Найти в Дзене

Эстетика линии: ТОМАС ТЕОДОР ГЕЙНЕ

Добрый день, уважаемые читатели! Давид Теодор Гейне появился на свет в состоятельной еврейской семье, глава которой был владельцем крупного предприятия по производству резины. Свои первые шаги в области книжной иллюстрации Гейне предпринял благодаря заказу от издательства Альберта Лангена (Albert Langen, 1869-1909), которое было учреждено в 1893 году в Париже, затем с 1894 года вело деятельность в Лейпциге, а после переместилось в Мюнхен. Это издательство сыграло значительную роль в процессе восстановления искусства оформления книги в Германии. Иллюстрированные литературные издания, выпускаемые им, пользовались невероятным спросом. С персоной Альберта Лангена связано также создание еще одного проекта - издание сборников лучших работ художников, работавших с ним. У издательства Альберта Лангена появилась в 1895 году оформленная Томасом Теодором Гейне обложка для романа «Заветный сад» французского романиста Эжена Марселя Прево (1862-1941). По оценке Отто Граутофа, историка искусства, сде

Добрый день, уважаемые читатели!

Давид Теодор Гейне появился на свет в состоятельной еврейской семье, глава которой был владельцем крупного предприятия по производству резины. Свои первые шаги в области книжной иллюстрации Гейне предпринял благодаря заказу от издательства Альберта Лангена (Albert Langen, 1869-1909), которое было учреждено в 1893 году в Париже, затем с 1894 года вело деятельность в Лейпциге, а после переместилось в Мюнхен. Это издательство сыграло значительную роль в процессе восстановления искусства оформления книги в Германии. Иллюстрированные литературные издания, выпускаемые им, пользовались невероятным спросом. С персоной Альберта Лангена связано также создание еще одного проекта - издание сборников лучших работ художников, работавших с ним.

Der Friedenskuss, 1919
Der Friedenskuss, 1919

У издательства Альберта Лангена появилась в 1895 году оформленная Томасом Теодором Гейне обложка для романа «Заветный сад» французского романиста Эжена Марселя Прево (1862-1941). По оценке Отто Граутофа, историка искусства, сделанной им в 1901 году, первая оформительская работа молодого таланта «даже сегодня не утратила позиции одной из самых удачных среди немецких образцов подобного рода». Особенностью данной обложки было наличие рисунка не только на передней, но и на задней стороне. Подобные издания, имеющие рисунки с обеих сторон, пользовались значительным спросом во Франции на тот момент. На обложке были изображены юноша и девушка, занятые поливом клумб с лилиями, используя для этого лейки. Простота дизайна, выполненного исключительно штрихом без использования тоновых переходов, наводила на мысль о том, что предполагалась ручная раскраска. Работая совместно с Альбертом Лангеном, Гейне занимался созданием плакатов, но значительно чаще - оформлением обложек, в основном для изданий произведений современных авторов. В первую очередь это относилось к тому же Марселю Прево и немецким выпускам его романов: «Скорпион» и «Кузина Лoра». При оформлении «Скорпиона» - романа, который затрагивал тему обычаев иезуитского колледжа и трагической доли молодого священнослужителя, - был применен неординарный художественный подход. Обложка этого издания была выполнена с использованием всего двух цветов — черного и желтого. Однако позднее Гейне нечасто прибегал к использованию цвета, отдавая предпочтение монохромной, черно­-белой палитре. Иллюстрация для обложки «Скорпиона» была построена на сочетании залитых цветом пятен, полностью исключающем какую-­либо штриховку для придания объема. Черным цветом был показан молодой священник, со сложенными в молитве руками, наделенный ангельскими крыльями как символ его мученической участи, и кольца нимба, а желтым - скорпион, заключенный в рамку, напоминающую форму сердца.

Обложка к роману «Скорпион» М.Прево
Обложка к роману «Скорпион» М.Прево
Обложка к роману «Заветный сад» М.Прево
Обложка к роману «Заветный сад» М.Прево

Скоро коллекцию пополнили сочинения норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859–1952), чья европейская популярность неуклонно росла, став в один ряд с уже выпущенными произведениями Марселя Прево. Этому во многом способствовала активная издательская деятельность Альберта Лангена, поспособствовавшая их выходу в свет. При создании обложки для романа Гамсуна под названием «Голод», повествующего о судьбе бедного литератора, Генрих Хайне, по аналогии с оформлением «Скорпиона» Прево, применил контрастное сочетание двух антагонистичных оттенков: черного и желтого. Художник и здесь решил отказаться от привычной штриховой техники, выбрав в пользу заливки цветом всей поверхности. На ступенях лестницы, уходящей в никуда, расположилась изможденная фигура, символизирующая собственно Голод, которую обступили хищные, алчущие волки.

