Добрый день, уважаемые читатели!
Давид Теодор Гейне появился на свет в состоятельной еврейской семье, глава которой был владельцем крупного предприятия по производству резины. Свои первые шаги в области книжной иллюстрации Гейне предпринял благодаря заказу от издательства Альберта Лангена (Albert Langen, 1869-1909), которое было учреждено в 1893 году в Париже, затем с 1894 года вело деятельность в Лейпциге, а после переместилось в Мюнхен. Это издательство сыграло значительную роль в процессе восстановления искусства оформления книги в Германии. Иллюстрированные литературные издания, выпускаемые им, пользовались невероятным спросом. С персоной Альберта Лангена связано также создание еще одного проекта - издание сборников лучших работ художников, работавших с ним.
У издательства Альберта Лангена появилась в 1895 году оформленная Томасом Теодором Гейне обложка для романа «Заветный сад» французского романиста Эжена Марселя Прево (1862-1941). По оценке Отто Граутофа, историка искусства, сделанной им в 1901 году, первая оформительская работа молодого таланта «даже сегодня не утратила позиции одной из самых удачных среди немецких образцов подобного рода». Особенностью данной обложки было наличие рисунка не только на передней, но и на задней стороне. Подобные издания, имеющие рисунки с обеих сторон, пользовались значительным спросом во Франции на тот момент. На обложке были изображены юноша и девушка, занятые поливом клумб с лилиями, используя для этого лейки. Простота дизайна, выполненного исключительно штрихом без использования тоновых переходов, наводила на мысль о том, что предполагалась ручная раскраска. Работая совместно с Альбертом Лангеном, Гейне занимался созданием плакатов, но значительно чаще - оформлением обложек, в основном для изданий произведений современных авторов. В первую очередь это относилось к тому же Марселю Прево и немецким выпускам его романов: «Скорпион» и «Кузина Лoра». При оформлении «Скорпиона» - романа, который затрагивал тему обычаев иезуитского колледжа и трагической доли молодого священнослужителя, - был применен неординарный художественный подход. Обложка этого издания была выполнена с использованием всего двух цветов — черного и желтого. Однако позднее Гейне нечасто прибегал к использованию цвета, отдавая предпочтение монохромной, черно-белой палитре. Иллюстрация для обложки «Скорпиона» была построена на сочетании залитых цветом пятен, полностью исключающем какую-либо штриховку для придания объема. Черным цветом был показан молодой священник, со сложенными в молитве руками, наделенный ангельскими крыльями как символ его мученической участи, и кольца нимба, а желтым - скорпион, заключенный в рамку, напоминающую форму сердца.
Скоро коллекцию пополнили сочинения норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859–1952), чья европейская популярность неуклонно росла, став в один ряд с уже выпущенными произведениями Марселя Прево. Этому во многом способствовала активная издательская деятельность Альберта Лангена, поспособствовавшая их выходу в свет. При создании обложки для романа Гамсуна под названием «Голод», повествующего о судьбе бедного литератора, Генрих Хайне, по аналогии с оформлением «Скорпиона» Прево, применил контрастное сочетание двух антагонистичных оттенков: черного и желтого. Художник и здесь решил отказаться от привычной штриховой техники, выбрав в пользу заливки цветом всей поверхности. На ступенях лестницы, уходящей в никуда, расположилась изможденная фигура, символизирующая собственно Голод, которую обступили хищные, алчущие волки.
В тот же временной период Гейне, работая по заказу Лангена, отвечал за дизайн как художественных, так и академических публикаций. Так, в качестве примера, именно он оформил обложку научной работы Лео Берга под названием «Сверхчеловек в современной литературе. Очерки истории духовной культуры XIX столетия». Важно подчеркнуть, что к этому проекту он подошел с нестандартным и креативным подходом. На лицевой стороне книги представлено невзрачное, наделенное хвостом существо, которое пытается надеть на себя маску, напоминающую львиную голову. Дизайн выполнен в монохромном стиле, где как иллюстрация, так и текстовая часть напечатаны способом интаглио – белые элементы выделены на сплошном черном фоне. Первые творческие работы Гейне в области оформления были встречены благоприятно, что поспособствовало расширению его контактов в сфере книгоиздания. Его графические произведения стали публиковаться в изданиях «Пан» и «Югенд». Он начал работать с берлинским издательством «Шустер унд Лёфлер». В 1897 году это издательство выпустило оформленные им сатирические произведения «Барбизонцы» Пьера д'Обека (настоящее имя - Артур Линднер). Здесь мы видим иного, уникального Томаса Гейне. Его иллюстрации, созданные словно единой линией — динамичные изображения танцующих женских силуэтов — словно парят по страницам издания. Контурная графика сочетается с закрашенными областями — изящно изогнутые тонкие конечности, которые порой становятся центральным элементом композиции, занимая место всего остального. В этих работах ощущается влияние Обри Бердслея, однако нельзя утверждать, что оно было доминирующим.
