Есть такая новогодняя комедия – «Чародеи» называется. Полностью я смотрел её всего один раз. Сначала, когда я видел только отрывки из этого фильма, она показалась мне интересной, потом, когда я узнал, что это – экранизация повести «Понедельник начинается в субботу», я очень сильно хотел посмотреть этот фильм. А потом, после того, как посмотрел… В общем, больше я этот фильм смотреть не хочу. И да, это моё лично и субъективное мнение, понимаю, что не все его будут разделять, но, давайте просто поговорим об этом фильме, и о первоисточнике…
Итак, есть такая повесть, «Понедельник начинается в субботу». Там ещё подзаголовок есть, о том, что это – «Повесть-сказка для младших научных сотрудников любого возраста», или как-то так. Впервые я прочитал её, ещё учась в школе. И на некоторых сценах в книге, я не смеялся, я ржал, натурально, в голос. Там и написано было хорошо, и ситуации, в которые попадал герой, программист Саша Привалов, были очень смешными, да и братья писали очень хорошо о том, что работать хорошо, делать что-то хорошее и нужное – тоже здорово. В общем, писали они про энтузиастов своей работы.
И вот, после того, как я прочитал «Понедельник», я через несколько лет узнал о том, что «Чародеи» - это, в общем-то, экранизация этого произведения. О том, что бывают экранизации «очень и очень вольные», я на тот момент просто не знал. Думал, что просто посмотрю хорошее кино по хорошей книге. Как же я ошибался…
Нет, на самом деле, я не скажу, что «Чародеи» - плохой фильм. Там заняты хорошие актёры, они очень хорошо вжились в роли. Там красивые музыкальные номера, песни из фильма давно уже живут своей жизнью – например, я про «Три белых коня, декабрь, январь и февраль», услышал задолго до того, как увидел сам фильм. Проблема у него ровно одна – это не «Понедельник». Да, какие-то мотивы там есть. Например, там есть НИИ. Только называется он не НИИЧАВО (научно-исследовательский институт чародейства и волшебства), а НУИНУ (научный универсальный институт необыкновенных услуг), и ничего общего с работой НИИЧАВО он не имеет… И, собственно, сюжет…
Нет, на самом деле, перед нами – вполне себе такая «новогодняя сказка». Там есть, понятное дело, «история любви», вокруг которой всё и вертится, есть магия (ну, как же без неё) и тому подобные вещи. Но, есть один нюанс. И нюанс этот называется «вредительство». Знаете, почему? Ну, для этого достаточно прочитать «Понедельник». Особенно – вторую новеллу, которая называется «Суета сует». Там действие как раз разворачивается в новогоднюю ночь. И то, что есть в повести, очень сильно непохоже на этот фильм…
Расскажу, в двух словах. Саша Привалов (сотрудник НИИЧАВО, программист) остаётся дежурным по Институту в новогоднюю ночь. Ну, вот так вышло. Но, он не расстроен. Задача у него ровно одна – пройти по Институту, посмотреть, не забыл ли кто-то выключить свет, или что ещё, после чего – можно делать всё, что угодно. И вот, значит, ему все сдали ключи, и Саша пошёл. Ну, в одном отделе свет выключил, потом зашёл посмотрел, как работает «дубль» Виктора Корнеева (понятно, что это был никакой не дубль, на самом деле), прошёлся по территории, пообщался с вурдалаком Альфредом, вернулся к себе… А потом началось – после боя курантов все сотрудники Института, в едином порыве явились на работу. Потому что им интереснее было именно это – работать, трудиться, узнавать что-то новое и так далее. Интереснее, чем пить водку, танцевать и вообще, ничего не делать. Это, собственно, и была попытка воспитания «человека созидающего». Понятное дело, снимать ТАКОЕ кино… вряд ли кто-то решился. Вон – что было в «Иронии судьбы»? Правильно, «мы с друзьями, каждый год, 31-го декабря ходим в баню!». Что ближе было человеку, пойти в баню, чтобы встретить Новый Год в компании друзей-товарищей, с выпивкой и закуской, или на рабочем месте, делая очень интересный эксперимент? Ну, наверное, понятно и так, да?
С другой стороны, как я уже говорил, в «Чародеях» есть своя история. Да, она не имеет никакого отношения к «Понедельнику». Там просто есть история любви, причём, двух пар, если можно так выразиться. Это не только Иван и Алёна (Иванушка и Алёнушка), но также история любви Киврина и Шемаханской. Они тоже любят друг друга, но настолько занятые люди, что поневоле вспоминается «анекдот из жизни «Скорой помощи»» про «сутки через сутки в разные сутки». Только вот, я сам это видел, и это ни разу не анекдот… И вот, есть у нас эти люди, которые любят друг друга. А есть человек, которых хочет всё испортить. Аполлон Сатанеев. Подходящая фамилия, как мне кажется. И вот он начинает интриговать. А отважный и добрый Иван Пухов, работник завода музыкальных инструментов, понятное дело, должен всё исправить и спасти свою девушку.
Нет, повторюсь, если смотреть этот фильм, чисто, как новогоднюю комедию, то он неплох. Есть, над чем посмеяться, есть хорошие песни, есть отличные советские актёры и всё такое… Только вот… Понимаете, а что делать тем, кто хотел посмотреть именно экранизацию «Понедельника»? Просто, вот честно, положа, что называется, руку на сердце. Повесть Стругацких, в том, чистом виде – это настоящий шедевр. Если в кино «можно посмеяться», то в книге… Ну, начать с того, как Саша Привалов провёл «Ночь в музее». Дело в том, что его пустили переночевать в «запасник» при ИзНаКурНож. И постелил себе Саша на диване. Только вот, диван был непростой. Очень сильно непростой. Ну, те, кто читал повесть – вспомнят этот момент. А то, как Саше «неразменный пятак» достался? А кот Василий? А щука? Да там, в первой новелле, «Суета вокруг дивана», шуток и приколов столько, что читать просто одно удовольствие… В остальных новеллах – ничуть не меньше.
Вот, к примеру, как раз из второй новеллы, которая про Новый Год. Эпизод с Магнусом Фёдоровичем Редькиным, который разрабатывал «брюки-невидимки»…
«Тут принёс ключи бакалавр чёрной магии Магнус Фёдорович Редькин, толстый, как всегда озабоченный и разобиженный. Бакалавра он получил триста лет назад за изобретение портков-невидимок. С тех пор он эти портки всё совершенствовал и совершенствовал. Портки-невидимки превратились у него сначала в кюлоты-невидимки, потом в штаны-невидимки, и наконец совсем недавно о них стали говорить как о брюках-невидимках. И никак он не мог их отладить. На последнем заседании семинара по чёрной магии, когда он делал очередной доклад «О некоторых новых свойствах брюк-невидимок Редькина», его опять постигла неудача. Во время демонстрации модернизированной модели что-то там заело в пуговично-подтяжечном механизме, и брюки, вместо того чтобы сделать невидимым изобретателя, вдруг со звонким щелчком сделались невидимы сами. Очень неловко получилось.»
Понимаете, это талант! Это на самом деле, смешно читать! А если вспомнить, как в третьей новелле, Привалов и ведьмочка по имени Стелла, стихи писали про Фому Брута… Я мог бы их привести, но… это будет жестоко и негуманно. Поэтому – лучше прочтите сами. Поверьте, оно того стоит.
Так и получилось, что, может быть, «Чародеи» и неплохая комедия, но вот, рядом с книгой Аркадия и Бориса Стругацких, она и рядом не стояла…