Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Как понять современный перформанс? 5 шагов, чтобы современное искусство перестало казаться вам бредом

Ромео Кастеллуччи «Страсти по Матфею», 2016 г.
Ромео Кастеллуччи «Страсти по Матфею», 2016 г.

Современный перформанс – это действие здесь и сейчас. Каждый зритель не молчаливый наблюдатель, а полноценный участник процесса. 

Для того, чтобы понимать современный перформанс, нужно не только настроение, но и знание контекста происходящего. 

Знать или чувствовать: ключ к пониманию перформанса 

Музыкант садится за рояль, открывает ноты и готовится играть, но… его пальцы лишь имитируют игру, а в зале – абсолютная тишина! Это действо может показаться комичным, странным и даже глупым. Но как изменится восприятие, если мы будем знать, что это не просто имитация игры, а пьеса “4’33” Джона Кейджа, перевернувшая понимание о современной музыке? 

Зачем же зрители в зале – будет логичным такой вопрос. Неужели нельзя послушать тишину дома, закрыв окна и двери? Можно. Однако тогда перформанс потеряет смысл. Ведь зрители пришли не ради абсолютной тишины. “4’33” даёт послушать то, что звучит в тишине – скрытые и случайные отзвуки, мысли, стук собственного сердца. Каждый раз комбинация звуков уникальна, как и неповторима атмосфера вокруг. Идейной основой пьесы послужила философия дзен-буддизма, где тишина – лишь к ключ к более глубокому звуку. Проникшийся этой концепцией человек может практиковать слушание тишины сам, уже понимая, как и зачем это делать.

Исполнение “4’33” Джона кейджа, 1952 г.
Исполнение “4’33” Джона кейджа, 1952 г.

Интересный факт! Художница Марина Абрамович и музыкант Игорь Левит сделали из тишины трамплин в мир искусства. Перед началом перформанса “Goldberg” (2015) зрители оставляли свои телефоны и личные вещи в специальных шкафчиках и проходили в зал. Уже там они надевали наушники с шумоподавлением и сидели в них на протяжении двадцати минут. За это время приходил Левит и готовился к выступлению. Звенел гонг – зрители снимали наушники, и Левит играл “Вариации Голдберга” И. Баха. Звучание знакомых композиций ощущалось совсем иначе после пребывания в тишине.

Знание исторического, культурного, социального и политического контекста позволяет зрителю лучше понимать происходящее, замечать значимые детали и рождать собственные уникальные трактовки. Исследование, проведённое в Лондонском университете в 2019 году, показало, что 68% зрителей, ознакомившихся с контекстом перед посещением перформанса, лучше понимали происходящее и остались довольны просмотренным. Отдельным бонусом для лучшего понимания смысла перформанса является насмотренность (например, знакомство с другими произведениями автора или посещение иных перформативных форматов).

Потому лишь эмоциональное восприятие перформанса без знания контекста не всегда даёт зрителю шанс понять художника и взаимодействовать с ним так, как то предполагает логика произведения. 

Однако без эмоций невозможен перформанс. Искусство не говорит на строгом языке логики и фактов, оно взывает к чувствам. Ведь именно эмоциональная связь между зрителем и художником как объектом искусства и его произведением, помогает более глубоко прочувствовать и пережить происходящее. 

! Для лучшего понимания современного перформанса необходимо ознакомиться с контекстом происходящего (тема, биография художника) и настроиться на эмоциональное восприятие. 

Как пережить шок и непонимание?

В художника стреляют из винтовки, художник ползёт по битому стеклу, и травмирует себя, художник замыкается на три дня в комнате с диким койотом и приручает его – всё это закономерно вызывает у зрителя удивление, испуг и даже шок.

Всё это реальные примеры из культовых перформансов XX века – зрители и критики испытали шок, непонимание и восторг, увидев произошедшее.

Перформанс должен вызывать эмоции, однако не должен пугать ужаса и шокировать, переходя этическую грань. 

Так, в перформансе Ромео Кастеллуччи «Страсти по Матфею» (2016) зрителей ждут мощные и порой шокирующие образы. Один из самых ярких моментов — сцена с бараном, из которого на глазах у публики вытекает кровь. Баран, как жертвенное животное, отсылает к библейской теме искупления и страдания, теме, которая пронизывает всю «Страсть» Баха. Зрители, не подготовленные к таким образам, могут испытать шок и недоумение. Однако для тех, кто знаком с контекстом и философией Кастеллуччи, эта сцена становится мощным переживанием, заставляющим задуматься о природе жертвы и искупления.

Ромео Кастеллуччи «Страсти по Матфею», 2016 г.
Ромео Кастеллуччи «Страсти по Матфею», 2016 г.

Как уберечь себя от экстремально острых эмоций при посещении перформанса?

 

  • Помнить про границы. Художник и организаторы несут ответственность за безопасность зрителей – даже пугающие и внешне неприятные действия не будут опасны для гостей.
  • Ознакомиться с инструктажем. Перед началом перформанса (особенно если в нём есть провокативные элементы) художник и помощники рассказывают зрителям, что их ожидает, а также объясняют правила взаимодействия с другими зрителями, пространством и артистами.
  • Знать контекст. Понимание ключевой идеи перформанса и владение информацией о творчестве художника помогут лучше понять причины тех или иных событий. 
  • Настроиться на эмоциональное вовлечение. Важно подготовить себя к возможному появлению сильных эмоций. Моральная подготовка позволит осознать свои эмоции и лучше справиться с ними в неожиданных обстоятельствах (таких, как перформанс).

Когда стоит уйти с перформанса, а когда остаться?

Для того, чтобы понять, оставаться ли на перформансе, нужно ответить себе на несколько вопросов:

  • Насколько вы вовлечены в процесс? 

 

Как показывает опыт перформанса Марины Абрамович "The Artist Is Present" (2010), многие зрители оставались на протяжении нескольких часов, несмотря на физическую усталость, чтобы глубже понять задумку автора и ощутить эмоциональную близость с окружающими.

  • Соответствует ли перформанс вашим ожиданиям и интересам?

 

Решите для себя, хотите ли вы оставаться до конца? Исследования показывают, что большинство зрителей предпочитают оставаться до конца действия, чтобы лучше осознать его концепцию и идеи автора. При этом, если зритель испытывает сильный дискомфорт или не видит ценности в продолжении, это может служить сигналом о том, что уход будет более правильным решением. 

Необходимо найти баланс между уважением к произведению и собственными эмоциональными и физическими границами. Если происходящее доставляет вам дискомфорт, то покинуть перформанс будет абсолютной нормой. 

Советы новичкам: как не растеряться на перформансе

  • Будьте открытыми к новому опыту и не бойтесь вовлечься в действие

Рекомендация! Уметь открываться новому – полезный навык. Для того, чтобы его натренировать, попробуйте воспользоваться “Инструкциями” концептуальной художницы Йоко. Её серия «Инструкции» предлагает простые, но необычные действия: нарисовать картину, сделать шаг, который кажется абсурдным, или выполнить маленькое задание, создавая взаимодействие с объектом искусства. Пойдите навстречу впечатлениям и увидьте прекрасное даже в будничном. Созерцайте, творите, чувствуйте!

Цель этих инструкций — показать, что искусство не обязательно нужно только наблюдать, оно можно переживать, создавать вместе с автором и ощущать процесс. Например, в московской выставке Йоко Оно зрителям предлагалось буквально «исполнять» произведения через действия, что помогало им привыкнуть к активному участию и открытости к новому. Такие упражнения учат воспринимать перформанс как эксперимент, а не только как готовое представление, и снимают страх перед непониманием или шоком.

Йоко Оно «Картина, чтобы забить гвоздь», «Склеивание» 1966 г.
Йоко Оно «Картина, чтобы забить гвоздь», «Склеивание» 1966 г.

  • Не отвлекайтесь на внешние факторы. Будьте в процессе. 
  • Меняйте фокус внимания. Для того, чтобы понять перформанс лучше, не фокусируйтесь на чём-то одном: обращайте внимание на пространство, музыку, пластику, мультимедийные элементы. Все формы искусства складываются в перформативном искусстве в единое целое, создавая целостную композицию.
  • Запомните озвученные правила и инструкции. Знание правил конкретного перформанса позволит чувствовать себя увереннее и активно вовлекаться в процесс. 

Отличным примером этого стал концерт-перформанс SOUND UP: inside the orchestra. Зрителям выдали специальные партитуры, в которых были даны инструкции: как слушать музыку, на что обращать внимание и как взаимодействовать с происходящим. Гости занимали места среди музыкантов, наблюдали работу дирижёра и репетицию премьеры сюиты из симфонии «Оптимистическая Трагедия» Ильи Демуцкого. Партитура помогала погрузиться в жизнь оркестра, почувствовать скрытую динамику каждого инструмента и стать частью музыкального организма. Этот пример показывает, что инструкции — не ограничение, а инструмент, который помогает зрителю раскрыться, включиться в действие и пережить искусство полностью.

SOUND UP inside the orchestra, 2023 г. (Автор идеи — Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP, основатель PERFORMA(R))
SOUND UP inside the orchestra, 2023 г. (Автор идеи — Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP, основатель PERFORMA(R))

Первая встреча с перформансом, как правило, необычна: действие может показаться странным, непонятным и даже неуместным, – ведь перформативное искусство выходит за рамки традиций классического искусства. Однако этот опыт, каким бы он ни был, важен. Это лишь первый шаг на пути познания новой вселенной.

Помните, что искусство, особенно современное, не должно быть понятным, не должно быть эстетичным – оно глубоко субъективно и в какой-то степени эфемерно. Современное искусство не должно быть лёгким и понятным всем – главное найти перформанс, соответствующий вашим внутренним потребностям и интересам.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова