Добрый день, уважаемые читатели!
Протестующее, ниспровергающее международное движение, дада (дадаизм) вовлекает столетие на путь авангарда; оно провокационно и с юмором экспериментирует, опрокидывая традиционные категории искусства.
В период войны: Цюрих и Нью-Йорк
В 1916 году европейские художники и поэты, убегая от войны, оказываются в Цюрихе: Тристан Тцара, Марсель Янко, Ханс Арп, Гуго Балль, Рихард Гюльзенбек, Ганс Рихтер, Кристиан Шад, Софи Таубер, Отто и Адиа ван Рис. Они дают группе название «Дада», случайно найденное в словаре.
«По ту сторону войны и партии», как этого требует Гуго Балль, движение отличается своим интернационализмом и своими узами с революционными движениями, в момент, когда, в частности, во Франции распространяется националистический и реакционный «возврат к порядку». Этот экстремизм разоблачает общество и культуру, допустивших войну: на вечерах дадаистов в кабаре «Вольтер» делаются постановки провокационных спектаклей, смешивающих театр, поэзию, балет, костюмы, декор.
В Нью-Йорке Франсис Пикабиа и Марсель Дюшан, к которым присоединятся американцы Мэн Рей и Мортон Шамберг, работают в духе «реди-мейд› и «меканоморфных» рисунков, изобретенных Дюшаном в довоенном Париже.
После войны: Берлин, Кёльн, Ганновер, Париж
Антибуржуазный, антипрусский, связанный с движением спартаковцев, берлинский дадаизм активно включается в политическую жизнь послевоенной Германии. Произведения искусства, манифесты, листовки и афиши развивают технику монтажа, включающего в себя вырезки из прессы и фотографии, и составляют экспрессионистский портрет буржуазного общества.
Эта политическая позиция проявила себя в Кёльне в союзе Теодора Бааргельда, Макса Эрнста и Ханса Арпа; двое последних работают вместе над «фатагага» (производство гарантированных газометрических картин); Эрнст осваивает коллажи и объявляет свое творчество творчеством будущего.
В Ганновере Курт Швиттерс создает «мерц». Этот слог слова «коммерц» синтезирует проект «всеобъемлющего искусства», охватывая «мерц-билдер»: коллажи, составленные из этикеток, упаковок, трамвайных билетов, пуговиц, веревок, - «одним словом, все старье, которое валяется на чердаках или в куче мусора»,
- фонетические поэмы, близкие к поэмам Гуго Балля или Рауля Хаусманна, журнал «Мерц» (1923-1932) и будущий «мерцбау», гигантскую конструкцию из различных материалов.
Вернувшись из Нью-Йорка, Дюшан, Пикабиа и Мэн Рей работают над коллажами, фотомонтажами и райограммами, в то время как Дюшан утверждает свою самобытность с помощью своего «Большого Стекла».
Что касается Тцары, его возвращение в 1920 году происходит внутри литературной группы Андре Бретона, Филиппа Супо, Поля Элюара и Луи Арагона. После ссоры между Тцарой и Бретоном последний формирует в 1924 году свой «сецессион», сначала, главным образом, литературный, обращенный к сюрреализму.
Известные произведения
КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА
Марсель Дюшан, 1913
В период кубизма Дюшан разделяет с итальянскими футуристами озабоченность движением и его распадом («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912).
«Колесо велосипеда» в ироничной и полемической форме решает проблему предметности движения и скорости. «Реди-мейд» (от английского «ready made»), придуманный Дюшаном, - это «готовое изделие» массового производства, представленное в роли предмета искусства. Дюшан освобождает художественное творчество от эстетического критерия и переворачивает саму концепцию произведения искусства.
ДАДА Nº3 (обложка)
Декабрь 1918
При пересечении изображения и текстового материала представляемых поэм и манифестов возникает совокупность, пластическая связность которой обеспечивается типографскими средствами, унаследованными от футуристических экспериментов. Основанный Тристаном Тцарой, журнал «Дада» выходит шесть раз между 1917 и 1920. «Дада Nº 3» публикует Манифест. На обложке, рядом с рисунком Марселя Жанко слова Декарта «Я даже не хочу знать, были ли люди до меня» красноречиво свидетельствуют о связи дада с прошлым.
ДУХ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, ИЛИ МЕХАНИЧЕСКАЯ ГОЛОВА
Рауль Хаусманн, 1919
Техника коллажа расширяется до уровня скульптуры, отвергает классические категории искусства, способствуя уничтожению его замкнутости. Эта «деревянная голова» изготовителя париков является портретом немецкого буржуа, о чем свидетельствует множество составляющих.
КАКОДИЛАТОВЫЙ ВЗГЛЯД
Франсис Пикабиа, 1921
Традиционный элемент, подпись, обычно размещаемая в нижней части произведений, занимает здесь все пространство картины. Название, которое дал Пикабиа, намекает на обработку его собственного глаза какодилатом. Но слово происходит из каламбура «како» («плохой» по-гречески), как в типично дадаистской «какофонии», и «расширенный», как изображенный здесь зрачок глаза. В предшествующем году «Фестиваль выраженной дальнозоркости» Пикабиа, в театре Творчества предсказывал эту глазную одержимость; в 1919 году «Манифест М. Антипирина» Тцары также манипулировал медикаментозной метафорой.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: