Новый номер журнала «Авиация и космонавтика» (№10, 2025) как всегда вышел насыщенным интересными материалами. Давайте познакомимся подробнее с перечнем его публикаций.
СОДЕРЖАНИЕ
Ф. Василенко
Армейская авиация Вооруженных сил России
Здесь подробно об истории, сегодняшнем дне и перспективах развития авиации сухопутных войск. Красочные фотографии современной военной вертолетной техники: Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-52.
А. Заблотский
«Старый конь борозды не портит»
Самолету-амфибии Бе-12 - 65 лет!
Название говорит само за себя: история легендарного самолета ОКБ Бериева. «Старичок»-то все еще в строю! Рассказ о том, как создавался самолет, где и как он служил, и что с ним происходит сегодня. Упомянуты многочисленные гражданские варианты летающей амфибии и даже его участие в роли кинозвезды. Множество редких фотографий различных модификаций Бе-12.
А. Пухлов
Советская гражданская авиация довоенного периода 1920-1941 гг.
Продолжение серии статей по истории отечественной гражданский авиации. На этот раз публикация посвящена самолетам К-5 конструктора Калинина и поликарповскому У-2. Легендарный биплан представлен в виде «пассажирских» модификаций, в том числе и VIP-варианта типа «лимузин». Для перевозки по воздуху советской элиты разумеется. Много редких фотографии и цветные рисунки «боковиков» различных самолетов этих типов.
Е. Арчаков
Рожденный в Моршанске
Если вы думаете, что эта статья посвящена знаменитому 153-му ИАП ПВО, который 50 лет базировался в Моршанске, что в Тамбовской области, то это, увы, не так. Статья рассказывает о другом, не менее известном авиационном полку: 821-й Ордена Суворова ИАП. Который, хотя тоже создавался на тамбовщине, большую часть своей истории провел на Дальнем Востоке, в Спасске-Дальнем.
Впечатляет послужной список полка: битва за Сталинград, воздушные бои над Кубанью, освобождение Маньчжурии, Корейская война.
Интересен и перечень самолетов, на которых служили и воевали летчики полка: МиГ-3 (в 1941 году), Як-1 (1942), ЛаГГ-3 (1942), «Спифайр» Mk.V (1943), P-39 «Аэрокобра» (1943), P-63 «Кингкобра» (1945), МиГ-15 (1950-е годы, война в Корее), далее - МиГ-17, Як-28П, Су-7 (истребитель-переватчик, первый вариант этого самолета), МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛД.
В статье много интересных фактов из истории полка и уникальных фотографий. Как самолетов, на которых служили его летчики, там и самих пилотов.
А. Юргенсон
Истребитель ЛаГГ-3
Это заключительная публикация из серии статей по истории известного советского истребителя. При всех его недостатках, он сыграл заметную роль в отражении воздушных атак нацистских полчищ, что вторглись в нашу страну.
Этот истребитель любят покритиковать и частенько приклеивают ему всяческие обидные прозвища, которыми летчики никогда его не называли. Между прочим он выпускался до 1944 года и всего было построено более 6 тысяч машин. Результат говорит сам за себя.
Итак, об этой статье. Автор публикации - известный авиационный график Андрей Юргенсон. На его замечательных рисунках, не побоюсь этого слова, выросло не одно поколение любителей истории авиации.
В этом номере нас ждал приятный сюрприз. Редакция решила завершить серию статей об истории ЛаГГ-3 великолепным иллюстративным материалом: одна полоса цветных профилей и три (!) страницы чертежей различных модификаций истребителя. От первой серии до 66-й. Да ещё и в популярном модельном 72-м масштабе.
Даже припомнить не могу, когда у «Авиации-Космонавтика» в последний раз были приличные чертежи. В 90-х? В «нулевых»? Кто в теме, подскажите, пожалуйста!
С удовольствием посмотрел материал этой статьи. Отличная графика, все качественно и на уровне. Да, у Юргенсона другой ведь и не бывает, верно?
Моделисты, берём на заметку!
В. Морозов
Военная авиация Польши 1918-2025 гг.
В статье продолжается журнальная «санта-барбара» о боевой истории нашего «надменного соседа» (эта фраза из классики, правда кажется она относилась к шведам, но не суть).
Сейчас читаем рассказ о начале реактивной эры в Польше в 1950-х годах. Как поляки сумели освоить и затем летали на наших истребителях МиГ-15 и МиГ-17.
Мало того, они развернули производство этих машин на своих заводах. В серию они пошли под местным именем Lim-6.
Организовали они и производство своей версии вертолёта Ми-1.
В те годы в польских ВВС служили многие летчики, вернувшиеся со Второй мировой войны. В том числе известный ас Скульский, добившийся впечатляющих успехов на своём «спитфайре» в Королевских ВВС. Британских разумеется.
В статье есть много интересных фотографий «польско-советской» авиатехники тех времен.
Ну, что же, подводим итоги. Журнал вновь радует читателей качественной подборкой материалов, яркими иллюстрациями и увлекательными историческими исследованиями. Немного необычно, что ничего нет о беспилотниках и авиации противника. Интересно, к чему бы это? Готовится публикация про «томагавки»? Крылатые ракеты, имеется в виду. Впрочем, нам, любителям истории авиации, когда из шести статей только одна о современности, а все остальное о «делах минувших», только на руку.
Читаем, листаем, смотрим, причмокиваем. Выпуск, скажем честно, нам понравился. Редакции журнала - большой респект. А всем интересующимся этой темой - наши искренние рекомендации: обязателен к прочтению! Он того стоит.