Гейне принимал деятельное участие в создании еженедельника сатирического толка под названием «Симплициссимус» (дословный перевод - «Самый простодушный»), ставший его совместным детищем с Альбертом Лангеном и Людвигом Тома, запущенным в 1896 году. Для оформления переплета первого ежегодного сборника он создал изображение черта, который соревнуется в беге с привлекательной молодой леди. Девушка изображена контурными линиями, тогда как фигура черта полностью закрашена черным цветом. Его сотрудничество с изданием «Симплициссимус» было продолжительным и завершилось лишь в 1933 году, когда приход к власти фашистского режима вынудил художника эмигрировать из Германии.
Пять актов драмы «Юдифь» Фридриха Геббеля, основанные на известной библейской истории о героине, спасшей свой народ от вторжения иноземных завоевателей, увидели свет в издательстве Ганса фон Вебера в Баварии в 1908 году. Небольшое 72-страничное издание было проиллюстрировано Гейне рядом полностраничных рисунков и декорировано десятью замысловатыми виньетками; также он разработал оформление переплета. Эта работа по праву считается одним из вершинных достижений творческого пути художника.
Оформляя книгу Мориса Метерлинка «Непрошеный гость», Гейне впервые использовал технику полутонов. Этот эксперимент, впрочем, не получил признания как успешный и не нашел дальнейшего применения в творчестве мастера.
В 1910 году Гейне опубликовал собрание своих рисунков, наполненных явной политической подоплекой, которое он озаглавил «Мрачная Германия». Особый резонанс вызвала одна из гравюр того периода - «По завершении уличных беспорядков». На ней нет ни одной человеческой фигуры - только брусчатка, плиточные дорожки и каменные фасады сооружений. И везде видны следы крови. Тогдашние марксистские аналитики говорили о том, что своими работами Гейне «разделял нужды и борьбу рабочего класса, хотя и не постигал его историческую роль».
Издание «Симплициссимус», для которого Томас Теодор Гейне регулярно создавал работы, являлось мощным средством выражения несогласия с милитаристскими и националистическими установками Германской империи эпохи правления кайзера, а также резко обличало моральное разложение большого бизнеса и дворянского сословия (юнкеров). С началом Первой Мировой войны, позиция редакции журнала значительно трансформировалась, что, естественно, отложило отпечаток на творчестве самого художника. Сто шесть графических работ, разработанных Гейне в период этого международного конфликта, были скомпонованы в книгу, получившую название «Небольшие зарисовки великой эпохи» («Kleine Bilder aus der großen Zeit»), выпущенную в Мюнхене в 1917 году.
Среди работ, созданных Гейне в послевоенный период, стоит отметить серию из двенадцати графических произведений, послуживших иллюстрациями для романа Томаса Манна, озаглавленного «Кровь Вельзунгов» («Walsungenblut»), который был выпущен в 1922 году. Также внимания заслуживают иллюстрации, созданные им для сборника «Стихи бесчувственного» («Die Gedichte eines Gefühlosen») за авторством Якоба Шнельпфеффера, изданного годом позже. Обе серии работ были выполнены с использованием техники литографии.
Для Томаса Теодора Гейне период после начала правления фашистов ознаменовался годами странствий и вынужденной эмиграции. В 1933 году его первой остановкой стала Прага. Разлука со своей родиной, Германией, стала для него тяжелым испытанием, надолго пресекшим его творческую деятельность. Лишь к 1936 году Гейне смог вернуться к работе, начав размещать свои политические карикатуры в издании «Lidove noviny». Тем не менее, уже в 1938 году ему вновь пришлось покинуть убежище, на этот раз бежать из Чехословакии. Художник нашел приют в Осло и оставался там до 1942 года, когда, после оккупации Норвегии, перебрался в Стокгольм. В Швеции ему не грозило забвение. Благодаря широкой известности своего имени и многогранности таланта, он смог обеспечить себе достойное существование.
Гейне посвятил себя созданию текстов и иллюстраций для книг, а также сотрудничал со шведскими газетами «Svenska Morgenbladet» и «Svenska Dagbladet», где публиковал свои статьи и едкие антигитлеровские рисунки. В изгнании его способности раскрылись совершенно по-новому. В знаменитом эмигрантском издательстве «Querido-Verlag», базировавшемся в Амстердаме, в 1935 году были опубликованы его «Сказки». Эта работа задумывалась не как детская литература, а была ориентирована на взрослую аудиторию. Гейне лично оформил обложку, поместив на ней изображение русалки, являвшейся ключевым персонажем одной из историй, озаглавленной «Люси». Книга содержит 51 контурную черно-белую иллюстрацию, выполненную без использования полутонов.
В Стокгольме его автобиографический роман, озаглавленный «Я жду чуда», был издан на шведском языке в 1944 году и на немецком в 1945 году. Гейне самостоятельно выполнил иллюстрации к этой книге. Он дожил до момента победы над нацизмом, но так и не вернулся в горячо любимую им Германию. Томас Теодор Гейне скончался в Стокгольме 26 января 1948 года.
Пишите в комментариях, как Вам стиль и работы художника?
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: