Найти в Дзене
barashe_haha

Почему я пересматриваю «Трассу 60» каждый год?

Думаю, у каждого найдётся фильм, который однажды впечатлил настолько, что его хочется пересматривать снова и снова. Кто-то впадает в марафон по «Гарри Поттеру», кто-то нон-стопом пересматривает советские комедии, кто-то ждёт долгих выходных, чтобы вновь окунуться во вселенную любимого сериала. Однако в отдельную категорию попадает кино, которое позволяет провести, скажем, перезагрузку: пересмотреть свои жизненные приоритеты и цели, отношения к другим людям, критически оценить свою работу. Среди моих любимчиков я бы выделила два фильма, которые позволяют это сделать: «День сурка» и «Трасса 60». Про первый я уже писала в конце прошлого года, а про второй поговорим сейчас. Более 20 лет назад картина Боба Гейла «Трасса 60» прошла почти незамеченной в прокате из-за провала рекламной кампании (её практически не было). Однако спустя время фильм обрёл статус культового, потому что оказался мудрее и актуальнее многих оскароносных драм. Если «Назад в будущее» (другое детище Гейла) — это популярн
Оглавление

Думаю, у каждого найдётся фильм, который однажды впечатлил настолько, что его хочется пересматривать снова и снова. Кто-то впадает в марафон по «Гарри Поттеру», кто-то нон-стопом пересматривает советские комедии, кто-то ждёт долгих выходных, чтобы вновь окунуться во вселенную любимого сериала. Однако в отдельную категорию попадает кино, которое позволяет провести, скажем, перезагрузку: пересмотреть свои жизненные приоритеты и цели, отношения к другим людям, критически оценить свою работу. Среди моих любимчиков я бы выделила два фильма, которые позволяют это сделать: «День сурка» и «Трасса 60». Про первый я уже писала в конце прошлого года, а про второй поговорим сейчас.

Более 20 лет назад картина Боба Гейла «Трасса 60» прошла почти незамеченной в прокате из-за провала рекламной кампании (её практически не было). Однако спустя время фильм обрёл статус культового, потому что оказался мудрее и актуальнее многих оскароносных драм.

Фильм для своих

Если «Назад в будущее» (другое детище Гейла) — это популярный хит, то «Трасса 60» не снискала широкой популярности, но нашла своих ценителей среди истинных поклонников киноискусства. Она не стала мейнстримом, но цитировалась, разбиралась и обсуждалась, а её философию берут за жизненный девиз. В последние годы «Трасса 60» даже обзавелась небольшой коллекцией мемов.

Что же такое выпустил Боб Гейл? «Трасса 60» — это наследник идей магического реализма. Чудеса в ней происходят по дороге следования главного героя. Это ставит фильм в один ряд с такими культовыми произведениями, как «Волшебник страны Оз», «Алиса в Стране чудес» и многими другими. Однако Гейл переосмысливает фэнтезийный сеттинг, перенося его в реалии Америки начала XXI века.

Дорога из жёлтого кирпича меняется на трассу, Дороти превращается в студента-художника, а сказочные герои — в необычные истории необычных людей.
Дорога из жёлтого кирпича меняется на трассу, Дороти превращается в студента-художника, а сказочные герои — в необычные истории необычных людей.

Тема пути и дороги была многократно осмыслена в разных произведениях, начиная, пожалуй, ещё с древнегреческих поэм (а может, и ещё ранее). Однако работа Гейла была одной из первых картин, которая отделила роуд-муви в отдельный жанр, сделав из него философскую притчу. Очень редкое направление, которое и сейчас невозможно встретить в рамках мейнстрима. Последняя работа подобного толка была разве что у Алексея Балабанова в фильме «Я тоже хочу». Если кто-то знает более жизнеутверждающие примеры последних лет — милости прошу в комменты.

Победа над выгоранием и кризисом смыслов

При этом сюжет фильма прост и банален: молодой юрист Нил Оливер хочет отказаться от предопределённой карьеры, не желая идти по протоптанному пути своим отцом-тираном. Вместо этого молодой человек решает получить от вселенной ответы на вопросы (слоган фильма: «На все ваши ответы будут заданы вопросы». Вот и думайте, что это значит).