Обложка к роману «Голод» К.Гамсуна
Обложка к роману «Голод» К.Гамсуна
Зигфрид, 1921
Зигфрид, 1921

В тот же временной период Гейне, работая по заказу Лангена, отвечал за дизайн как художественных, так и академических публикаций. Так, в качестве примера, именно он оформил обложку научной работы Лео Берга под названием «Сверхчеловек в современной литературе. Очерки истории духовной культуры XIX столетия». Важно подчеркнуть, что к этому проекту он подошел с нестандартным и креативным подходом. На лицевой стороне книги представлено невзрачное, наделенное хвостом существо, которое пытается надеть на себя маску, напоминающую львиную голову. Дизайн выполнен в монохромном стиле, где как иллюстрация, так и текстовая часть напечатаны способом интаглио – белые элементы выделены на сплошном черном фоне. Первые творческие работы Гейне в области оформления были встречены благоприятно, что поспособствовало расширению его контактов в сфере книгоиздания. Его графические произведения стали публиковаться в изданиях «Пан» и «Югенд». Он начал работать с берлинским издательством «Шустер унд Лёфлер». В 1897 году это издательство выпустило оформленные им сатирические произведения «Барбизонцы» Пьера д'Обека (настоящее имя - Артур Линднер). Здесь мы видим иного, уникального Томаса Гейне. Его иллюстрации, созданные словно единой линией — динамичные изображения танцующих женских силуэтов — словно парят по страницам издания. Контурная графика сочетается с закрашенными областями — изящно изогнутые тонкие конечности, которые порой становятся центральным элементом композиции, занимая место всего остального. В этих работах ощущается влияние Обри Бердслея, однако нельзя утверждать, что оно было доминирующим.

Обложка к книге «Сверхчеловек в современной литературе» Лео Берга
Обложка к книге «Сверхчеловек в современной литературе» Лео Берга
Рисунок из книги «Барбизонцы» Пьера д’Обека, 1897
Рисунок из книги «Барбизонцы» Пьера д’Обека, 1897
Рисунок для альманаха «Инзель»
Рисунок для альманаха «Инзель»
Рисунок для трагедии «Юдифь» Ф.Геббеля, 1908
Рисунок для трагедии «Юдифь» Ф.Геббеля, 1908

Гейне принимал деятельное участие в создании еженедельника сатирического толка под названием «Симплициссимус» (дословный перевод - «Самый простодушный»), ставший его совместным детищем с Альбертом Лангеном и Людвигом Тома, запущенным в 1896 году. Для оформления переплета первого ежегодного сборника он создал изображение черта, который соревнуется в беге с привлекательной молодой леди. Девушка изображена контурными линиями, тогда как фигура черта полностью закрашена черным цветом. Его сотрудничество с изданием «Симплициссимус» было продолжительным и завершилось лишь в 1933 году, когда приход к власти фашистского режима вынудил художника эмигрировать из Германии.

Плакат к художественной выставке «Берлинский сецессион», 1912
Плакат к художественной выставке «Берлинский сецессион», 1912
Plakat SimplicissimusTeufel tanzt mit hoher Kunst, 1896
Plakat SimplicissimusTeufel tanzt mit hoher Kunst, 1896
Мечта Англии в Южной Африке, 1899
Мечта Англии в Южной Африке, 1899

Пять актов драмы «Юдифь» Фридриха Геббеля, основанные на известной библейской истории о героине, спасшей свой народ от вторжения иноземных завоевателей, увидели свет в издательстве Ганса фон Вебера в Баварии в 1908 году. Небольшое 72-страничное издание было проиллюстрировано Гейне рядом полностраничных рисунков и декорировано десятью замысловатыми виньетками; также он разработал оформление переплета. Эта работа по праву считается одним из вершинных достижений творческого пути художника.

Eduard Thöny
Eduard Thöny
Wahlergebnis, 1903
Wahlergebnis, 1903
Ash wednesday, Пепельная среда
Ash wednesday, Пепельная среда
Simplicissimus, 1901
Simplicissimus, 1901

Оформляя книгу Мориса Метерлинка «Непрошеный гость», Гейне впервые использовал технику полутонов. Этот эксперимент, впрочем, не получил признания как успешный и не нашел дальнейшего применения в творчестве мастера.

«Aschermittwoch» («Ash Wednesday»), Simplicissimus magazine, 1903
«Aschermittwoch» («Ash Wednesday»), Simplicissimus magazine, 1903
Газетные фантазии
Газетные фантазии
Möpse
Möpse

В 1910 году Гейне опубликовал собрание своих рисунков, наполненных явной политической подоплекой, которое он озаглавил «Мрачная Германия». Особый резонанс вызвала одна из гравюр того периода - «По завершении уличных беспорядков». На ней нет ни одной человеческой фигуры - только брусчатка, плиточные дорожки и каменные фасады сооружений. И везде видны следы крови. Тогдашние марксистские аналитики говорили о том, что своими работами Гейне «разделял нужды и борьбу рабочего класса, хотя и не постигал его историческую роль».

