон удивительный автор. Магистр английской литературы, он куда более известен в Европе и Британии, чем у себя на родине, в Штатах. Прославившись буквально первым своим романом ужасов – речь как раз о «Подвале» - спустя несколько лет начал писать для детей. Тоже «страшилки», но не такие жесткие, как для взрослых.
Большинство тем и хоррор-сюжетов Лаймона отличаются оригинальностью, но читательские оценки его книг чрезвычайно полярны: от «вот это кошмар» до «полная скучища».
Цикл «Дом зверя» (или «Дом чудовищ» в другом переводе) – самый знаменитый у Лаймона. Первая его книга была написана в 1980 году и сразу стала бестселлером. Итак, «Подвал», открывающий историю жуткого дома и его кошмарных обитателей.
Маленький городок на побережье Калифорнии, абсолютно ничего интересного, кроме – американские туристы это обожают – одного дома, где поубивали кучу народа. Виновных поймали, осудили и посадили, но дом-то остался. И слухи о нем ходят один страшнее другого. И любопытствующие граждане, разумеется, лезут в старую заброшку в поисках приключений. Такая вот местная достопримечательность. Но добро б еще они лезли туда днем… Некоторых любителей пощекотать нервы тянет туда ночью. А это может кончиться очень плохо. Ночью Дом Зверя пугает даже полицейских, и самые умные из них не рискуют туда соваться. Особенно в подвал.
Следующие книги цикла - «Дом Зверя», «Полуночная экскурсия», «Ночь в Доме Зверя» выходили в разные годы, и постепенно все полнее раскрывали историю дома и суть его проклятия. Книги можно читать не по порядку, но к жесткости и брутальности повествования нужно быть готовыми.
«– Видишь, – сказал отец, – мы почти…
Сверху донесся звук: будто к чему-то принюхивалась собака.
Мужчина вздрогнул и до боли сжал руку сына. Мальчик отступил назад, пытаясь ногой нащупать предыдущую ступеньку, и тут дверь чердака медленно открылась.
Луч фонарика пробился сквозь темную пустоту за проемом.
Сквозь тишину прокрался хриплый смешок. Мальчику показалось, что так мог бы смеяться очень старый, иссохший старичок.
Но из-за двери выскочил вовсе не старик».( Ричард Лаймон «Подвал»)
«Темный источник» Дженнифер Макмахон
18+
576 страниц
2025 год
Если к Ричарду Лаймону у меня отношение, скорее, настороженное – книги его производят на меня очень неровное впечатление - то Дженнифер Макмахон мне однозначно нравится, хотя единственная прочитанная мной ее книга «Люди зимы» отнюдь не показалась мне шедевром.
Макмахон импонирует своим умением создать атмосферу тайны, увлечь, увести за собой читателя и потом долго играть с ним в прятки посреди зыбкого тумана предположений и незнания, пугая холодными руками и мурашками за шиворотом. Развязка и финал могут потом не впечатлить, но, начиная читать, можешь быть уверен, что оторваться не сможешь.
Иными словами, Макмахон – мастер психологии и мистического саспенса.
И вот созданная ею история о «нехорошем» доме. Это не просто дом, это дом с бассейном и весьма необычном: фактически, это огромная купель со стенками из камня, построенная на природном источнике. Стены купели-бассейна заросли водорослями и мхом, вода холодная и мутная до черноты. В этом бассейне утонуло множество людей, а последней жертвой была семилетняя девочка – тетя Рут, сестра матери двух девчонок, которые, проводя лето у бабушки, обожают играть в «утопленниц».
Спустя несколько лет одна из сестер действительно утонула в этом таинственных водах странного бассейна. А другая, Джеки, приезжая на ее похороны, неожиданно начинает слышать голос умершей. И ее неудержимо тянет к воде.
«Сейчас, пока мы с Лекси играли в утопленниц, я снова подумала о ней — о маленькой девочке, которая чуть покачивается на поверхности черной воды. Я представила, как ее волосы сплетаются с плывущими по воде водорослями, представила ее бледное, бескровное лицо и широко открытые неподвижные глаза. Семилетняя девочка, которая уже никогда не вырастет…» («Темный источник» Дженнифер Макмахон)
Адам Нэвилл «Номер 16»
16+
544 страницы
Еще одна книга из «Мастеров ужаса». К Адаму Нэвиллу у меня появился огромный интерес после того, как я запоем, за пару вечеров прочитала его роман «Судные дни». Потрясающе интересное и поистине ужасающее повествование о таинственной секте, история которой затрагивает и современность, и Средние века. И хотя финал романа, я считаю, автору не удался, с тех пор я все жду от Нэвилла истинного шедевра. Все надеюсь. К сожалению, он так и не нашел еще свою тему: большинство его романов окутаны флером вторичности. Нэвилл – человек книжный, он ищет вдохновения не в жизни, а в чужих сюжетах. И, конечно, находит. Что ни говори, но писать он умеет и его писательская карьера складывается вполне успешно. Хотя шедевра он все еще не написал.
«Номер 16» - один из ранних романов. В нем Нэвилл, как большинство начинающих авторов ужасов, начал с азов – то есть пошел по стопам отца-основателя Лавкрафта. Не самый плохой пример для подражания, так что почитать можно.
Баррингтон-хаус – престижный дом в аристократическом районе Лондона. В нем не мало пустующих квартир, куда запрещено входить управляющим и персоналу. Никто не видит ничего особенного в таком положении вещей: владельцы таких квартир баснословно богаты и могут себе позволить владеть недвижимостью, которой не пользуются.
Но среди этих пустующих квадратных метров есть квартира номер 16. Она так же – табу для всех, но есть большие сомнения в том, что она действительно пуста, хотя двери ее всегда закрыта, никто не входит и не выходить из нее. И все же… Там что-то есть, и это что-то постоянно пугает тех, кто вынужден ходить мимо двери с номером 16.
Тайну квартиры предстоит открыть молодой американке Эйприл, которая получает ее в наследство от двоюродной бабки Лилиан. Под конец жизни старушка обезумела. Выдержит ли испытание рассудок Эйприл?
«Гул доносился из недр тихой необитаемой квартиры. Какой-то рокот, очень похожий на тот, что слышится внутри больших морских раковин. Наводящий на мысль о далеких ветрах. Возникло странное ощущение, будто за дверью раскинулось громадное пространство. Там, в темноте, в которой Сет ничего не мог разглядеть.
Дуновение изнутри усиливалось, пока он, скорчившись, всматривался в щель. Ветер нес с собой что-то. Отзвук чьего-то голоса, далекого, но все еще
различимого. Голоса, который словно расходится концентрическими кругами на многие мили. Нет, здесь не один голос, голосов множество.» (Адам Нэвилл «Номер 16»)