-2

Как и подобает магическому реализму, вселенная с готовностью отвечает на призыв, отправив по душу Нила некоего О. Ж. Гранта (здесь игра слов, его имя расшифровывается как «Одно Желание Гарантировано»). Он, как джинн из «Ведьмака», действительно может исполнять хотелки, но делает это извращённым способом. Например, человек буквально загадал «Есть и не толстеть?» Пожалуйста, но теперь ему придётся съедать половину меню забегаловки, и так по 6-7 раз в день, что затратно. Однако Нилу всё ещё нужны ответы на вопросы, поэтому он соглашается на авантюру — ему нужно доставить посылку из одной несуществующей точки на карте в другую. Как вы понимаете, на пути его будут ждать удивительные истории, одна краше другой, и в них и заключается глубина фильма.

Источник — https://ru.pinterest.com/pin/650559108705630402/
Источник — https://ru.pinterest.com/pin/650559108705630402/

По закону жанра Нил приходит к выводу, что живёт не своей, а чужой жизнью, являясь заложником мечты отца. Фильм не призывает всех всё бросить, но заставляет пересмотреть жизненные приоритеты и выборы. Классический сценарий кино, которое объединяет и комедийное, и философское содержание. Почему его с кайфом можно пересматривать ежегодно? Этот фильм удивляет тем, что в нём смешано сразу несколько разных историй, которые на первый взгляд вообще не связаны друг с другом. Удивительно, как в двухчасовом фильме уместилось столько неожиданных и порой нелепых событий. Как раз из-за их абсурдности и независимости друг от друга с каждым годом зритель может найти новые смыслы, сконцентрироваться на том, на что раньше внимания не обращал. «Трасса 60» — это своего рода терапевтический сеанс. Она напоминает, что настоящее счастье и чудеса лежат на своей, уникальной, иногда странной тропинке.

Как старое вино

Фильм очень красиво состарился. Включите его в 2020-е — так сразу и не скажешь, что он разменял второй десяток. «Трасса 60» — это свой особый мир, ни на что не похожий, в том числе и в визуальном плане. Операторская работа намеренно яркая, почти мультяшная. Каждая остановка главного героя не похожа на предыдущую. Нил совершает путь от типичного мегаполиса «американской мечты» до абсолютно антиутопического поселения наркоманов — и каждый бумажный город кажется реальным на несуществующей трассе.

Сценарий Боба Гейла только приукрашивает события своими глубиной и остроумием. Герои не произносят диалоги чисто для того, чтобы заполнить пустоту или прокомментировать свои действия, а так и разбрасываются афоризмами, притчами и каламбурами. Чего стоят только реплики О. Ж. Гранта (гениальный Гэри Олдмен). Каждая — законченная философская миниатюра, не лишённая юмора, порой даже чёрного. Это ещё одна причина, по которой фильм нескучно пересматривать — каждый раз откроешь что-нибудь новенькое.

-4

Музыке здесь тоже уделили внимание. Она варьируется от блюза до рока, озвучивая путешествие героя и меняясь в зависимости от встречающихся персонажей. Музыка задаёт ритм и эмоционально усиливает каждую сцену, становясь проводником в странный мир чудес современной Алисы.

Вся суть «Трассы 60» — в её многослойности. В один год я видела в фильме манифест против родительского контроля. Через пару лет — руководство по вступлению во взрослую жизнь.

А сейчас, после нескольких недель безуспешных поисков работы с моим невостребованным гуманитарным образованием, кажется, я определилась с будущей профессией. Она будет древнейшей и связанной с трассой 60 (в реальности это, кстати, Азиатская автомобильная дорога между Омском и Казахстаном). МУХА-ХА-АХ. Ладно, было бы весело, если бы не так грустно.

-5

«Трасса 60» всё ещё актуальна и постареет нескоро. Это фильм, который с годами начинает говорить с тобой на новом языке, ведь вопросы «Кто я?», «Куда я иду?» и «Что для меня действительно важно?» — вечны, а сюжет, персонажи, диалоги, сама съёмка — отличный пример того, как за небольшой бюджет можно сделать непохожий на других шедевр, который запомнят надолго.