Der Angler, 1935
Der Angler, 1935
Мюнхенский издатель Альберт Ланген в саду, 1905
Мюнхенский издатель Альберт Ланген в саду, 1905
Загородный дом, 1905
Загородный дом, 1905

Издание «Симплициссимус», для которого Томас Теодор Гейне регулярно создавал работы, являлось мощным средством выражения несогласия с милитаристскими и националистическими установками Германской империи эпохи правления кайзера, а также резко обличало моральное разложение большого бизнеса и дворянского сословия (юнкеров). С началом Первой Мировой войны, позиция редакции журнала значительно трансформировалась, что, естественно, отложило отпечаток на творчестве самого художника. Сто шесть графических работ, разработанных Гейне в период этого международного конфликта, были скомпонованы в книгу, получившую название «Небольшие зарисовки великой эпохи» («Kleine Bilder aus der großen Zeit»), выпущенную в Мюнхене в 1917 году.

Пейзаж Аммерзее, 1887
Пейзаж Аммерзее, 1887
Die Sandgrube, 1891
Die Sandgrube, 1891
Wirtsgarten in Dachau, 1890
Wirtsgarten in Dachau, 1890

Среди работ, созданных Гейне в послевоенный период, стоит отметить серию из двенадцати графических произведений, послуживших иллюстрациями для романа Томаса Манна, озаглавленного «Кровь Вельзунгов» («Walsungenblut»), который был выпущен в 1922 году. Также внимания заслуживают иллюстрации, созданные им для сборника «Стихи бесчувственного» («Die Gedichte eines Gefühlosen») за авторством Якоба Шнельпфеффера, изданного годом позже. Обе серии работ были выполнены с использованием техники литографии.

F.D. Roosevelt struggles with the dragon of prohibition, 1932
F.D. Roosevelt struggles with the dragon of prohibition, 1932
Холера на Балканах
Холера на Балканах

Для Томаса Теодора Гейне период после начала правления фашистов ознаменовался годами странствий и вынужденной эмиграции. В 1933 году его первой остановкой стала Прага. Разлука со своей родиной, Германией, стала для него тяжелым испытанием, надолго пресекшим его творческую деятельность. Лишь к 1936 году Гейне смог вернуться к работе, начав размещать свои политические карикатуры в издании «Lidove noviny». Тем не менее, уже в 1938 году ему вновь пришлось покинуть убежище, на этот раз бежать из Чехословакии. Художник нашел приют в Осло и оставался там до 1942 года, когда, после оккупации Норвегии, перебрался в Стокгольм. В Швеции ему не грозило забвение. Благодаря широкой известности своего имени и многогранности таланта, он смог обеспечить себе достойное существование.

The Bloodsuckers, 1928
The Bloodsuckers, 1928
France Friends, 1923
France Friends, 1923
Ash Wednesday , 1900
Ash Wednesday , 1900
Wilson Before His Judges, 1924
Wilson Before His Judges, 1924

Гейне посвятил себя созданию текстов и иллюстраций для книг, а также сотрудничал со шведскими газетами «Svenska Morgenbladet» и «Svenska Dagbladet», где публиковал свои статьи и едкие антигитлеровские рисунки. В изгнании его способности раскрылись совершенно по-новому. В знаменитом эмигрантском издательстве «Querido-Verlag», базировавшемся в Амстердаме, в 1935 году были опубликованы его «Сказки». Эта работа задумывалась не как детская литература, а была ориентирована на взрослую аудиторию. Гейне лично оформил обложку, поместив на ней изображение русалки, являвшейся ключевым персонажем одной из историй, озаглавленной «Люси». Книга содержит 51 контурную черно-белую иллюстрацию, выполненную без использования полутонов.

Инфляция, 1922
Инфляция, 1922
The Law On Protection Of Minors Ggainst Filth And Dirt, 1926
The Law On Protection Of Minors Ggainst Filth And Dirt, 1926
The Major Offensive, 1916
The Major Offensive, 1916
Bloody New Year, 1915
Bloody New Year, 1915

В Стокгольме его автобиографический роман, озаглавленный «Я жду чуда», был издан на шведском языке в 1944 году и на немецком в 1945 году. Гейне самостоятельно выполнил иллюстрации к этой книге. Он дожил до момента победы над нацизмом, но так и не вернулся в горячо любимую им Германию. Томас Теодор Гейне скончался в Стокгольме 26 января 1948 года.

Fulfillment, 1922
Fulfillment, 1922
General Nollet And The German Works, 1921
General Nollet And The German Works, 1921
Война и холера, 1911
Война и холера, 1911
Юстиция, 1903
Юстиция, 1903
The Masters Of The World, 1922
The Masters Of The World, 1922
Through The Darkest Germany No. 19. A street scene, 1910
Through The Darkest Germany No. 19. A street scene, 1910
The Crisis, 1901
The Crisis, 1901
The Starvation Of The Ruhr, 1923
The Starvation Of The Ruhr, 1923
The Father In Hell, 1897
The Father In Hell, 1897
Newspaper Fantasies, 1907
Newspaper Fantasies, 1907

Пишите в комментариях, как Вам стиль и работы художника?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: